Женщины в истории литературы
Женский Мир
Как всем доказать, что ты талантлива? Добиться успеха!
Так уж сложилась, что женщинам пробивать себе дорогу всегда было непросто. В прошлые века сферой деятельности прекрасного пола были дом, быт, семья и мелкие ремесла, такие как шитье и вышивание. Занятия искусством и науками были чисто мужскими, а женщине предоставлялась возможность стать музой, помощницей, но никак не творцом. Как говорила Вера Павловна в романе Чернышевского «Что делать?», женщинам оставалось лишь «быть членами семьи», «гувернантками» и «давать какие-нибудь уроки».
Конечно, и в прошлом появлялись выдающиеся женщины, которые нарушали сложившийся стереотип, но это было чем-то исключительным, скандальным, а порой даже неприличным. Самое малое: женщину-писателя или врача общество не принимало всерьез. Поэтому Жорж Санд надела мужской костюм и сменила свое имя. А доброжелатели советовали Джоан Роулинг и сестрам Бронте взять мужские псевдонимы, чтобы издатели обратили должное внимание на их творчество.
В МИРЕ
Некоторым женщинам все-таки удалось сделать себе имя в писательской среде. Одной из первых писательниц была Хросвита Гандерсгеймская — поэтесса и прозаик X века из Саксонии. Эта талантливая монахиня писала назидательные комедии на латыни и так прославилась своими произведениями, что слух о ней дошел до Генриха II Баварского, который не только оценил ее труды, но заказал ей поэму, в которой воспевалось аббатство Гандерсхайм — «Начала Гандерсгеймской обители».
Если вдруг вы еще не знакомы с Сэй-Сёнагон, стоит познакомиться. Эта придворная дама жила в Японии примерно в то же время, что и Хросвита Гандерсгеймская. Она умела искусно слагать стихи и основала особый прозаический жанр — дзуйхицу (яп. «вслед за кистью»). В «Записках у изголовья» она детально рассказывает о придворной жизни, иронично описывает аристократию и ее привычки. Настоящая куртуазная литература по-японски.
До XIX века известных писательниц было очень мало. Но вскоре на литературной арене появились те, чьи имена до сих пор сразу приходят на ум при словах «женщина-писатель»: Джейн Остин — «Первая леди» английской литературы, сестры Бронте и Мэри Шелли. Своим успехом эти дамы наглядно показали, что выдающимися литераторами могут быть не только мужчины.
Литература — отражение состояния общества, она меняется вместе с ним. В XX веке мы видим гораздо больше женщин во всех сферах, в том числе и в писательской. Женская литература стала увереннее, на нее стали обращать внимание и ценить. В 1909 году Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, которая получила Нобелевскую премию по литературе. С ее творчеством мы сталкиваемся еще в детстве: именно она написала «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». В 1955 году в СССР сказку превратили в полнометражный мультфильм «Заколдованный мальчик».
Говоря о женщинах в литературе, нельзя не вспомнить двух настоящих «рекордсменок» — Агату Кристи и Маргарет Митчелл.
При слове «детектив» всплывают в памяти два имени — одно мужское и одно женское: Артур Конан Дойль и Агата Кристи. Сложно представить более успешного писателя, чем Кристи. Примерный тираж ее книг составляет около 4 миллиардов. Писательница вх в десятку самых публикуемых авторов. К тому же произведения госпожи Кристи пользуются популярностью не только у читателей, но и у театралов: например, «Мышеловка» идет в Лондоне непрерывно с 1952 года! О творческом процессе Агата говорила, что все свои романы она обдумывала во время вязания в кругу друзей, а когда садилась за письменный стол, книга была уже полностью готова у нее в голове.
Маргарет Митчелл не оставила такого обширного литературного наследия, как Агата Кристи, но успех романа «Унесенные ветром» колоссален. В 2014 году результаты опроса Harris Poll показали, что роман Митчелл все еще остается на втором месте по популярности в США после Библии. А его экранизация — с Кларком Гейблом и Вивьен Ли в главных ролях — вошел в золотой фонд мирового кинематографа и давно стал классикой.
Писатель всегда передает в произведениях свое видение мира, и чем необычнее это видение, тем более запоминающимся получается повествование. И кто уж точно видел мир по-своему, так это Вирджиния Вулф — яркая личность эпохи модернизма. Вулф была членом Блумсберийского кружка, который славился свободолюбивыми нравами и стремлениями к художественному поиску. Это очень повлияло на ее творчество. Она создавала произведения, которые очень точно отражали не только проблемы общества, но и показывали их по-новому, как, например, в романе «Орландо». Эта книга представляет собой искрометную пародию на столь любимый публикой жанр исторических биографий. Здесь нет места ханжеству, а торжествуют ирония и абсурд.
У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната
ВИРДЖИНИЯ ВУЛФ
Писательница, литературный критик.
Очень сложно выбрать «самых лучших», «самых успешных» или «самых влиятельных» писательниц. Каждая внесла в литературу очень серьезный вклад, укрепила статус женщин не только в писательской сфере, но в обществе в целом. В этой статье мы и не стремимся рассказать обо всех. Но есть такие, которых нельзя не упомянуть. Например, Урсула Ле Гуин. Казалось бы, не очень знакомое имя, тем не менее она одна из самых выдающихся и титулованных писателей-фантастов, и речь сейчас не только о женщинах. Очень часто женское творчество ассоциируются с любовными романами и сентиментальными стихами, поэтому мы решили сказать об авторе, который для многих может стать открытием. Кстати, мультфильм «Сказания Земноморья» знаменитой студии «Гибли» создан именно по произведениям Ле Гуин.
Перенесемся на Восток. Иран подарил миру талантливых женщин: Аниту Амирезвани и Маржан Сатрапи. Обе не живут на исторической родине, но она оставила глубокий след в их творчестве. Благодаря им мы может взглянуть изнутри на то общество, которое кажется нам таким другим и таким закрытым.
Еще одно имя: Тони Моррисон. В 1988 году она стала обладательницей Пулитцеровской премии за роман «Возлюбленная», а 1993 году она получила Нобелевскую премию по литературе как писательница, «которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности». Ее произведения открывают для многих ту сторону общественной жизни, которая кажется такой далекой и незнакомой. В своих романах Моррисон дает понять, насколько мир может быть жесток по отношению к тем, кто непохож на других, как общество и его стандарты формируют не только наше отношение к самим себе, но и как оно может травмировать своими ожиданиями тех, кто им не соответствует.
Сколько еще есть чудесных имен: Донна Тартт, Антония Байетт, Джоан Роулинг (она уже давно не только автор Гарри Поттера), Франсуаза Саган… Каким сказочным сделали детство миллионов детей Астрид Линдгрен и Туве Янссон. Но, как мы уже сказали, нельзя упомянуть всех, иначе мы рискуем написать энциклопедию.
В РОССИИ
Среди русских женщин-литераторов первыми снискали известность поэтессы Серебряного века: Зинаида Гиппиус, Анна Ахматова, Марина Цветаева. Однако женщины в России творили и в предшествующие века.
Начнем с Екатерины II. Ей — выдающемуся политику и государственному реформатору — была близка литературная деятельность. Она писала в воспоминаниях: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила». Императрица оставила после себя огромное собрание сочинений, была постоянным автором сатирического журнала «Всякая всячина», по ее либретто были поставлены пять опер.
Мало кто сегодня знает кавалерист-девицу Надежду Дурову как писательницу, а между тем ею восхищался сам Пушкин и побуждал ее к литературному творчеству. Считается, что она была прототипом Шурочки Азаровой из «Гусарской баллады». Эта женщина прошла Отечественную войну 1812 года, командовала полуэскадроном и вышла в отставку в звании штабс-ротмистра. Положение женщины в обществе очень волновало Надежду, это стало одной из основных тем ее произведений: она страстно отстаивала права тогда почти бесправного женского пола. Она была воином и в прямом, и в переносном смысле, и такой осталась в истории.
Еще одна талантливая женщина прошлого — Евдокия Ростопчина. Область ее литературной деятельности весьма обширна: она писала и поэзию, и прозу, занималась переводами, создавала пьесы. Ее творчество ценили многое просвещенные умы того времени.
Тэффи сложно назвать неизвестной, она самая яркая писательница-сатирик XX века. Она была одним из постоянных авторов «Сатирикона», в числе ее поклонников был Николай II. Примечательно, что даже новой власти Тэффи «пригодилась»: уехав в эмиграцию, она описала негативные стороны новой жизни в рассказах, которые печатались в СССР с подачи Ленина. О творчестве Тэффи современники отзывались очень положительно, советская власть ее ругала, но все же ее рассказы были экранизированы в Советском Союзе. А это еще одно доказательство того, что хорошая литература остается вне политики.
В современной отечественной литературе много женских имен: Людмила Петрушевская, Дина Рубина, Людмила Улицкая, Ольга Седакова… Роман Татьяны Устиновой «Вселенский заговор» в 2016 году стал четвертым в списке самым продаваемых книг: 105 тысяч экземпляров, это вам не шутки! И, наверное, самым успешным современным российским автором является женщина — Дарья Донцова. В 2015 году было выпущено почти 2 миллиона копий ее произведений. Мало кому в мире удается достичь таких высот. Ее коллега по детективному жанру Александра Маринина также имеет в копилке много достижений: более 10 книг экранизированы, а в 90-е годы сложно было найти человека, который бы не читал ее романы. Сегодня все чаще женщины в литературе получают заслуженное внимание и оценку. И это очень радует. Женщины не просто много пишут, они пишут хорошо. Хочется верить, что в будущем мы увидим еще больше достойных книг и больше новых имен.
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ
Однако если человек занимается творчеством, то вовсе не важен его возраст, пол или происхождение. Главное — это те мысли и идеи, те уникальные художественные формы, которые он передает читателю. Мы всё еще живем в мире, полном стереотипов и предрассудков. Это относится не только к женщинам, но и к мужчинам, и к представителям различных профессий, жителям разных стран, да стоит ли все это перечислять. Так давайте станем больше внимания обращать на смысл, будем непредвзяты к новым лицам, и тогда получится то, что мы стремимся создать на Bookscriptor — новое свободное творческое пространство для всех. Поэтому дерзайте! Если вы сомневаетесь, начинать ли вам писать, — пишите, а если в ящике или на рабочем столе компьютера уже лежит рукопись — публикуйте. У вас есть все шансы на успех, и героини, о которых мы рассказали, — лучший тому пример!