Роковая Любовь Вертинского.
Платья от модельера Валентины Саниной-Шлее носили Грета Гарбо и Одри Хепберн. В 30-х годах прошлого века ее салон «Valentina» был одним из самых популярных в Нью-Йорке, а сама его владелица наряду с Коко Шанель диктовала правила в мире высокой моды.
Александр Вертинский посвятил юной тогда еще киевлянке не один романс. Именно Валентина Санина, выпускница гимназии, мечтавшая о славе большой актрисы, стала лирическим прообразом его классических «Вы стояли в театре за кулисами» и «Послушайте, маленький, можно мне вас тихонько любить?».
Вот как шансонье описывал свое знакомство с Саниной:
«На меня медленно глянули безмятежно-спокойные огромные голубые глаза с длинными ресницами, и узкая, редкой красоты, рука с длинными пальцами протянулась ко мне. Она была очень эффектна, эта женщина. Ее голова была точно в золотой короне…»
Но Валентина пришла в жизнь Вертинского, чтобы тут же уйти — по своей сути она была женщиной роковой и до замужества особенным постоянством не отличалась. Мужское внимание Санину увлекало, льстило, но не более.
Вскоре грянула гражданская война, одна за другой хлынули несколько волн эмиграции, и девушка, оставив воздыхателя, унеслась в Европу с беглым офицером Георгием Шлее (впоследствии ставшим Джорджем). Потом — в Америку, где ей пришлось попробовать себя в разных профессиях от продавщицы до манекенщицы.
Только в 1928 году, когда самой Валентине было уже 40 лет, ей удалось открыть собственный салон «Платья от Валентины». Там одевались главные кинодивы прошлого столетия, подруги режиссеров и актеров — дом моды украинской эмигрантки приобрел безумную популярность.
«Дайте мне три булавки, и я сделаю вам бальное платье», — говорила Санина. Она и впрямь могла взять кусок ткани, обернуть его вокруг модели, скрепить в нужных местах и создать потрясающий образ. Сегодняшние модницы должны быть ей признательны: миссис Шлее с революционным пылом отстаивала комфорт и удобство одежды.
Красивым может быть лишь то, в чем удобно сидеть, стоять, двигаться. Все же, что сковывает движения и заставляет чувствовать себя неестественно, сколько бы модно это не было, бессмысленно. Неудобная одежда приземляет.
Первым, кто заметил сшитые ею костюмы для «Русских сезонов» Сержа Дягилева, был художник Лев Бакст. Он и посоветовал Валентине сменить не благосклонную к ней сцену французского кабаре «Летучая мышь», где Валентину держали на вторых ролях, на портняжные принадлежности. Санина и сама понимала, что актерским даром жизнь ее, в общем, обделила — было только желание, способностей не было.
С совета Бакста все и завертелось. Сначала Санина кроила и строчила дни и ночи напролет с помощью подруг. Потом открыла первый магазин, для которого сама стала отличным рекламным ходом. Красивая женщина в красивых платьях собственного производства. Что еще нужно, чтобы привлечь голливудскую богему?
Простота и лаконичность ее нарядов делали их невероятно элегантными. А сама модельер была одной из первых, кто утверждал, что слепое подражание другим, будь то героиня «Завтрака у Тиффани» или «Дамы с камелиями», бессмысленно.
Она обожала все, что подчеркивало женские формы, особенно длинные облегающие платья, шляпки и черный цвет. Она и научилась одевать себя, чтобы делать безупречно прекрасными других женщин. На руку ей сыграли 20-е годы прошлого века. Когда в моду вошли брюки и короткие стрижки, Шлее настаивала на бессмертных идеалах женственности.
Умерла Валентина Николаевна Санина-Шлее в 1989 году в возрасте девяноста лет. Если верить тому, что она сбросила десяток лет, чтобы не быть старше мужа в документах, то ста. Что тут скажешь — настоящая женщина!
На эту тему есть очень хорошая книга Александра Васильева. У меня она есть, к сожалению, только в английском варианте