Этот необычный мастер-класс представляет наша читательница из Республики Башкортостан города Уфа Валеева Асия Сабировна. Данный мастер-класс участвовал в конкурсе мастер-классов - 2008, а необычный он потому, что работа Асии Сабировны представляет собой подробный курс по сборке топа, связанного в технике ирландского кружева. Особенностью работы является учет вытачек на груди и талии, за счет которых топ сидит четко по фигуре.
Асия Сабировна занимается вязанием уже больше 40 лет, из них 15 лет посвящены теме ирландского кружева. Первый опыт вязания получила от своей мамы, а затем училась самостоятельно по журналам «Работница» и «Крестьянка».
С журналом «Осинка» Асия Сабировна познакомилась полгода назад. Являясь опытной мастерицей, работающей в технике ирландского кружева, Асия Сабировна стала постоянной участницей соответствующей рубрики в нашем Клубе.
Валеева Асия: «Изучив темы по ирландскому кружеву, поняла, что у многих вязальщиц вызывает затруднение соединение по боковым и плечевым швам и выполнение вытачек. А в темах наглядного объяснения таких вопросов не нашлось. Поэтому я решила рассказать в своем мастер-классе о том, как я справляюсь с этими проблемами».
Приготовим основу для сборки кружева. Для этой цели подойдет плотная ткань типа плащевой. На нее наносим контуры выкроек полочки и спинки топа, соединенных по боковому шву. Нагрудные вытачки могут располагаться от проймы или от горловины. В зависимости от задумки, от расположения мотивов могут использоваться оба варианта расположения вытачки. По всем линиям проложим контрастную нитку наметочными стежками, не забыв отметить центр каждой детали. Ткань с нанесенными контурами выкроек будем называть основой, а части изготавливаемого изделия назовем полотном. На основе можно нарисовать эскиз рисунка. Попробуем связать такое «деревце». |
Заготавливаем ствол дерева, фиксируем шнуры и мелкие детали с помощью бумажных наклеек, затем сшиваем с изнаночной стороны, заполняем промежутки. |
Отмечаем на стволе линию бокового шва с помощью линейки, прокладываем контрастную нитку по намеченной линии на стволе дерева. Для чего нужна эта линия? При сборке спинки проложенную на стволе нитку совместим с линией бокового шва спинки. Ствол изогнется вправо. А при сборке полочки эту линию совместим с линией бокового шва полочки. Ствол изогнется влево. Таким образом, изделие приталивается по боковому шву. |
Приметываем ствол к основе, раскладываем остальные мотивы. Сейчас можно сориентироваться, каких мотивов уже много, каких мало. Довязываем недостающие элементы. Симметричные мотивы для наглядности можно положить лицевой стороной вверх, а несимметричные – вверх изнаночной стороной сразу. Определившись с композицией рисунка кружева, переворачиваем изнанкой вверх и симметричные мотивы. |
Намечаем прямую линию на длинном листочке, располагающемся вдоль бокового шва. Назовем его травинкой, чтобы было понятно, о каком листочке будет идти речь в дальнейшем. Совместив намеченную линию с линией бокового шва полочки, отметим контур травинки на основе. |
Приметываем к основе все мотивы и сшиваем их в местах соприкосновения. На этом фото видно, что на левой половине полочки идет сплошной рисунок вдоль горловины, а вытачка расположена со стороны проймы. На правой стороне вытачка получилась со стороны горловины. В результате полочка выглядит несимметричной, но после того, как мы закроем вытачки, этот недостаток исчезнет. |
Заполняем мозаичной сеткой промежутки между мотивами. Сетку вяжем, ориентируясь на нанесенный ниткой контур травинки. |
Для оформления вытачки подложим под мотивы лист бумаги и нанесем на него контуры вытачки, проймы и мотивов. Вырезаем контур мотивов по верхней стороне вытачки. |
Складываем лист, закрывая вытачку, и прикалываем полученный шаблон к нижней стороне вытачки, совмещая линию проймы. Заполняем полученное невырезанное пространство мотивами. |
И дополняем сеткой. Вывязываем сетку, немного выходя за линию бокового шва. Прокладываем на сетке контрастной ниткой линию бокового шва. |
В области плечевого шва подкладываем под полотно лист бумаги и отмечаем контуры выкройки и вязаного полотна. Нас интересует та часть, которая выходит за пределы выкройки переда. |
Вырезаем контуры, выходящие за пределы полочки. |
Ту же операцию совершаем на другом плече. Но в данном случае у нас еще не связаны, не пришиты мотивы на плече. Поэтому на нашем шаблоне есть и часть полочки. Кроме того нужно отметить ниткой линию плечевого шва на полотне, а также центр полочки, линии вытачек. |
На этом этапе нужно отпороть от основы полочку ниже уровня пройм. Если вы любопытны, можно полностью отпороть и примерить. Но надо иметь в виду, что верхние части полочки придется еще раз приметывать к основе. Для того чтобы приметать их на то же место, мы и прокладываем на полотне линии центра, вытачек и др. В данном случае примерка оказалась не лишней. Выяснилось, что цветок в центре переда выглядит слишком большим. Принимаем решение выпороть цветок и заменить мелкими цветами и листьями. |
Приметываем ствол нашего «дерева» к основе, совмещая намеченную на нем среднюю линию с линией бокового шва спинки. |
Раскладываем мотивы на спинке согласно задуманной композиции. С правой стороны спинки оставляем свободное пространство, чтобы потом перенести вытачку. Прикалываем бумажные шаблоны плечевых участков к соответствующим местам основы спинки. Приметываем мотивы к основе и сшиваем мотивы в точках соприкосновений – пока только на левой половинке и в верхней части спинки. |
Заполняем мозаичной сеткой промежутки между мотивами, но пока в левой части спинки, а также выше уровня пройм. От правого бокового шва тоже можно немного вывязать сетки, но следует иметь в виду, что после того, как закроем вытачку посередине спинки, нижняя часть спинки сдвинется вправо. Провязываем сетку в левой части спинки, пока сетка не перейдет за линию левой стороны центральной вытачки спинки. Отмечаем ниткой эту линию на собранном сеткой полотне, а выше уровня пройм отмечаем середину спинки. |
Отпарываем от основы левую часть спинки ниже уровня пройм, передвигаем полотно и приметываем его правее, совместив намеченную на вязаном полотне линию края вытачки с правым краем вытачки на основе. |
Заполняем сеткой оставшийся на правой стороне спинки участок, немного не доходя до бокового шва выше и ниже травинки. Подложим листочки бумаги под незаполненные сеткой участки вверху и внизу бокового шва, наметим контуры проймы, низа и бокового шва. |
Вырезаем шаблон для низа, прикалываем, совмещая края шаблона с контурами выкройки, и приметываем на него край полотна спинки. Как бы восполняем недостающую часть. Точно так же изготавливаем шаблон для верхней части бокового шва спинки. |
Отпороть спинку от основы, оставив приметанными участки возле плечевых швов. Вновь приметываем верхние части полочек к основе вдоль горловины и пройм, совместив отмеченные на полотне линии вытачек и плечевых швов с соответствующими линиями на основе. |
Закрываем вытачку на правой стороне горловины, совместив ее стороны на основе, закалываем или заметываем образовавшуюся складку, сшиваем соприкасающиеся мотивы, довязываем в нужных местах сетку. При этом нужно следить за тем, чтобы складка сошла на нет на острие вытачки, так как после закладывания складки вязание уже не лежит ровно на столе. |
На левой стороне полочки попробуем поступить по-другому: отпорем верхнюю часть полочки выше вытачки, передвинем влево, закрывая вытачку, совмещая намеченные на полотне края вытачки друг с другом и с нижней стороной вытачки на основе. Сшиваем мотивы и сетку. Сравнивая оба способа, приходим к выводу, что надежнее первый способ закрывания вытачки – с закладыванием складки, так как во втором способе отпоротая верхняя часть полочки может деформироваться. |
Отпоров части полочки от основы, поворачиваем правое плечо переда так, чтобы соединить его с соответствующим плечом спинки. Используем все намеченные линии совмещения, бумажный шаблон, чтобы не нарушить составленный рисунок. Сшиваем мотивы, добавляем сетку. |
То же самое можно было бы сделать и с левым плечом. Но здесь получается натяжение вязаного полотна, и это может исказить рисунок и форму изделия. Оставляем левое плечо пока несшитым. |
Отпоров вязание от основы, складываем основу так, чтобы был виден боковой шов с намеченной линией прикладывания травинки. |
Приметываем правый боковой шов спинки с травинкой и приметанными бумажными шаблонами слева от намеченной на основе линии бокового шва переда, совмещая линию середины травинки и края шаблонов с линией бокового шва переда. Оборачиваем вязаным полотном сложенную основу и совмещаем боковые швы. Основа находится внутри вязания. |
Сшиваем травинку с сеткой. |
Вверху и внизу бокового шва заполняем промежутки между мотивами мозаичной сеткой. |
Прикалываем несшитое левое плечо переда к соответствующему месту на основе. Подворачиваем сложенную основу в области плечевого шва и прикладываем несшитое плечо спинки, пользуясь приготовленным шаблоном и совмещая намеченные линии плеча на полочке и спинке. Довязываем сетку и сшиваем мотивы. |
Отделяем окончательно вязание от основы, проверяем симметричность горловины и пройм, сложив его по центрам переда и спинки. |
Оформляем горловину, проймы и низ топа фантазийной обвязкой, время от времени прикладывая к выкройке, чтобы проверить, не растянулось или не стянулось ли вязание. Для такой проверки могут пригодиться отмеченные линии боковых, плечевых швов и центров полочки и спинки. Чистим наше произведение от остатков ниток наметывания и совмещения. |
Благодаря наличию необходимых вытачек топ хорошо сидит на фигуре. Теперь его нужно отпарить, дать подсохнуть, а потом носить долго и с удовольствием\http://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/Needlework/09_22/