Женщины на судне
Женский Мир
Иногда задают вопрос — работают ли женщины на судах? И, если работают, то кем? Ну, попробую ответить.
Честно говоря, тема эта — женщины на судне — весьма обширная, и я даже не знаю, смогу ли я уложиться в одну статью. Попытаюсь.
И, традиционное предупреждение. В статье речь будет идти о торговом, и только торговом флоте. Не о рыбодобывающем флоте, не о других конторах, в владении которых есть плавединицы, а только о торговом флоте. И с поправкой ещё на то, что описываться будет ситуация Дальнего Востока, а не всего бывшего СССР.
Ещё добавлю, что здесь не будет о женщинах-капитанах, штурманах, или механиках. Про этих и без меня не мало написано. Будет о женщинах, которые работают на рядовых должностях.
Итак, кем работают женщины на современных судах?
Обслуживающий персонал — чаще всего. Нет, возможно есть где-то и женщины на должностях матросов или мотористов, но мне такие не встречались.
В слове «обслуживающий» нет ничего уничижительного. Вот совсем. Не надо пытаться приплести сюда какой-то мужской шовинизм, ещё чего там. На этих должностях так же работают и мужчины, и к ним применяется это — обслуживающий персонал, точно так же, как и к женщинам. Ну, если не нравится обслуживающий персонал, то пусть будет служба быта.
Много ли женщин в экипаже?
Сейчас крайне мало. Во времена СССР, да, количество могло достигать 7-8 человек. И повары, и пекари, и уборщицы. Но тогда и экипажи были намного больше. Сейчас же, 2-3 женщины в экипаже. А может быть и всего одна. А может быть и ни одной.
Что за должности?
Повар, буфетчик, дневальный.
Повар — понятно. Приготовление пищи на экипаж, учёт продуктов ( если совмещает ещё и должность артельщика. Артелка, это помещение на судне для хранения провизии. Отдельной должности кладовщика нет, поэтому артельщиком назначают кого-либо из экипажа. За ведение артелки идёт доплата.)
Буфетчик. Именно так, буфетчик, а не буфетчица. Хозяин, или хозяйка кают-компании. Накрыть на столы, перемена блюд, убрать со столов, мойка посуды. Поддержание чистоты в кают-компании и буфетной. Приборка в каютах капитана и старпома. Раньше буфетчица прибиралась также в каютах и младших штурманов, потом всё, только у мастера и чифа. Стирка, глажение и выдача постельного белья экипажу. На эту должность стараются принимать на работу с медицинском образованием, закрывая прореху в штатном расписании судна — судовой врач.
Дневальный. Практически всё то же самое, что и буфетчик, только вместо кают-компании — столовая команды. Не занимается стиркой. Приборка в каютах стармеха и второго механика. Но! Некоторые компании пошли ещё дальше в сокращениях экипажа, и кое-где работают и без дневального. Буфетчик разрывается и на кают-компанию — подать/унести, и на столовую. На замечание, что, мол " не баре, можете и сами сходить", отвечу — а, вам, вообще-то, на пищеблоке делать нечего. Санитария, знаете ли.
Обязанности я описал примерные, а не полные цитаты из Crew Manual с полными должностными обязанностями.
Кому подчиняются?
Вот, что бы не было кривотолков, привожу табличку одной компании:
Когда то, да, были в подчинении старпома. Теперь у ревизора.
Как женщины устраиваются на работу в море?
Да так же, как и мужики, через отдел кадров. Была бы вакансия свободная. А с этим может быть туго. Хорошие повара без работы не сидят, если есть медобразование, тоже плюсик. Во времена СССР с устройством было посложнее. Допуск к работе на судах загранплавания, больше известный как виза, сильно окорачивал хотелки соискателей. Это сейчас, есть загранпаспорт, вперёд. А в те времена не так всё просто.
Характеристика-рекомендация, членство в ВЛКСМ обязательно. А, чтобы получить характеристику-рекомендацию, надо было отработать на одном месте не меньше одного года. Поэтому, хорошо, когда в пароходстве были каботажные суда. Тогда направляли на такое судно, и можно было получить эту характеристику.
Но был и другой путь, более надёжный. В Находке, например, было такое Техническое Училище (ТУ), №18. Там учили на судовых поваров, пекарей, и бортпроводников пассажирского флота. Столько бортпроводников Дальневосточному пароходству, конечно же, не требовалось, и девушек распределяли в другие пароходства бассейна. А там они уже и становились буфетчиками или дневальными. А то и уборщицами. Кто сейчас нужен, тем и становились. Так, вот, пока учились, время и позволяло получить и характеристику, а иной раз и визу. То есть девушки уже приходили в отдел кадров пароходства визированными.
Другая подготовка?
Женщины полноправные члены экипажа, поэтому они точно также проходят все подготовительные курсы. И по борьбе с пожаром, и по спасению жизни. Скидки на пол, конечно, есть, но не всегда.
Отношение в экипаже.
Как палубную команду в целом обзывают «рогатыми», как машинную команду в целом обзывают «маслопузыми», так и у женщин есть своё обзывательство. У нас их называли «тётки». Не «тётьки», а тётки. Снова повторю, нет никакой уничижительности. Это, ни хорошо, и ни плохо. Это то, что есть, как бы кому этого не хотелось. И называли их так все, от капитанов до матросов.
Но обзывательство обзывательством, а в целом относились, и относятся к женщинам на борту благожелательно. Помогут всегда. Ну, не без розыгрышей и подначек, но помогут. Во всём.
Но это в целом? А в частностях?
А вот тут уже всё по настоящему. Есть межличностная неприязнь, есть симпатии. Обычные отношения в экипаже. Человек сам выстраивает свою жизнь на судне, настолько, насколько это возможно. Но иногда жизнь, конечно же, подбрасывает сюрпризы, и вместо «тётки» на пароход прибывает «принцесса», или «фея», или «жизель». И вот тут всё и начинается, самое веселье. По всему доступному диапазону. От древнеегипетских «Вас много, я одна» и «все мужики сво...» до избранно-сольных выступлений и программ, типа «не так стоишь», «не так свистишь», и прочего «дома жёнам будете указывать». Кто-то очень мудрый, очень метко назвал список экипажа судовой ролью. Так, вот некоторые роли, некоторым членам экипажа особенно удаются. Как говорится, десять баллов за артистизм.
Отношения внутри экипажа и так, довольно деликатная вещь. И, какой-нибудь особо одарённый актёр может изрядно попортить атмосферу и нервы ( я не женщин сейчас имел в виду, хватает и мужиков со склочным и вздорным характером). Просто если зачинщиком всего грядущего перформанса выступает женщина, то всё будет намного ярче.
Служебные романы?
Случаются, что скрывать то? Все мы люди, все мы человеки. И замечены в романах тоже были все, по всем должностям. По всем семейным положениям. Но всё происходит по взаимному согласию. И, более того, некоторые предприимчивые тётки, сами инициируют такие отношения с большими командирами ради облегчения своей жизни на судне. Да, есть такое, случается. Принуждать же… так, вот, по правилам компании, за такие принуждения можно очень быстро съехать с парохода, без перспектив дальнейшей работы в компании. Я не буду останавливаться на этом вопросе, но посмотрю по комментариям, особенно капитанским.
А иногда такие страсти бушуют на пароходе, такие игрища происходят, такие треугольники, квадраты и прочие геометрические фигуры выстраиваются, что… куда там Шекспиру и компании. Иногда даже кончаются очень трагично, в буквальном смысле. И увод мужей случается тоже. А иногда и женятся, и живут счастливо.
Лично я поимел печальный опыт судовой любви в самом начале своей карьеры, и, слава Великому Дизелю, приобрёл иммунитет. Всё на дистанции, всё на расстоянии, никакого сближения, как бы мне не хотелось. Зато всё ровно и спокойно. И не стыдно.
И, да. На просторах интернета иногда можно встретить рассказы из серии «как оно там на самом деле, на пароходах». Как правило, такие рассказы начинаются так — а у меня дядька, папка, брат, кореш на судне работал, так он рассказывал… и далее какое-то дикое повествование о безумствах, достойных Калигулы. Так, вот, не верьте. Брехня это всё.
Смешные истории?
О, да. Этого хватает. Такие экземпляры попадаются, что становятся ( и становились) легендами пароходства. Только вот не всегда это весёлый смех, от всех этих историй.
Зачем они туда идут?
А вот здесь только развести руками и пожать плечами. Не знаю. Мотивация у каждого своя. Кто-то хочет заработать (хотя не такие уж и большие деньги платят в море на рядовых должностях. Но есть плюсик, в море ты почти не тратишься, и можно скопить). Кто-то хочет глянуть мир (тоже причина… так себе. Ограниченность увольнений, да и… туристом больше увидишь).Кто-то выйти замуж. (А вот это уже реальная цель).
Ну, у всех свои причины, свой случай.
Вот если кратко о женщинах на судне.
Что касается меня, моего мнения, то… Я против работы женщин на судах. Обзывайте меня шовинистом, ещё там кем… но женщинам в море не место, ни на какой должности. Я очень уважаю морячек, но, тем не менее. Слишком много я видел искалеченных судеб таких женщин.
Новая буфетчица едет на работу.
Terminando la secundaria quise trabajar en el Caribean crousen, como sirvienta en los cruceros, mandé mi carta, me admitieron, pero mi madre no me dejó ir. No me molesté tanto, y creo que no perdí nada.
Tu madre solo estaba preocupada por TI y tenía miedo de dejarlo ir porque es vsme Taka sea mucho puede suceder tal vez ella tenía razón
В общем-то всё здесь правильно написано и я хочу только добавить несколько строчек о моей работе в Советском Союзе! Как вам известно — пассажирское судно «Георг Отс» (где я до этого работала) утонул вместе со всем экипажем, родственниками и друзьями! Поэтому меня отправили работать на грузовое судно в Африку а на обратном пути загрузиться сахаром и ещё чем-то! За последние годы там многое изменилось — большинства из моих друзей нет в живых ! Я никого пугать не хочу — но перед тем как ехать на грузовом судне в чужую страну подготовьте своих родных и близких; чтобы не переживали и не плакали — у каждого есть судьба! Да поможет вам Бог !