МЕЛАНЖ (формулы переходности цвета, функции меланжа, сочетание с другими техниками в вязании)
Доброго времени суток всем, кто читает мой мастер-класс.
В этот раз я хочу рассказать Вам об интересной технике в вязании-МЕЛАНЖЕ.
Рассмотрим несколько вопросов:1 Что представляет собой меланж?
2 Различные ФУНКЦИИ этой техники.
3 Что такое формулы переходности цвета, и как с ними работать?
5 Сочетание меланжа с другими техниками в вязании.
Мой мастер-класс будет ориентирован на средний и выше среднего уровень мастерства.
-----------------------------------------
Напомню, что такое меланж, потому что некоторые вязальщицы смешивают 2 понятия: секционка и меланж, называя секционку-меланжем, а меланж-секционкой. Я такое смешивание этих понятий даже встречала в мастер-классах...
Вероятно, у них это ассоциируется просто с пёстрой ниткой.
Однако, это вещи совершенно разные. Пестрота тоже бывает разной.
Секционка--это пёстрая пряжа, окрашенная звеньями, участками. Они постоянно меняются в цвете.
Меланж--пёстрая пряжа, где 2 или 3 цвета, скрученных вместе не меняются на протяжении всей длины.
Сегодня мы говорим именно о МЕЛАНЖЕ.
Меланжированную нитку можно не только купить в магазине, её легко сделать самим, просто скрутив на веретене 2 цвета. Это уже будет меланж.
Однако скомбинировать 2 разных по цвету нити можно в разных пропорциях: например красного цвета, обозначенного буквой А можно взять больше(скажем, 70%), а белого (обозначим второй цвет буквой Б)-только 30%. В этом случае перевес цвета будет в сторону красного,(красный меланж) а можно, наоборот, цвета Б взять больше и меланж будет больше в сторону цвета Б.(будет белый меланж).
А вот если взять и сделать это поэтапно: сначала вяжем из меланжа, близкого к цвету А, затем ровно наполовину, а затем вяжем из меланже близкого к цвету Б.
-
Вот тогда получается ПЕРЕХОДНОСТЬ меланжа от одного цвета-к другому. Смотрится это очень красиво.
Как же сделать плавный и красивый переход от красного-к белому?
Переходности цвета можно достигнуть несколькими путями, например, чередованием рядов.Насколько мне известно, эта техника на современном языке называется АРТ-меланж.
Но метод переходности, о котором я буду рассказывать в моём мастер-классе--совсем другой; его можно назвать методом присоединения тонких волокон друг к другу.
Итак... чтоб добиться плавного и сглаженного перехода от одного цвета пряжи-к другому, надо запастись, прежде всего,
-терпением,а затем парой спиц, и двумя (для начала) цветами пряжи.
Оба типа пряжи должны быть одинаковыми по толщине и, желательно, по качеству-тоже. Но пряжа при этом должна быть многоволокнистой, то есть когда есть возможность её расслоить на отдельные волокна. Либо пряжа изначально должна быть очень тонкой, и для вязания она должна складываться ,как минимум, четверо-впятеро, для образования полноценной нити для ручного вязания.
-------------------------------------------
Возьмём 2 цвета акрила одного и того же сорта и качества. Пусть голубой цвет обозначится буквой A, а чёрный цвет буквой В. Нить обоих моточков состоит из 4 волокон, которые мне пришлось расслоить.
Оставим небольшой клубочек цвета A нерасслоённым, также как и небольшой клубочек цвета Б-тоже цельным, не расслоённым. Одним из них мы будем начинать вязание, а другим-заканчивать.Свяжем цветом А, например 8-12 рядов, чтоб первоначальный цвет чётко проявился

Затем начинаем переходность.
Теперь переходим к расслоённым волокнам. Возьмём 3 волокна цвета А+ 1 волокно цвета Б и соединим их вместе.Формула эта запишется вот так:(3А+1Б).
Провяжем 8 рядov.
Затем возьмём соотношение 2 волокна цвета А + 2 волокна цвета Б, и снова вяжем 8 рядov.
Берём 3 волокна Цвета Б + 1 волокно цвета А и опять свяжем 8 рядov
После этого можно вязать чисто чёрным цветом.
Вот такие переходы цвета у меня получились.Сейчас обозначу звенья-формулами.
А тут уже вывязано несколько разных переходов от одного звена-к другому
Я буду употреблять слово ''ЗВЕНО''.(Это количество рядов ,провязанных в высоту по одной и той же формуле.)
--------------------------------------------
На плавность перехода влияют 3 фактора:
1-количество волокон и нитке;(чем больше волокон-тем более красивый и плавный переход получится)
2-количество рядов в высоту;(чем больше рядов в высоту провязано по одной и той же формуле-тем опять же красивее переходность)
3-чем меньше контраст между двумя цветами-тем плавнее переход.
-----------------------------------------------------
Итак, первая функция меланжа- это ПЕРЕХОДНОСТЬ, включающая в себя ''размывание'', ''размазывание'' цвета, создание эффекта перетекаемости одного цвета-в другой, третий, и т.д.
------------------------------------------
ТЕПЕРЬ О ФОРМУЛАХ И СХЕМАХ ПЕРЕХОДНОСТИ.
Для лучшего понимания переходности, я решила упорядочить эти формулы- в схемы, сделав чертежи.
Весь диапазон переходности меланжа можно разделить на ЧИСТЫЕ ЦВЕТА и ПОЛУТОНА, четверть-тона, которые располагаются в спектре между этими чистыми цветами.
Формул сложения волокон вместе можно вывести сколько угодно в данном диапазоне.
Работаем пока только с двумя цветами.
Берём 4-х волокнистую нить, разложим её на формулы переходности цвета:
Цвет А обозначим как -4, а если дробью, то-4/4. Цвет Б мы тоже обозначим-4/4. В промежутке между ними мы получим 3 формулы, вот они:
Первая формула: 3А+1Б. (означает, что мы берём 3 волокна цвета А, и 1 волокно цвета Б).
Вторая формула: 2А+2Б. ( берём 2 волокна цвета А, и 2 цвета Б).
Третья формула: 1А+3Б. ( берём 1 волокно цвета А, и 3 цвета Б).
В четырёхволокнистой нити образуются только 3 формулы в промежутке,
Cоответственно, если волокон будет больше, то и формул переходности будет тоже больше.Эти формулы можно бесконечно комбинировать между собой, и получать самые неожиданные узоры и светотеневые переходы.
----------------------
переходность меланжа можно сочетать почти со всеми другими техниками.
Например, кайму в технике жаккард можно связать в очень спокойных, неярких тонах, если цвет Б частично смешать с цветом основного тона.
На этой основе можно получать самые разные варианты ''размазанных'' пятен, фигур; а если менять направление вязания- то вариантов ещё добавится.
Hапример,cвязать меланж диагональным способом-''размазанные'' полоски будут располагаться по диагонали,
если делать переходность меланжа на афганских узорах-то получатся ''размазанные'' зубцы, зигзаги...
Очень оригинально выглядит смещение звеньев самих переходных секций, когда на одном отрезке ряда Вы меняете волокно через 4 ряда, а на другом отрезке того же ряда меняете волокно через 6 рядов.
Интересно меланж проявится на пэчворкe, интарсии.
Давайте рассмотрим некоторые примеры.
В ПЭЧВОРКЕ.
Hе все любят яркие контрасты квадратов на одеяле, пледе.
Именно с помощью переходного меланжа Можно добиться красивого и мягкого эффекта переходности,приглушив резкий контраст,и поменяв всего лишь одно волокно в нити.
Берём нить в 4 сложения. Выбираем основной цвет. Например, РОЗОВЫЙ. Этот цвет во всех мотивах будет присутствовать на 3/4, и лишь 1/4 цвета будет изменяться. Плед получится в спокойных пастэльных тонах.(для этого не обязательно покупать пряжу пастэльных тонов, её можно сделать самим)
А если сделать пропорцию 7/8- основного тона, и 1/8 - любого другого,то тут получится очень мягкая переходность, напоминающая тонировку.(Лишь намёк на другой цвет!)
Следовательно, ещё одна функция переходного меланжа- ОСЛАБИТЬ, сгладить КОНТРАСТ при необходимости.
-------------------------------Третья функция переходного меланжа-это ВЫВЯЗЫВАНИЕ УЗОРОВ и даже целых
картинок на вязаных изделиях.
Но для этого необходимо детально рассмотреть формулы переходности, для того, чтоб
понять как ЭТО работает...
Снова вернёмся к 4-х волокнистой нити двух разных цветов.

Всё, что между чистыми цветами-это формулы переходности.В зависимости от того,
как их комбинировать, менять местами, или вязать в противоположных направлениях-
будут выкладываться самые разные хитросплетения цвета, тона и теней...
Конкретный пример. Попробовала переходные формулы 4-х волокнистой нити вязать
в противоположных направлениях, а именно:
набрала 20 петель. Первые 10 петель ряда вязала 3 формулы друг за другом
слева-направо,в последовательности 1-2-3; (смотрим схему),а следующие 10 петель
ряда вязала те же 3 формулы, но только справа-налево,в последовательности 3-2-1.
Получились вот такие теневые квадраты в шахматном порядке, разделяемые полосой:
.Это только один раппорт.Если раппорт в ширину повторить 3-4 раза- получится красиво.
Вязала, соответственно, от отдельных клубочков.
Тут получается, что переходный меланж мы соединили с техникой интарсии.----------------------------------------------------------
Возвращаясь снова к пэчвoрку, надо сказать, что внутри печворковских мотивовможно создавать эффект смещения звеньев, при помощи чередования переходных
формул на отдельных маленьких элементах целого мотива.
Соединять их в единый мотив надо методом состыковки.(Круговое вязание, или
возвратными рядами тут не сгодится).
Затем эти смещённые звенья выстроятся в какой-либо узор.
Вот так у меня случайно получилось ''мельничное колесо''.
Расскажу про этот эксперимент. Для этого я взяла 5-ти волокнистую пряжу двух
цветов-алого и белого цвета.
тут уже не три, а четыре.)Решила, что буду вязать большой мотив-8-угольник, из отдельных треугольничков
, ниткой в 5 сложений, переходным меланжем.
За основу повторяющегося раппорта взяла только 2 треугольничка, которые потом
чередовала.
Первый треугольничек я вязала чередованием первой и третьей переходных формул
Всего по 6 рядов вверх каждой формулой.-----------------------------------------------------------------
Второй треугольничек вязала чередованием второй и четвёртой переходных
формул
Ещё раз напишу эти формулы на самих треугольничках:
В моём случае я просто связала пробнички-каждый отдельно.(Это как бы черновик)
Но в чистовом варианте мотивчики в этой технике надо присоединять друг к другупо ходу вязания методом состыковки.
Получается красивый бесшовный вариант. (Сделаю отдельный мастер-класс по с
остыковке)
Вообщем, когда я сшила вместе все 8 треугольничков-у меня неожиданно
получилось ''мельничное колесо''
Я этого совсем даже не планировала, просто решила ''поиграть'' с формулами переходности цвета.
Тасовать эти формулы можно как угодно, и каждый раз Вы будете получать приятные сюрпризы ввиде интересных узоров-картинок.
(Тут я никогда не достигала чистых цветов,только переходные тона.)
------------------------------------------------
И, наконец, последняя функция переходного меланжа-ОН СПОСОБЕН УВЕЛИЧИТЬ КОНТРАСТ рисунка при необходимости.
Приведу конкретный пример.В 1994 году я вывязала на груди свитера(для себя самой)- вот этого
котика-мультяшку.
Вообще-то это мотив для детского свитера в чёрно-белой гамме. Однако, я решила
его вывязать переходным меланжем. При этом сильный контраст затушевался,
и кот выглядел как блик, силуэт, как призрак, наконец!
И только глаза я вышила ярко-зелёным.
Кот при этом перестал смотреться как детская мультяшка, и на взрослом свитере
был вполне ''к месту.''
Расклад 4-х сложенной нитки я сделала такой:
А-чёрный цвет, Б-белый.
Тёмную половину (с закрытым глазом)-я вязала нитью из 3-х чёрных и одного
белого сложения(3А+1Б)
Светлую половинку кота(с открытым глазом) вязала из 3-х белыx и одной чёрной
(1А+3Б).
Контраст получился не резкий, но вполне достаточный.
А вот общий фон (вoкруг кота) я вязала пряжей в равных пропорциях (2А+2Б).
Получилось здорово! Контуры кота едва просматривались, кот был призраком
на том свитере!
------------------------------------------------------------
Второй раз я того же кота вязала для дочки подруги, и мне захотелось контраст
немного увеличить между очертаниями
кота и общим фоном.
Я долго думала как это сделать? Но потом придумала.
Из 4-сложенной нити для общего фона(2А+2Б) я выдернула одно чёрное волокно,
и заменила его на фиолетовое. Получилось вкропление чужого цвета, близкого по тону к чёрному.
Формула нити для вывязывания общего фона поменяла формулу:(1А+2Б+1C).
Этого вполне хватило, чтоб немного увеличить контраст контура кота.
Тоже получилось красиво.
-------------------------------------------
Ещё одна функция переходного меланжа-КОНТРАСТ можно УСИЛИТЬ при
необходимости.
-----------------------------------------------------------------------
На этом буду закругляться. Надеюсь, что кого-нибудь заинтересуют идеи с
переходностью меланжа. Сама я буду пробовать искать новые варианты в этой
технике, если получится что-то интересное-обязательно покажу.
Думаю, что применима техника энтрелак и методы Рики Тимса и Каффе Фассета.
Удачи в экспериментах! Главное-эффект контролируем!