Общие советы для шитья любой текстильной куклы (взяты из интернета, автор неизвестен)
А мы играем в куклы
Общие советы для шитья любойтекстильной куклы (для начинающих и не только…)
Материал для тела кукол:
В интернет-магазинах сейчас можно найти уже окрашенный импортный хлопок для тельца куклы разных оттенков, от светлого до интенсивно «за- горелого».
— Лён. Можно попробовать поработать и со льном, но у него не такая ровная структура нитей. Он более «рыхлый», чем хлопок, поэтому края вырезанных деталей сильно осыпаются. Кроме того, он менее «пластичен».
— Флис. Замечательный материал для шитья зверушек (и одежды), особенно для начинающих. Но он пилингуется (образует катышки, потому как является синтетикой), непредсказуемо растягивается (трудно угадать, что же в результате получится по стандартной выкройке; по опыту могу сказать, что получаются замечательные «пухлики») и плохо красится.
— Драп. Для крупных зверушек подойдут драп с небольшим ворсом или шерстяная фланель — просто замечательные ткани!
— Трикотаж. Хорош для обтягивания текстильной заготовки, чтобы скрыть лишние швы (например, посередине лица). Сам по себе в работе сложен (не каждая швейная машина его хорошо шьет), без дублерина плохо держит форму. Есть специальные виды трикотажа для шитья вальдорфских кукол. Но это совсем другая история!
Вообще можно пробовать все ткани, которые окажутся под рукой.
Из старых джинсов получатся замечательные мишки, коты, зайцы;
из вытертой простыни или наволочки — чудесная кукла-примитив;
— ненужное пальто превратится в кенгуру или жирафа…
Наполнитель:
Лучше всего использовать синтетический наполнитель. Он бывает нескольких видов.
— Холлофайбер шариками. Обычно это наполнитель для подушек, он хорош для крупных игрушек. Для тоненьких деталей (ручки, ножки) не подходит, образует «целлюлит». — Холлофайбер волокном. Тоже используется для подушек. Это лучший наполнитель для кукол.
— Синтепух («лебяжий пух»). Наполнитель для одеял. Очень хорош для мелких деталей и маленьких кукол, но работа с ним требует навыка — он легко сбивается в комки в процессе набивки.
— Синтепон. Это уже не наполнитель, а нетканое синтетическое полотно, которое используется для простежки — одежды, одеял. Основа у него та же, но чтобы наполнить куклу, придется рвать его на мелкие кусочки. Кроме того, у синтепона есть плотный наружный слой, поэтому использовать его в качестве наполнителя можно только для очень крупных игрушек или деталей (туловища, например).
— Вата. Да, используют и обычную хлопковую вату. Игрушка становится очень тяжелой, и стирать ее невозможно — не высохнет. Обрезки тканей, ниток. Некоторые мастерицы используют их в качестве наполнителя. Но они подойдут для набивки только очень плотной и тяжелой куклы. Минусы те же, что у ваты, — стирать нельзя!
— Шерсть. Натуральная овечья (сливер) используется в вальдорфских куклах. Она экологична, игрушки можно стирать.
Инструменты
— Ножницы портновские.
Они швейные, острые. Ими ни в коем случае нельзя резать бумагу или картон, только ткани.
— Ножницы зигзаг
— Ножнички с острыми тонкими лезвиями (маникюрные, рукодельные).
Швейные иглы.
Они бывают разные — длинные, тонкие бисерные, острые, с широким ушком; очень длинные кукольные — для пришивания рук; кривые — для пришивания волос и крыльев; цыганские.
Также понадобятся:
— палочки для выворачивания деталей;
— плоскогубцы-кусачки (откусывать и сгибать проволоку);
— термопистолет;
— утюг;
— швейная машина (если ее нет, можно шить и вручную).
Другие необходимые материалы:
— Проволока вязальная стальная. Продается в небольших в строительных материалах. Подходит для каркаса прически. — Проволока медная в изоляции. Подходит для каркаса куклы.
— Минеральный гранулят. Продается в зоомагазинах для аквариумов, но можно заменить его и мелкой галькой с солнечного морского берега. Применяется для утяжеления игрушки, чтобы она устойчиво сидела.
— Художественные акриловые краски.
Для начала возьмите набор из шести цветов «Соннет» или «Ладога».
— Кисточки из синтетики № 00, 2, 6
— Нитки «Ирис» — понадобятся нитки разных цветов, но телесного цвета запасите побольше!
Конечно, этот список — далеко не полный, однако все нам понадобится не сразу и не для каждой куклы или игрушки.
Но один из главных секретов:
Прежде чем начать работу над куклой, тщательно продумайте образ, подберите все ткани и отделку (кружево, тесьму, пуговицы, шнурочки и т. д.) и только потом приступайте к делу! Иначе ваша кукла так и останется недошитой (потому что не подобрали подходящих волос) или неодетой («И что это у меня нет таких мелкоузорчатых тканюшек…»И в коробке с пуговицами ничего не нашлось…»)
Открою секрет: иногда приходится не один месяц подбирать к родившемуся уже образу ткани, кружева, пуговички, аксессуары — точно в тон, точно по фактуре, зато потом кукла шьется на одном дыхании и как радует результат!
Кроим и шьем тельце куклы :
Итак, вырезаем детали выкройки, отутюживаем ткань, складываем ее вдвое, скалываем швейными булавками. Вырезанные детали выкройки раскладываем на ткани в соответствии с указанным на них направлением долевой нити. Направление долевой обозначено стрелкой.
Долевая нить — та, что идет вдоль кромки ткани.
Почему это важно? По долевой нити ткань (как правило) тянется меньше, чем по поперечной. Если перепутать направление, то ваше «творение» получится более пухленьким, чем задумывалось.
А если кромки нет? Тогда потяните ткань по разным направлениям нити: где меньше тянется, там и долевая.
Теперь обводим детали хорошо заточенным простым карандашом. Можно использовать исчезающий маркер,
Но:
во-первых, даже продавцы в специализированных магазинах часто путают исчезающий и смывающийся после стирки (а мы ведь стирать не будем) маркеры.
во- вторых, он очень быстро заканчивается или высыхает.
На всех выкройках на контурах деталей указаны отверстия для набивания. Чтобы не застрочить их случайно, я обязательно карандашом делаю метки. Отверстия оставляются либо в тех местах, где после сборки куклы они не будут видны, либо там, где контур максимально совпадает с долевой нитью, — тогда после наполнения синтепухом и зашивания деталь не деформируется по шву и он не будет заметен.
Сшиваем самым мелким стежком на швейной машине или вручную швом «вперед иголкой» (оставляя отверстия для набивки!). Начиная и заканчивая шитье, обязательно делаем «закрепки» (прострачиваем вперёд-назад), иначе при выворачивании и набивании детали швы распустятся. Не вырезайте детали до того, как прострочите! Обрезанные края разлохмачиваются и вытягиваются — там, где шов идет по косой нити. Прострачиваем — вырезаем.
Припуски зависят от толщины и плотности ткани. Чем больше останется припуск, тем заметнее он будет потом снаружи на уже готовой кукле. Обычно достаточно 2–4 мм. В местах, где мы оставили отверстия для наполнителя, припуск нужно сделать побольше — 5–8 мм.
Если детали закругленные, то, что бы шов внутри был более «пластичным», не топорщился, нужно сделать аккуратные надсечки (не доходя 1–1,5 мм до шва) или вырезать ножницами зигзаг.
Собираем куклу:
Аккуратно выворачиваем детали бамбуковой палочкой. Для особо мелких деталей (например, пальчиков на руках) я использую бамбуковую шпажку.
Наполняем детали: тоненькие — синтепухом;
крупные — холлофайбером.
А если нет ни того ни другого — только синтепон? Тогда не пожалейте времени, очень тщательно «распотрошите» его в однородную массу, иначе ваша замечательная кукла будет страдать целлюлитом!
Плотность набивки:
Набивайте как можно плотнее (но, чтобы кукла чуть-чуть проминалась: у нас все-таки не мишка Тедди с опилками и металлическим гранулятом). Это как воздушный шар: не надуешь как следует — не поймешь, какой он формы.
Если ваша кукла должна сгибать ручки-ножки, сидеть — будьте внимательны! В местах, которые потом будут прошиваться, наполнителя быть не должно.
Наметьте места сгибов — сколите швейной булавкой.
Не нужно слишком плотно набивать и верхние части ног (выше коленки), если хотите, чтобы кукла самостоятельно сидела.
Оформляем личико куклы:
Шаг 1. Сначала делаем эскиз. Особенность личика из текстиля — это уже готовая форма, сделанная в соответствии с выкройкой.
Вот мы его скроили, хорошо заполнили синтепухом (я уже писала — как можно плотнее!), вывернули и заполнили носик…
А кукла получилась с другим подбородком. Или носик вдруг не такой курносый, как у предыдущей…
Все дефекты можно убрать только хорошим «массажем». Распределите или перераспределите кончиком палочки наполнитель, хорошенько (как комок теста) мните заготовку, пока не получите ту форму, которая вам нужна. На заготовке головы мы располагаем рисунок, ориентируясь на носик: нарисовали глаза выше — нос получился длиннее, опустили ниже — носик кажется более курносым.
Настроение и возраст куклы определяют и размер глазок, и их форма, и то, как они располагаются относительно оси личика — ближе к переносице или дальше…
Если глазки расставлены широко, личико получается более юное, женственное.
Шаг 2. Переносим эскиз на заготовку тонким простым карандашом — если ошибетесь, можно стереть мягким белым ластиком. Рисуем бровки и ротик. Попробуйте на эскизе разные варианты бровей:
низко посаженные, длинные добавят кукле возраста, высоко поднятые, короткие — придадут лицу удивленное, мечтательное выражение.
Шаг 3. Рисуем глаза художественными акриловыми красками. Не экономьте на кистях! Купите в магазине хорошие синтетические кисти № 00, 2, 4.
Белой краской заполняем глаз внутри контура. Белки можно сделать слегка голубоватыми или желтоватыми — в зависимости от образа.
Рисуем радужную оболочку — сначала более темной краской. Затем «высветляем» радужку.
Можно прорисовать на ней и радиальные полоски — если глазки довольно большие.
Теперь зрачок. Он круглый! Самый главный и мой самый любимый штрих в глазках — блики! Делаем их тоненькой кисточкой № 00 или 000.
Мне кажется, именно после этого кукла оживает… Пусть она даже пока без тела и без волос… Можно прорисовать несколько бликов, можно наложить тени от век на глазное яблоко… совершенству нет предела!
Шаг 4. Рисуем ротик тонкой кисточкой. Цвет краски подбираем в зависимости от образа — как перед зеркалом мы выбираем цвет губной помады.
Шаг 5. Вышиваем глазки по контуру (можно просто обвести тонкой кисточкой). Основная ошибка начинающих кукольниц — очень яркий, часто даже черный, контур.
А ведь здесь такие же законы, как в нашем макияже, — взгляд становится резче, взрослее. Таким «макияжем» можно испортить уже готовое личико.
Нитки для контура глазок я выбираю в тон прически: светло-бежевые — блондинкам, коричневые — брюнеткам, а черные не использую никогда.
Шаг 6. Румяним щечки. Палочки пастели (нескольких цветов) натираем в порошок, ватной палочкой или кисточкой для макияжа наносим на личико.
Неровный румянец в несколько цветов делает куклу более живой. Если румянец получился слишком ярким — не страшно, просто уберите излишки светлой хлопчатобумажной тряпочкой.
И самое главное: первая же моя кукла потребовала себе сердце! И это стало хорошей традицией.
Берем в руки сердечко (любое: сшитое, слепленное, просто маленькую пластиковую бусинку в форме сердечка — неважно!), согреваем его своим самым солнечным воспоминанием, тихонько дуем на него… Вкладываем сердечко, и кукла улыбается — даже если у нее пока нет личика.
Творите с удовольствием!!!
Отличного всем настроения!!!
A. This is very informative. I always seem to have difficulty with their faces. Hopefully this will help. The dolls I find in Russia a so great. We do not have anything like it in the UK Thank You very much. Xxxx
Шейте с удовольствием!
Спасибо!
Шейте с удовольствием!
Спасибо!!!
Шейте с удовольствием!
спасибо, милые, за прекрасную подборку. Желаю вам творческих успехов и благополучия вам и вашим близким
Шейте с удовольствием!
Спасибо. Про сердечко и солнечное воспоминание всегда говорит Елена Войнатовская.
Мне очень нравятся игрушки Елены Войнатовской.
спасибо!!!
Шейте с удовольствием!
добавлю из своего опыта: синтепон использую только для кукол любого роста, выполненных из капрона, синтепон пластичный. Синтепух и холофайбер для кукол из грунтованного текстиля, и всех остальных
I have difficulties with the faces of my dolls. These instructions are great. Thank You very much for posting them. XXX
Спасибо! Очень Полезные советы!
Любаша, большое Вам спасибо!
Спасибо за интересную и нужную информацию!
Эти куклы, скорее всего из мастерской Гульназ Юсуповой