Жизнь в женском монастыре
При слове «монастырь» первое, что приходит на ум, – каменная келья, угрюмые лица, постоянные молитвы, а также полнейшее отрешение от мира. Наводит это и на мысль о личной трагедии человека, которая лишила его смысла жизни. Именно поэтому он и ушел от людей. Так ли это? И какой жизнью живут современные монастыри? Формирование традиции Кого мы называем монахами? Если рассмотреть толкование этого слова, то оно означает одиноко живущего человека. Однако подобное определение не указывает на истинный смысл данного понятия. Ведь одиноких людей достаточно много, а монахов - нет. В этом слове заключено нечто большее, чем человеческое одиночество.
Монах, по разъяснениям православной церкви, – тот, кто призван постоянно творить добрые дела, хранить себя от греховных впечатлений и мыслей, неуклонно идя по пути служения Богу. Это воин Царя Небесного, находящийся на передовой, которому нельзя отступать или уходить с поля боя. Ведь позади – Бог. Нередко случается так, что люди, приходящие в монастырь, бывают шокированы разницей, которая существует между реальностью и их представлениями об этом месте. В монастыре своим чередом идет жизнь. Конечно, она сильно отличается от светской, но при этом не настолько скучная и однообразная, как это можно было бы предположить. Здесь каждый человек, помимо молитв, занимается каким-либо делом и не обделен общением. Считается, что монастыри возникли вместе с приходом христианства. На Руси первым из них являлась Киево-Печерская лавра. Сюда приходили люди, считавшие, что всякие удовольствия, которые существуют в их жизни, отвлекают их от Бога. Печерским этот монастырь назвали из-за того, что все его помещения, в том числе и кельи, находились в естественных пещерах скал. На начальных этапах своего становления монашеская традиция означала полный аскетизм. Другими словами, люди полностью ущемляли свои желания, а также телесные потребности. Именно поэтому монахи и монахини жили в пустынях и пещерах, спали на досках или прямо на земле. Часто они по несколько дней в течение недели не принимали пищу, не пили вина, а также не позволяли себе никакого комфорта в любых его проявлениях. Благодаря подобному отрешению, а также пребыванию в постоянных молитвах, Бог открывал для них тайны и через них творил чудеса. Самым известным монастырем в России является Троице-Сергиева Лавра. В этой обители чудеса, по велению Бога, творили Сергей Радонежский и его ученики. Одно из них – спасение Руси от уничтожения татаро-монгольскими войсками, которое, как считается, стало возможным благодаря молитве Господу. Суть жизни монахинь Объяснить ее можно на основании веками сложившейся традиции. Суть монашества выражается в четырех положениях: Жизнь в Боге, которая не предусматривает каких-либо отношений и личных связей вне Его. Апостольская жизнь. В этом положении монахиня рассматривается в качестве невесты Христа. Она - деятель Божий. У нее нет личных стремлений и детей. Она всегда открыта для того, чтобы осуществлять волю Божью. Соборная жизнь. Это жизнь в Церкви, ею же движимая, в ней заканчивающаяся и ей принадлежащая. Духовная жизнь. Исходит она от Святого Духа. Начинается такая жизнь благодаря покаянию и вере. После Духом она совершенствуется. Эту жизнь можно назвать хождением за Сыном, а также за Христом в Духе, которая направляется к Отцу. На основе описанных выше положений и организовано монашеское общежитие. Находящиеся в нем женщины стараются всеми силами исполнить волю Божию. При этом одним из главных условий для истинной внутренней жизни монахинь в монастыре является стремление к тому, чтобы их делу было положено доброе начало. Служение Богу На протяжении всей истории православной церкви выбор монашеского пути был делом осознанным и серьезным. И во все времена его уважали. Однако после революции в России традиция монашеской жизни поддерживалась с трудом. Новая жизнь, в которой не было места вере, исключала саму возможность ухода от светского бытия. По сути, первопроходцами можно назвать тех людей, которые начали активно пополнять ряды монахов и монахинь в конце прошлого века. Они знали о вере, как правило, только из книг, но пришли к ней ради возрождения духовной жизни. Решение об уходе в монастырь женщина должна принимать сама. Однако сделать ей это помогает духовный наставник и его Божье благословение. При этом стоит понимать, что жизнь в женском монастыре должна быть начата не ради исцеления тех душевных ран, которые были получены в миру по причине, например, смерти близких или несчастной любви. Приходят в обитель для очищения грешной души, воссоединения с Господом и вечного служения Христу. Жизнь в женском монастыре должен начинать только тот, кто не оставит в своей душе ничего того, что связывало бы его с внешним миром. Все проблемы должны остаться в прошлом, ведь спасти от них стены монастыря не в состоянии. Если у женщины сильна готовность служения Богу, то новая жизнь пойдет ей на пользу. Она непременно обретет умиротворение и покой, если будет находиться в ежедневных трудах и молитвах, ощущая, что Господь рядом. Монастырский путь Тому, кто приходит в обитель, принимать постриг сразу не дают. Женщине понадобится пройти испытательный срок, который составляет от 3 до 5 лет.
Этого времени, как правило, достаточно для того, чтобы присмотреться к жизни в женском монастыре и понять, насколько правильным является выбранный путь. Перед принятием пострига понадобится пройти несколько этапов. Рассмотрим каждый из них. Трудница На первом своем этапе жизнь в женском монастыре предполагает проверку намерений принять постриг и навсегда остаться в святой обители. Для этого необходимо стать трудницей. Так называют женщин, работающих в монастыре. Делают они это добровольно и бесплатно. Судя по отзывам, жизнь в женском монастыре позволяет не беспокоиться о крыше над головой и пропитании. Здесь по отношению к трудницам слово «работать» не употребляют, так как оно, исходя из библейских канонов, означает «добывать хлеб свой в поте лица». Трудница же этого не делает. Она служит Богу. Судя по отзывам, на жизнь в женском монастыре, просто придя с улицы, рассчитывать не стоит. Желающие стать трудницами должны пройти предварительное собеседование и получить благословение самого игумена, а для некоторых обителей, принимающих людей только воцерковленных, - еще и благословение батюшки. В трудницы не берут наркоманок, алкоголичек и курильщиц, а также тех, у кого нет паспорта, несовершеннолетних и женщин, имеющих неподобающий для христианки внешний вид. Помимо этого, в каждом монастыре, согласно собственному уставу, имеются еще и возрастные ограничения. Например, трудницами могут стать женщины от 18 до 60 лет. Пришедшим в обитель необходимо соблюдать внутренний распорядок, обычаи и правила. Труднице следует помнить о том, что в церковной иерархии она стоит на самой первой ступеньке. Именно поэтому в своей жизни в женском монастыре (фото можно увидеть ниже) она должна подчиняться настоятелю и слушаться старших. И если игуменом будет сказано, чтобы она покинула монастырь, то сделать это понадобится в кратчайшие сроки.
Трудницам необходимо посещать все богослужения и участвовать в обрядах. Распорядок дня при жизни в женском монастыре у них таков, что молитвам отдается не меньше времени, чем трудовой деятельности. Существуют у трудниц и определенные ограничения. Несмотря на то что они пока еще не монахини, им не дано право выходить за пределы обители тогда, когда они пожелают. Для этого понадобится получить от игумена благословение. Также трудницам предписано вести аскетичный образ жизни. В отличие от монахинь, они могут иметь мобильный телефон, однако частое его использование не приветствуется. Звонки должны быть лишь по делу и в уединении, чтобы не ввергнуть всех остальных в грех зависти. Вся правда о жизни в женском монастыре может шокировать современного человека. Ведь здесь нет громкой музыки и шашлыков на природе, телевизора, радио, а уж тем более и Интернета. Каждый день начинается с подъема в 5-6 ч утра и заканчивается отбоем в 22-23 ч. Тихий час в монастырях не предусмотрен, ведь праздность считается грехом. Какую работу выполняют трудницы в монастырях? Эти женщины, как правило, - прачки и уборщицы, повара или их помощники, в обязанности которых входит чистить овощи и рыбу, мыть посуду, размешивать кашу в котле, перебирать сухофрукты и крупы. Также трудницы работают в саду и в огороде. Они ухаживают за скотом, цветниками, парками и т.д. Работать эти женщины могут в разных направлениях. Например, сегодня полоть картошку, а завтра – помогать в пекарне. Споры и возражения от них не принимаются, в противном случае им придется покинуть монастырь. Послушница Если женщина успешно прошла первый период, и возникшие трудности ее не испугали, она должна подать прошение на имя игуменьи. После этого ее могут перевести в послушницы. Это второй этап жизни монахинь в монастыре (фото можно увидеть ниже), когда женщина становится на шаг ближе к постригу.
Вместо обычной одежды она начинает носить черный подрясник. Послушницы, как и трудницы, направляются на выполнение различных работ при монастыре и продолжают привыкать к новой для них жизни. Длительность этого этапа зависит от поведения женщины. Будучи послушницей, она еще может покинуть монастырь, если осознает, что ею был сделан неверный выбор. Готовность отказаться от мирской суеты навсегда она должна подтверждать своим постоянным трудом, а также смирением. Монахиня После прохождения женщиной первых двух стадий настоятельница, убедившись в подлинности желания послушницы служить Богу, подает прошение на имя архиерея. После этого совершается постриг. Женщина при этом принимает несколько обетов и полностью отказывается от мирской жизни. Ей дается новое имя. Жизнь монахинь в женском монастыре невозможна без соблюдения следующих аскетических обетов: Послушание. У монахини нет собственной воли. Она находится в полном подчинении у настоятельницы, духовника, а также у других монахинь. Женщина, решившая отдать свою жизнь во имя служения Богу, не должна иметь собственного мнения, желания и воли. Безбрачие (девство). У монахинь не должно быть интимной жизни. Именно поэтому они никогда не заводят ни детей, ни семью. Нестяжание. Монахини лишены частной собственности. Молитвы. Монахиням необходимо молиться беспрерывно. Произнесение божественного текста может быть осуществлено не только вслух, но и мысленно. Правила обители Монашеская жизнь в женском монастыре отличается довольно строгим распорядком дня. Для каждой обители он свой, но в целом расписание дел каждого дня выглядит так: ранний подъем; личная молитва; произнесение совместной молитвы; завтрак; выполнение работы в обители; обеденная молитва; трапеза; выполнение работы; молитва и служение в храме; трапеза; личное время; отбой. Как видим, жизнь монашек в монастырях довольно напряженная. В течение всего дня они молятся и работают. Далеко не каждый человек способен выдержать такие насыщенные дни, в которых нет места лени и развлечениям. Распорядок Введенской обители Какова она, жизнь монахинь в женском монастыре? В каждой обители существует свое ежедневное расписание дел. Ознакомимся, как проходит жизнь монашек (фото представлено ниже) во Введенском монастыре города Иваново.
Режим в этой обители можно назвать щадящим. Монахини здесь встают довольно поздно. Подъем в этой обители в 6 ч. утра, тогда как в других он может быть и в 4, и 5 ч. Будят женщин колокольчиком. Делает это ночная дежурная, которая может быть как монахиней, так и послушницей. Дежурная ходит по всем корпусам и по всем этажам и при этом не перестает звонить. В 6 ч. 30 мин. начинаются утренние молитвы. Это каноны, полунощница, а также акафисты. Спустя полтора часа начинается литургия. В 11.00 все женщины идут на обед. Завтрака в этом монастыре нет, ведь принимать пищу до окончания литургии нельзя. Во время трапезы, так же как и во всех монастырях, происходит чтение. Оно меняется или на поучение святых отцов, или на рассказ о святом празднике. После трапезы иногда проводит свою беседу духовник или игуменья. Помимо этого сестры рассказывают женщинам о паломничестве. В 11.30, сразу после обеда, все отправляются на работу. В летнее время это, как правило, обработка огорода. Тому, кто желает узнать что-нибудь интересное про жизнь монахинь в женских монастырях, стоит знать, что во время такого послушания женщинам разрешается брать с собой плеер с наушниками. Однако слушают они вовсе не музыку, а толкование Священного писания, поучения и рассказы святых отцов. В 16 ч. все собираются на ужин. Он во Введенской обители довольно ранний. Однако перенести его на это время с 20.30 попросили сами женщины. Ведь вечером они практически не едят, а тому, кто испытывает чувство голода, после проведения вечерней службы не запрещается приходить на паломническую трапезу. Разрешено также пить чай прямо в келье. В 17 ч. начинается Вечерня или Утреня. В случае Всенощного бдения на молитвы собираются все монахини. Во время обычной службы на нее приходят только те женщины, которые свободны от послушания. Отбой в обители предусмотрен в 23 ч. Однако если женщины не успевают что-либо сделать, то спать они ложатся позже. Условия проживания Жизнь монашек в келье проходит только в свободное от послушаний время. Здесь они читают книги, занимаются рукоделием, а те женщины, которые получают высшее духовное или светское образование, готовятся к экзаменам. Кельи рассчитаны на одного-двух человек. И такие условия являются достаточно комфортными, ведь в прошлом в них размещалось по пять и более женщин. Спали они на полу, разложив матрасы, несмотря на то что помещение рассчитано на одного человека. Но ранее на всех просто не хватало мест. В келье имеется все необходимое для нормальной жизни. Это кровать и шкаф, стол, а также большое количество икон. Находясь в своих кельях, монахини могут общаться между собой, ходить друг к другу в гости. Однако по каким-либо делам ведение разговоров не приветствуется. Молитвенное правило Все обращения к Богу совершаются, как правило, в храме. Но дополнительно к этому монахини могут читать Псалтырь, Евангелие и молитвы в своих кельях. Здесь же они кладут поклоны. Помимо общего у женщин может быть и собственное правило. Назначается оно духовником. Конечно, присутствуют в жизни в женском монастыре и исповедь, и причастие. Жизнь Серафимо-Дивеевского монастыря Эта обитель относится к Нижегородской епархии и имеет свой распорядок дня и быт. Жизнь монашек в Дивеевском монастыре не менее напряженная, чем во Введенской обители. Женщины здесь встают очень рано. Уже в 5.30 они отправляются в храм на молитвы. В 8.00 начинается их день. Позавтракав, монахини идут на послушание. Среди работ – приготовление еды, наведение порядка в храме и многое другое. Все послушания распределяются исходя из возможностей и здоровья женщин. При этом в монастыре не придерживаются привычного в стране 8-часового трудового дня. Весь день для женщин – это работа и молитва. Причем постоянная, и не только внешняя, но и внутренняя. Ужин в обители – примерно в 20 ч., сразу после вечернего богослужения. Готовят еду в этом монастыре с молитвой. Пища здесь довольно простая, но в то же время очень вкусная. В свое свободное время женщины могут читать художественную и духовную литературу, а вот телевизор находится под категорическим запретом. В 23 ч. согласно уставу в монастыре все должны идти спать. Мастерские в Дивеево Во все времена жизнь ставила обители в такие условия, что своим обеспечением они должны были заниматься сами. Именно поэтому практически во всех монастырях имелись мастерские, которые прославились своими изделиями. Не являлось исключением и Дивеево.
На протяжении многих лет здесь работала и продолжает функционировать сегодня собственная свечная мастерская и типография. Но особого внимания заслуживают золотошвейные изделия из Дивеево. Работы монахинь этого монастыря не могут не потрясти своим мастерством, аккуратностью и красотой. Женщины вышивают церковные облачения и иконы. Они прекрасно владеют вышиванием, используя для создаваемых изделий серебряные и золотые нити, камни и бисер. Работа эта довольно кропотливая и требует большой усидчивости. Именно поэтому женщины, принявшие в этом монастыре послушание, учатся не только вышивке, но и великой духовной науке терпения. Еще в дореволюционные времена монастырь был известен и благодаря своей живописной мастерской. Существует она и сегодня. На территории обители располагается собственная иконописная мастерская, а также открыта детская художественная школа, которую могут посещать все желающие. Забота о монахинях На сегодняшний день в Дивеево имеется собственная поликлиника, в которой открыт и работает зубоврачебный кабинет. Кстати, здесь принимают не только монахинь, но и рабочих обители. В Дивеево круглосуточно дежурит фельдшер и есть собственная машина скорой помощи. Для сестер монастыря открыт медицинский центр, оснащенный самым современным оборудованием. Имеется в Дивеево и своя богадельня. Это заведение можно назвать аналогом современных домов престарелых. Сюда помещают пожилых и больных монахинь, которым уже не под силу нести послушания. Уход за ними осуществляют молодые женщины, выполняющие функцию нянечек. При необходимости монахинь осматривают врачи и назначают им различные процедуры, которые выполняют медсестры. В богадельню приходит священник. Каждый четверг на втором этаже в этом здании, где расположена домовая церковь «Всех скорбящих радосте», служат литургию. Пожилые монахини, насколько это им позволяет здоровье, продолжают читать духовные книги и псалтырь, а также молиться. Еще они готовятся к смерти. Их отношение к переходу в загробный мир совершенно спокойное. И это свойственно всем духовным людям. Готовясь к смерти, монахини стремятся исповедаться и причаститься.
Буддийские обители в Корее Тому, кто желает узнать интересное про жизнь монахинь в женских монастырях, стоит познакомиться с распорядком дня тех из них, которые не относятся к православной церкви. Весьма любопытно, каково ежедневное расписание приверженцев буддийской веры? День в таком монастыре начинается в 3 ч. утра. В обязанности одной из монахинь входит еще более ранний подъем. Она должна облачиться в церемониальные одежды и затем начать негромко бить в колокообразный инструмент моктхан, выполненный из дерева, и при этом петь сутры. С таким буддийским песнопением она должна пройти по всей монастырской территории. Монахини, услышав эти звуки, встают и начинают подготовку к утренней церемонии. К Главному залу для совершения песнопения они направляются после ударов в монастырский колокол, гонг, барабан и деревянную рыбу.
По окончании утренней церемонии каждая женщина начинает заниматься своим делом. Студентки отправляются в ученический зал, старшие монахини – в зал размышлений, а рабочие – готовить завтрак. Трапеза в корейском буддийском храме начинается в 6 ч. утра. На завтрак здесь подают овсяную кашу и квашеные овощи. После этого начинается самая важная часть дня. Это время, когда монахини занимаются своими делами или медитируют. В 10.30 монахини собираются для песнопений в Главном зале. После этого они обедают. Поют женщины до еды и во время ее употребления. Закончив трапезу, до 17.00 монахини вновь занимаются своими делами. Далее следует ужин. Примерно через час после него наступает время для песнопений. В 21 ч. в монастыре все ложатся спать.
А у нас в Алтайском крае есть мужской монастырь в Коробейниково Усть — Пристанский район, туда, например, берут и наркоманов, и опустившихся людей, они живут с другими, избавляясь от вредных привычек.
это не мой путь… Руслан — интересная статья, познавательная и… почитал и узнал — твое ли это, т.е. информация получена, а выводы уже и сама сделать можешь… не мое… не мое...
Спасибо. Узнала много интересного.
Спасибо.Интересно...
Да. сложно очень в монастырях. Это нужно отрешиться от всего мирского. Лично я — не готова к такой жизни.
Люба! Мама друга моего сына, ушла в монастырь, в Россию. Просто пропала женщина, мать четверых детей, старшему было 16, младшему 9, узнали о её решении, когда семья получила посылку с её вещами и записочку, не ищите, потом, лет семь спустя, дочь с мужем ездили к ней, разрешили встречу, сказали, что узнали её с трудом, постарела, замкнутая, разговор не складывался, дети замуж и женились, детей народили неужели ей не хочется внуков видеть, участвовать, муж её вскорости умер, вот так на ровном месте принято решение, в жизни мы дружили, яркая, блондинка, с серыми смеющимися глазами, маникюр, ухоженная, сейчас деткам её за сорок, считай выросли без матери