Про кружку и виртуальный камень.
Ждешь его, ждешь, а оно промелькнуло и все. А иногда и такое бывает, ждешь Деда Мороза, стишки учишь, думаешь, что он подарит тебе велосипед, а он кинет под елку пакетик конфет и все. Вроде бы был, вроде что-то подарил, но ведь не то…Ведь ждала велосипед….
Она еще раз прошла по маленькой кухоньке, подержалась за подоконник, погладила незаметно кухонный стол, и тут ее взгляд упал в мойку, Антонина (дочь) на работу убегала, за собой бокал не вымыла, он стоял одиноко в раковине.Она подошла к мойке, и своими морщинистыми и немощными, от старости руками взяла бокал, подержала его в руках, словно согревая теплом.
-Ты собралась, через час поезд, а нам еще ехать,- раздался голос от входной двери.
А потом в кухню вошла Антонина.Она увидела в руках у матери свой бокал и поменялась в лице.
-Мама, ну сколько я тебя просила не трогай мой бокал. Ты же знаешь, что я не люблю, когда берут мои вещи.
Старушка словно стала еще меньше.
-Да я, он тут стоял….
-ладно, поставь его и собирайся, не будем в дорогу ссориться.
Проводив мать, Антонина испытала облегченье, она любила мать, но мать…. Ох, уж этот старческий маразм! Мать была невыносима.Каждый визит как испытание на прочность! А этот бокал! Сколько раз просила, чтоб не трогала ничего в доме. Вечно возьмет и куда–нибудь засунет, а потом ищи.
Наверное не очень –то я люблю мать, подумала Антонина, если б любила, была б терпимее.А за что ее любить!
Из памяти стали появляться картинки.
Вот она в детском садике, уже всех забрали родители, и только она одна осталась. Воспитатель долго ждала маму, но у нее своя семья, она ушла домой, оставив девочку сторожу. На улице уже темно, они со сторожем сидят на скамейке, а сторож строго говорит «Ты себя плохо вела, вот мамка и бросила тебя, не стала из садика забирать. Кому нужна такая плохая девочка»
Потом вспомнилась, как они жили в общежитии с отцом, родители уже развелись, разделили комнату по палам, шифоньер поперек комнаты поставили, вечно пьяный отец воровал продукты и деньги у нее из сумки, а мать все терпела, на место поставить не могла.
Вспоминалось все плохое. Хорошего, наверное, не было.
Потом вспомнилось, как мать уезжала на разные курсы, а ее оставляла старенькой бабушке в деревне.И каждый раз уговаривала Тоньку, обещая привезти подарков, и Тонька ждала. Мать привозила подарки, то новые туфельки, то новое платьице. Тонька была уже взрослая тогда, смотрела на этикетки, обидно было, что мать выбирает, что подешевле.
Они всегда жили небогато.Двухкомнатная квартира была полупустой.Тонька стеснялась приглашать подружек в гости.
Вспомнилось, как подружки пришли в гости, а потом долго сплетничали в школе, дескать, мать в институте преподает, а холодильник пустой. Ни красной рыбы, ни черной икры.
Вспомнилось, как однажды решила, что не останется в родном городе. Хватит, натерпелась.Как летом подрабатывала на кондитерской фабрике, отложила денежек и после выпускного, уехала в Ленинград.
Все кипело внутри, она ни разу не попросила у матери денег, а мать ни разу не прислала.
Потом, закончила университет, можно быловернуться домой, или поехать куда-нибудь в глушь, но Тонька не хотела в глушь.Просто вышла замуж и все.
Она уже не могла сдерживать себя, ее душила слезы.
Домой ехать было глупо, дома две взрослых дочери, не надо, чтоб они видели ее плачущей.
-Анфиса, ты дома? Можно заеду?
-Можно, заезжай.
Анфиска тоже психолог. Правда, психолог с солнечными зайчиками. У нее всегда странные увлечения: то шали вяжет женскую энергию гармонизирует, то кукол делает, то волшебные картины рисует… А еще Анфиска камни собирает. Как она высокопарно говорит: «Это не просто камень-это камень благодарения!»
У нее везде камни, на рабочем столе, на столике в гостиной, на кухне, на подоконниках, возле цветочных горшков. И всегда она придумает объяснение, почему камень здесь лежит. Таким как Анфиска нельзя показывать фильм «Секрет», у них крыша съезжает. Но в целом Анфиска неплохой человек.
-Проходи, я пирог поставила, с яблоками и штрейзелем, как ты любишь! Рассказывай!
Хотя, если не хочешь не рассказывай.
Анфиска тряхнула своей рыжей головой, и сразу в мире посветлело.
-Я руки помою.
Я помыла руки и прошла на кухню. В воздухе пахло корицей и ванилью, а еще дрожжами. Короче, пирогами.Я осмотрелась, странно нигде не видно камней, наверно успокоилась,
и уселась на диван, поджав ноги под себя и плечом, облокотившись о спинку дивана.Сразу как-то стало легче.
-Знаешь, заметила за собой интересную особенность, я не могу злиться, когда пахнет пирогами.
Мы обе засмеялись.
-Только 20 минут назад поставила в духовку.Минут через 30-40можно будет есть, ты же не торопишься?
-Даже если б торопилась, ради твоего пирога отложила б все дела.
Анфиска посмотрела мельком на меня и начала рассказывать какую обновкуона хочет себе купить.От этих разговоров мне совсем полегчало.
Мы обсуждали форму каблука модного в этом сезоне, какую кофточку лучше купить белую или красную. И чем дольше мы болтали, тем лучше я себя чувствовала.
-Мама, в гости не собирается — спросила Анфиска.
-Только проводила.
-Может по бокалу вина?-спросила Анфиска, продолжая хлопотать вокруг меня.
-Нет, ты же знаешь мой взгляд на эти вещи. Когда тяжел она душе- пить нельзя.
Один раз полегчает, второй, а потом и спиться можно! Знаешь, мне, наверное, выговориться надо.
Сапожник без сапог.Так и психолог.Вроде бы все знаешь, все понимаешь! А как иногда бывает больно. Анфиска золотой человек, она умеет хранить тайны своих клиентов, но даже ей не хочу ничего рассказывать! Но ведь выговориться надо, не могу с этим жить!
<p "="">-Ты, наверно, осуждаешь меня матери почти восемьдесят, и она там одна, а я не хочу забрать ее к себе! Не могу, я не могу общаться с ней. Что она дала мне, да ничего! А тут ходит по комнатам, такая убогенькая, такая разнесчастная!!! Не могу ее видеть! Всем в глазки заглядывает! Божий одуванчик! И что не сделает — все не так! Сколько просила, не трогай мой бокал! Так нет же.Всю неделю держалась, я уже подумала за ум взялась, так она на прощанье – захожу, а она из моего бокала пьет!Анфиска как–то вся сжалась, мне даже показалось, что в комнате потемнело.
-Вот, что мне делать! И каждый ее визит всегда одно и тоже! Пока не доведет — не уедет. Или если меня не довела, значит, девчонок обидит! А потом еще плачет! Тот еще манипулятор! Кому угодно границы прогнет!
Анфиска молчала.
-Я в этом вопросе тебе не советчик, и не судья. Каждый сам принимает свои решения.
Мне совсем полегчало. Фу, отлегло.
Анфиска подала пирог и мы опять поменяли тему разговора. Про пироги, про детей. Про планы на лето.И тут я опять обратила внимание, что камни благодарения исчезли из квартиры.
-Слушай, а где твои камни? Камни благодарения.
-Я научилась делать виртуальные камни, а те, что были, разложила в горшки с цветами, пусть моя благодарность растет вместе с цветами.Кстати, где твой Витька?
-В командировке.
-Тогда звони домой, предупреждай девчонок и оставайся у меня ночевать, не хочу, чтоб ты в таком состоянии выходила на улицу.
Я уже собралась спросить ее, а как к этому отнесется ее муж, но Анфиска ответила раньше, чем прозвучал вопрос.
— Мои мужики на рыбалку уехали. Ты никому не помешаешь. Я сейчас ванну тебя наберу, у меня такая пена шикарная есть!
Анфиска включила воду в ванной, и начала мне постель стелить.
Я всегда Анфиской любуюсь! Хозяйка! Мне этого не хватает, как говорит
мой муж, я все делаю также, просто тепла не хватает. Ну тут ничего не сделаешь, если с детства не привили, как не старайся, все-равно, так как у Анфиски не получится.
-Слушай, тебе не надоели эти камни? Мне и то уже надоели.
-Ты зря так! Камни благодарения это очень терапевтично! Вначале ты его согреваешь теплом рук, потом он благодарит тебя. Если б ты знала, какие эффекты порой бывают!
Хочешь, подарю.
-Только виртуальный, булыжники носить в сумке не готова.
-У виртуальных есть два побочных эффекта, один хороший -ты его не потеряешь, он всегда с тобой, другой — плохой – ты его не потеряешь, никак не избавишься, он всегда будет с тобой!
-Мелочи, давай.
Анфиска подошла ко мне, согнула ладошку, словно там камень и прикоснулась к моей ладошке, словно перекладывая камень.Чмокнула меня в щечку и сказала:
-Ты не пожалеешь! Он необыкновенный.Ванна готова, И если ты не возражаешь, я пойду спать.
-Не возражаю
Анфиска ушла спать, а я ….Я… Мне захотелось узнать, действительно ли камень может помочь мне.Злость на мать вначале отпустила меня, но сейчас, когда Анфиска ушла спать и я осталась одна, воспоминания стали стучаться в душу.
-Я хочу увидеть. Почувствовать, как она могла так поступить со мной! Она мне всю жизнь переломала. Пальцы невольно сжались в кулаки, неужели хотя бы сейчас…
Почему в ее душе не было даже крошки любви для меня! Как так можно!
Мне захотелось понять как так можно, что она чувствовала, что ею руководило, почему…
Я зажмурилась и еще сильнее сжала кулачки.
Заводское общежитие.Какой-то мужик зажимает рот рукою.Кричать? Стыдно, что люди скажут. Отобьюсь сама.Вот окровавленная простыня. Вот он уговаривает не идти в милицию, люблю, паровоз куплю.Вот бабушка строго говорит: «У нас в роду шалав не было, зовет замуж, вот и иди».
Вот я, Тонька двух месячная, меня мама несет в ясельки. Теперь я знаю, почему воют волки.Вот я подросла, мама и бабушка о чем — то говорят.«И не думай о разводе, у всех мужики пьют!». А вот тот день. Смена до восьми, хорошо, что общежитие рядом, бегом-бегом.Муж спит пьяный. А где ребенок? Мама носится по общежитию… Меня нигде нет. Вахтер говорит, что отец меня из садика не забирал.
Автобусы не ходят, уже поздно. Мама несется сломя голову в садик.Я не хочу с ней идти. Я помню тот вечер, мне хотелось умереть! Мне холодно.Мама укутывает меня в свой свитер и несет на руках по ночному городу.
Мама уходит на преподавательскую работу, чтоб быть свободной вечером, чтоб забирать меня вовремя из садика, отец спился, каждый день пьяный, зарплату пропивает с друзьями.Мама хочет развестись с ним, но она не работает на заводе и не имеет права жить в общежитии, а жить больше негде, на преподавательскую зарплату квартиру не снимешь, да и не берут с ребенком.В институте поставили ультиматум или она поступает в аспирантуру, или увольняется.В институте надо во что бы то ни стало остаться, есть возможность купить кооперативную квартиру.Мама учится в аспирантуре.И так небольшая зарплата стала меньше за счет платежей на кооперативную квартиру. Мама пересчитывает деньги в кошельке, хватит ли до зарплаты. Лишь бы в пятницу дали. А то вдруг будут давать в понедельник.А вот мама оставляет меня бабушки. А вот подарки выбирает мне в Москве.Ей всегда везет, она находит недорогие вещи, поэтому вместо одного платья, она может взять два….
А вот здесь я уезжаю в Ленинград, я отказалась от ее помощи.
А она по привычке откладывает рубль к рублю, чтоб порадовать меня обновками.
Я всегда недовольна, что можно купить в провинциальном городке! Я даже не знаю, что на эти сапоги для меня она копила полгода! Нет, меньше!
Все! Хватит! У этого виртуального камня гораздо больше побочных эффектов! Все! Я же сказала «Все! Я возвращаюсь в сегодня»
Это больно быть не нужной! Это больно когда твоя любовь никому не нужна! Ведь я ни на что не претендую. Разве мне много надо, главное, чтоб у них все хорошо было. Я тебя люблю, доченька. Я знаю, что тебе ничего от меня не надо, да и нечего мне тебе дать. Я не буду лезть к тебе со своими поцелуями, я просто согрею твою кружку руками, чтоб тебе в этом мире было теплей!
Кулаки давным-давно разжались, я стояла посреди комнаты и впервые понимала, как же мама любила меня! Мне захотелось побежать к ней, обнять сказать ей все слова, что так долго не хотела говорить.
Я посмотрела на часы, поздно. Звонить поздно, скоро полночь.А потом словнов воздухе прозвенела натянутая струна, меня пронзила мысль, а вдруг потом будет совсем поздно.
Я позвонила маме.
-Я доехала, все хорошо. Не хотела будить тебя, тревожить…
-я…. — Горло перехватило, слезы предательски полились из глаз, голос задрожал.
Мама, ты прости меня, я не самая лучшая дочь, я не умею говорить красивые слова. Я хочу сказать тебе главное: ты мне очень-очень нужна! Я люблю тебя! Ты даже не представляешь, как я люблю тебя.