Полуночные размышления...
Умение прощать — прекрасное свойство. И, кaзaлось бы, к определенному моменту жизни научиться делать это может и должен каждый. Но одно — простить человека, наступившего тебе на ногу в транспорте, и совсем другое — простить за предательство, необоснованные упреки и претензии, грубые слова или действия.
Как часто нам твердят, что мир жесток, что в нем нужно не жить, а выживать, быть волком, зубами выгрызающим себе место под солнцем. Мол, у добреньких нет шансов — пока они с широко открытыми глазами пытаются осознать, за что их ударили, другие, менее ранимые и более циничные, правят балом, наслаждаясь радостями бытия.
Кто-то скажет, люди не рождаются жестокими, такими их делает окружение. Если постоянно получаешь то в лоб, то по лбу, рано или поздно становишься осторожнее, злее, агрессивнее. Защитный механизм, так сказать. И уже с нескрываемым изумлением смотришь на человека, который, невзирая ни на что, продолжает подставлять щеки под оплеухи, даже не пытаясь уклониться. «Ну не глупец ли? — крутишь пальцем у виска. — Неужели жизнь так ничему не научила?». А ведь на самом деле умение прощать во все времена считалось не глупостью, а наивысшей мудростью.
Как ни сложно в это верить, есть среди нас, обычных людей, такие мудрецы. Мизерный процент уникалов, чей механизм абсолютно непостижим. Блаженные, сумасшедшие, глупые, «наивняк» и «неадекват»… Им дают немало нелестных эпитетов. Потому что они так не похожи на других, надувающих губы по любому поводу, культивирующих ненависть и бережно хранящих обиду в сердце — тех, кто пошел по пути наименьшего сопротивления, ведь для человека гораздо проще продолжать копить зло, строить бесконечные планы отмщения, чем найти в себе силы понять и простить.
Как ошибочно полагать, что такие люди слабы. Наоборот, сила их духа потрясает. Ведь чтобы прощать — по-настоящему, безусловно, внутри должен быть титановый стержень, который поддерживает и не дает сломаться от очередного предательства. Удивительно наблюдать, как раз за разом, вставая с колен, они обращают к миру сияющие глаза, лучащиеся верой в лучшее, в то, что мир не так и плох, не все вокруг — звери. И, странное дело, к такому человеку словно не пристает житейская грязь, у него не появляются брезгливые складки у рта, не гаснут глаза.
Так кто же они? Святые? Да нет, обычные на первый взгляд люди: две руки, две ноги, одна голова… Вот только рядом с ними чувствуешь, как волнами накатывает стыд. От того, что не можешь вот так же, как они, — отпускать злобу, прощать окружающим даже самые серьезные проступки. Что ворочаешься ночами, прокручивая в голове план мести предавшему любимому или подставившему на работе коллеге, в запале желая обидчикам изведать всех казней египетских, не замечая порой, как волна жгучей ненависти, разливаясь внутри, выжигает в душе все хорошее и доброе, превращая цветущий сад в черную пустыню. Но в то же время, глядя на умеющего прощать человека, непроизвольно тянешься к его высотам, потому что хочется стать лучше, честнее. Чище.
Кто-то скажет, можно простить, но нельзя забыть. Нет, это самообман. Простить — значит полностью стереть все из памяти, начать сначала, расстаться с гневом и осуждением, сбросить их, как камень с души, стать свободным. Недаром Конфуций говорил: «Быть обиженным или ограбленным — ничто, если только ты не продолжаешь вспоминать об этом». Я убеждена, если во Вселенной и существует какой-то всеобщий закон, то это правило причин и следствий, или, как сказано: «Что посеешь, то и пожнешь». Не умеющий прощать человек сжигает тот мост, по которому ему нужно пройти. Ведь каждому из нас рано или поздно тоже потребуется чье-то прощение…
Есть над чем работать…
Очень нужное повествование. Буду читать еще. Дам почитать дочери.
и как много дум сразу…