Льняная нить, пропущенная через сердце
Человек берет в руки льняную нить и начинает работать. Ситуация древняя, как мир, а результаты разные. У одних получается «тканый воздух» — невесомое прозрачное полотно древнеегипетских ткачей; другие переводят морозные узоры в замысловатые вологодские кружева. А симферопольский мастер Владимир Денщиков плетет... иконы.
Можно ли представить себе нитяную икону? Ведь иконопись — один из самых строгих канонических жанров, сложившийся в недрах ранневизантийского сакрального искусства и пришедший на Русь уже в виде незыблемых канонов.
Владимир Денщиков думал и об этом, когда немеющими от болезни, почти безжизненными пальцами старался закончить работу для храма-маяка в поселке Малореченское (регион Алушта). Он не знал, сколько времени ему отпущено, но внутренний голос был неумолим, словно колокола судного дня: «Завершить «Николая Чудотворца» необходимо!». Работа была окончена, немощь отступила. Православный, глубоко верующий человек Владимир Денщиков смиренно признает, что «Бог водил его руками», и именно на этом поприще мастер может принести пользу, выполнить свое предназначение, послужить Богу и людям.
Уникальный метод «нового вида иконотворчества», как стали называть его искусствоведы, сформировался, безусловно, не сразу. Владимир Анатольевич увлекся плетением макраме еще в молодые годы. Будучи театральным актером, художником, режиссером-постановщиком, он не мог не оценить воздействия на зрителя хитросплетенных рукодельных деталей, когда словно само собой возникает желание внимательно разглядеть, а то и потрогать подвижную фактуру, почувствовать ее живую энергетику.
В крымской столице каждый год бывает выставка икон Владимира Денщикова «Святой лен». Эти выставки удивительного самобытного мастера проходят в Симферопольском художественном музее.
Владимир Денщиков известен уникальной авторской техникой ручного узелкового плетения или макраме-коллажа с использованием льняной нити и нескольких видов «рукотворной ткани», созданной из той же нити. В одном произведении, в зависимости от размера, насчитывается от 1 до 15 млн. узелков, завязанных вручную. С их помощью создается одеяния святых.
«На одну работу уходит от 3 месяцев до 4 лет, как на иконе Св. Владимира с предстоящими святыми. Изображение ликов, рук, ног святых, В.А. Денщиков тоже пишет сам масляными красками на холсте», - рассказывают в музее.
В экспозиции представлено около двух десятков произведений, большая часть которых выполнена в 2014 году, и зрители увидят их впервые. Центром экспозиции является триптих «Пасхальные яйца» с иконами «Воскресение Христово», «Знамение» и «Покрова».
Все работы существуют в единственном экземпляре. «Выставка дополнена объемно-пространственными композициями из льняной нити и фоторепродукциями икон, изготовленных в разные годы, многие из них в настоящее время находятся в частных коллекциях в Украине, России, Чехии, Венгрии, Германии и США. Часть фоторабот представлена в натуральную величину, другая часть демонстрирует увеличенные фрагменты разных икон, позволяя более детально рассмотреть многослойное сочетание отдельных элементов сложных переплетений нити», - рассказали в музее.