Сегодня мы празднуем Песах!
Приветствую вас, дорогие подруги!
Сегодня вечером весь еврейский народ празднует Песах.
однажды я уже немного рассказывала здесь на форуме об этом важном для моего народа празднике: https://www.passionforum.ru/posts/21863-pesah-osvob....
сегодня у меня есть немного времени, я пришла поработать пол дня, на работе никого, все дома готовятся к седеру, а я уже всё приготовила. поэтому решила , вместо работы над проектом, пока начальство не видит, ещё немного написать про Песах. для тех, кто празднует и не празднует, кто знаком и не знаком, для вас, кто заглянул и остался почитать.
Древнейший праздник иудеев Песах связан с важным событием истории еврейского народа — Исходом из Египта, избавлением от рабства.
Песах ежегодно начинается 14 числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю. В самом Израиле этот праздник семидневный, за его пределами — восьмидневный. В григорианском летосчислении дата каждый год разная и высчитывается отдельно. В 2017 году Песах начинается с заходом солнца 10 апреля и заканчивается 17 апреля. Дни празднования посвящены событиям Исхода.
Память об Исходе — чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине XIII века до н. э. (Библия, Книга Исхода, гл. 12–15) — основа иудаизма. Библейские тексты повествуют, как Моисей по велению Бога выводил народ Израиля из Египта. Ночью 14 числа месяца нисана погибли все первенцы Египта, кроме еврейских. Дома евреев, помеченные кровью жертвенных ягнят, кара небесная обошла стороной. Этой ночью народ Израиля под предводительством Моисея покинул египетские земли.
Именно в память о том, что ангел смерти миновал израильские семьи, и был назван праздник: «Песах» на иврите означает «миновать, обойти или пройти мимо».
По сути, Песах – поворотное событие в формировании еврейского народа.
До исхода из Египта евреи были просто подданными фараона, низшей социальной прослойкой со своей религиозной спецификой, с неким налетом самобытности.
После исхода евреи стали народом.
Именно события той весны послужили, говоря современным языком, стимулом для пробуждения национального самосознания.
До наступления праздничной недели евреи собирают по всему дому всё квасное (хамец) и сжигают в утро перед Песахом. Квасным считается любое мучное блюдо, при готовке которого в тесте прошёл процесс брожения (во все дни празднования Песаха запрещено есть квасное и предписано избегать продуктов, которые могут забродить).
Для полноценного празднования Песаха евреи начинают за неделю до установленного срока убирать дом. Выгребаются все углы и выбрасываются все старые и ненужные вещи: всё, что таит в себе следы хамеца.
Во время самого первого дня еврейской Пасхи, глава семейства проводит формальные поиски хамеца при выключенном свете с использованием свечи. Но обычно такие поиски остаются лишь игрой, ведь к тому времени в семье не остаётся ни крошки подходящего под определение продукта (хлеб, макароны и макаронные изделия, суповые смеси, пиво и сдобные печенья). Раввинам разрешается продавать хамец не евреям, но то, что остаётся непроданным и несъеденным попросту сжигается.
Единственный хлеб, разрешенный в Песах — маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода оттуда. Весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.
Маца — напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.
Утром накануне Песаха мужчины-первенцы символически постятся в память о спасении первенцев Израиля при десятой казни египетской.
Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза седер ("порядок"), которая устраивается в первый вечер праздника .
Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Илии.
Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень — листья салата и хрен, символизирующие горечь египетского рабства; смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина — харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.
Вся еда раскладывается на особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На блюдо также кладутся три символа, которые не едят: зроа — прожаренный кусок мяса с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща например варёная картошка. Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом.
Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.
Во время седера евреи проходят через пять обязательных этапов. Первый — съесть мацу, второй — выпить четыре чаши вина, третий — съесть горькую зелень , четвертый — чтение Агады, а пятый — чтение хвалебных псалмов. В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, фаршированная рыба и запеченное мясо.
Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…" По традиции, принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году — в Иерусалиме!".
мне очень нравится этот ролик, тут великолепный Армстронг и кадры из мультика про Моисея - "Принц Египта".
спасибо всем, кто дочитал до конца! всех с праздником!
спасибо за проявленный интерес, Валентина!
Юля, поздравляю Вас и Вашу семью с праздником!!! Всех благ, мира и добра!
Желаю счастливой и солнечной недели
Поздравляю Вас, Юлечка, всю Вашу семью, близких людей с Песахом. Счастья всему еврейскому народу, мира и благополучия!
Спасибо за рассказ. Очень познавательно и интересно.
Поздравляю с праздником Песах! Желаю Мира, ДОБРА!
спасибо за проявленный интерес, Арина!
Спасибо за такой замечательный рассказ!
Песах сегодня, день великий,
Я вас сердечно поздравляю.
Всегда свободными людьми,
Вам быть от всей души желаю.
Нет рабству вы давно сказали,
Освободили свой народ.
Пускай же в этот дивный праздник,
Любовь и счастье к вам придет
С праздником Вас! Да хранит Вас и Ваших близких Господь!!!
Умничка, Я не смогла пройти мимо
Со светлым праздником Свободы и Весны!)