" Женщина рассказывает, как она прожила неделю в женском монастыре"
«Там три ступени до царствия небесного...»
Здесь говорят, что в Пюхтицу – Успенский женский монастырь в местечке Куремяэ на севере Эстонии – по своей воле не приезжают. Никакого насилия – просто на все воля Божья. Ведомые этой волей, почти 170 монахинь и послушниц со всех уголков бывшего Союза от 18 до 84 лет выбрали затворничество.
Свято место
Четыреста лет назад на Журавлиной горе пастухам явилась Жена Светозарная. Здесь же, в расщелине тысячелетнего дуба, жители нашли чудотворную икону с образом Успения Божьей Матери, а под горой -- целебный источник. На месте явления (в километре от монастыря) была построена православная часовня, а в 1891 году – освящена церковь во имя Святителя Николая и Преподобного Арсения Великого, где проходят праздничные службы (рядом располагается монастырское кладбище). Чуть более ста лет назад на территории обители был возведен Успенский собор. Он и сегодня неправдоподобно красив. В день моего приезда двое ребят красили забор, через день – снова. Чистота -- от куполов до асфальта – здесь бросается в глаза с первых же шагов.
Кроме легендарной иконы, монастырь знаменит Владимирской иконой Богородицы (находятся в Успенском соборе, напротив первой располагается тронное место матушки игуменьи Варвары (Тимофеевны), а также иконой с образом Николая Угодника.
Великим пастырем Пюхтицы считается Иоанн Кронштадтский. Плакаты с его изображением украшают кельи. Ему принадлежат слова: «Идите в Пюхтицы, там три ступени до Царствия Небесного».
28 лет назад пюхтинский Успенский монастырь получил звание ставропигнального и теперь подчиняется непосредственно Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси.
Хозяева и паломники
Свято место пусто не бывает, но мне повезло: светлая келья на пять кроватей, в углах иконостас, печка, стол и мимолетные соседи. Никакой суеты. Пюхтица оживает паломниками. Это организованные верующие на автобусах, местные жители (мама близняшек посещала службы с коляской, живя за 40 км) и те, кто приезжает сюда пожить с отключенным мобильником. Говорят, в большие праздники в комнаты гостиницы при монастыре набивается по двадцать пять человек. Самые сообразительные запасаются палатками.
Бесплатное проживание в «гостинице» (крыша, трехразовое питание) слегка напугало: это ж какая публика может собираться на дармовщинку? Но случайных людей там нет. Прежде чем поселить, вас отправляют к игуменье за благословением – это своего рода разрешение. Могут и отказать. Благословение нужно получать на все, включая телефонные звонки (за межгород пришлось заплатить из расчета «сколько можете»). Обратная сторона халявы – работа по хозяйству, от которой не спасут традиционные подарки монастырю в виде пары бутылок кагора, постельного белья и салфеток-полотенец. Вас могут попросить помочь на кухне или в огороде. Мыть храм и отдирать шпателем воск от пола интереснее, чем пропалывать грядки.
В Пюхтинском монастыре царит матриархат. Если не вслушиваться в темы разговора, то женские шушуканья в обители ничем не отличаются от привычных. На одном дыхании в течение 40 минут длится тра-та-та по телефону с Москвой: «Быть у постели больного – благость, сразу прибывает сил, молиться надо, когда ты приедешь?» «Сегодня показывали кино про масонов – такое страшное!» – шепчутся девчонки на кухне. «Вот, привезла книжку из Печоры» -- «Дай почитать!» О сериалах говорят с той же интонацией.
Но и мужчин – от мальчиков до мужей -- здесь много. Они так мило смотрятся «на посылках». Впрочем, кажется, что и у женщин лучше всего получается печь пироги, наводить чистоту и петь. С заднего двора «доносится топор дровосека». У входа в гостиницу рабочие ворочают камни (взгляды на молодых послушниц исподлобья, полные недоумения – девчонки-то красивые). Притихшие постояльцы оборачиваются на задорный предпринимательский голос в костюме: «Христос Воскрес!» -- этот проездом, уже говорит по мобильнику. Приезжают семьями, парами. «Вы женаты?» -- интересуется матушка Валерия, хозяйка гостиницы, у парня и девушки. – «Ну почти».- - «Ну ладно». Из окрестностей приехало семейство: муж и сын во главе с родительницей. Во время служб мужская половина норовила выйти из церкви и посидеть на лавочке, а мама загоняла их убеждениями обратно. Судя по разговорам, юноша хотел свести счеты с жизнью, сел посреди дороги, но машины его объезжали…
Едва ли не самая колоритная фигура – наш сотрапезник дьякон Арсений, похожий на Петра I мятежным видом и категоричностью суждений.
«В пятом классе школьники пишут работу о человеческих органах! Какие мысли им после этого в голову полезут? Бульдозером снести такие школы!».
Он покровительствует странному человеку, похожему на наивного взрослого ребенка, отчитывает его за то, что тот поддался уговорам какой-то хитроумной женщины и отдал свой золотой крестик для ее ребенка взамен на обычный. Всплывает факт из биографии: странный человек за десять лет проиграл на игральных автоматах 250 тысяч (крон или долларов -- неясно). «Я сказал браткам, чтобы гнали его в шею, если увидят близко!» -- гремит голос батюшки Арсения. Заблудшим душам женского пола он дарит аудиокассеты протоиерея Дмитрия Смирнова «Семья. Любовь. Брак. Планирование семьи», которые записывает сам в свободное от службы время.
К приезжающим женщинам требование одно: носить косынку и юбку, желательно не пользоваться косметикой. Брючным и простоволосым дамам выдают недостающие элементы скромности на месте. Преображение моментальное!
Праздники. Отпущение грехов
Приезд совпал с подготовкой к большому празднику перенесения мощей Святого Николая. Узнав, что, будучи крещеной, я никогда не исповедовалась, не причащалась и крестика у меня нет (надо купить!), матушка Валерия немедленно приняла решение: «Вот как раз на праздник и пройдешь через самые великие таинства». Право на это следовало заслужить трехдневным постом и посещением служб.
Постный стол состоял из супа с капустой, гречневой или перловой каши, макарон или картошки, кислой капусты и соленых огурцов (очень сладкие), селедки, хлеба, варенья и чая, на праздник – три вида пирогов. Вполне досточно для существования. Запрещалось есть только молочную пищу. Из-за этого случился инцидент: вечером, накануне исповеди, на стол поставили тарелку с творогом (не все же постятся), и греховная ложка была мною съедена на автопилоте. Что тут началось! Нарушивший пост к исповеди не допускается. Впрочем, попричитав, наставницы велели покаяться батюшке, авось простит.
В чем еще каяться-то? Мне выдали для ознакомления книжку со списком всевозможных женских грехов. В ней, в частности, упоминалось:
«88. Называла бессловесную скотину именами Св. угодников: Васька, Машка.
201. Оскорбляла мужа, уклонявшегося от близости в неположенный день.
206. Носила похоти женские: красивые зонты, пышную одежду, чужие волосы.
340. Жила похотно с мужем.
343. Согрешала телодвижением, походкой, жестом.
355. Ездила на юг для плотских развлечений.
372. Отвлекалась от молитвы при укусе комара, мухи и др. насекомых.
379. Смотрела телевизор, целыми днями проводила время у "ящика", а не в молитве перед иконой.
410. Мешала людям по телефону, допуская шутки под вымышленным именем.
428. Каталась для удовольствия на машине, моторной лодке, велосипеде.
444. Мочилась на людях и даже шутила по этому поводу».
За столом активно обсуждался грех катания на велосипеде. «Что за бред! – возмутился дьякон Арсений, -- у нас все батюшки на велосипеде ездят. Ну-ка, покажите книжку. Да это какой-то самиздат, такое каждый может напечатать: «Оптина Свято-Введенская пустынь». 473 греха? Я видел брошюру из 700 грехов. Да они соревнуются, кто больше придумает! Нужны книжки специально для девственниц и зрелых женщин. Иначе юные девушки начитаются про аборты и научатся ненужному».
После его ухода матушка Валерия сказала: «Велосипед, конечно, грех, если на нем катаются для удовольствия. Наши батюшки ездят на службу, а не развлекаются». Спор о том, что считать грехом, затянулся. Но точки над «i» расставила Нина – большая женщина из Таллина, которая размашисто крестилась и объясняла, что платок носят, чтобы бесы не цеплялись: «Грех – это то, что вас мучает. Запишете на листочек и прочитаете батюшке. А то, когда приходят на исповедь, вдруг забывают все прегрешения». Мой список получился большим…
Праздничным утром перед службой и Крестным ходом неожиданно выяснилось, что в пост запрещается пить таблетки. А как же быть тем, кто принимает противозачаточные пилюли? У католиков иначе -- епископ одной из испанских провинций разрешил использование оральных контрацептивов монахиням в местах, где они могут подвергнуться агрессии насильников, а другой даже рекомендовал таблетки женам, подвергающимся насилию со стороны мужей.
Матушка Викторина
За монастырской оградой, на «свободе», случайно знакомлюсь с матушкой Викториной. Чудное имя, правда? Благодаря ей Пюхтица останется в моей памяти неразгаданной тайной, распахнутой настежь. Черный силуэт, кажется, молодой женщины, с березовой палочкой. Она сидит под кленовыми кронами и смотрит вдаль, через вспаханное поле, на лес, в котором на все лады распинаются кукушки. Оборачивается на приветствие, и я вижу: женщина в возрасте, но глаза, но улыбка!
Рядом прохаживаются два холеных кота, белый и полосатый, их здесь множество.
-- Нам часто подбрасывают котят. Эти двое – мои, вот вышли погулять. Одного подкинули совсем больным – грязного, с блохами, свалявшейся шерстью, поносом, а другого, видимо, много били: сжимался в комок даже при виде руки с едой, думал, что ударят. Сейчас окрепли, мышей ловят. Лай, который вы слышали, это двух сторожевых овчарок. Монахини вместе с ними охраняют территорию монастыря ночью. Собаки злые, ежей ловят. Раньше разрывали их с лаем, а потом их стали ругать, и они приноровились загрызать ежей молча, только видим по утру, что морды в крови, но лая не было. Котам тоже достается. Когда мои ночью загуляют, волнуюсь, чтобы собаки их не порвали.
-- Котят подбрасывают, а монахинями как становятся?
-- По-разному. Как правило, это призвание, зов сердца. Несчастные любови и социальные проблемы ни при чем. Монахинями становятся не сразу, есть испытательный срок, который может длиться год-два, женщина живет здесь со всеми на равных условиях, есть время зажить ранам, если такие есть, и поразмыслить, твое ли это место? Если она решает остаться, то постепенно ей выдают монашескую одежду. Бывают неординарные случаи. Однажды увидела в бане молодую женщину: корни волос натуральные, а остальные крашеные. Кто это, откуда взялась? Оказалось, девушка из экскурсионной группы. Она настолько прониклась благостью, что тут же попросилась остаться в монастыре, и матушка игуменья ей не отказала.
Сама я из Питера. Пришла в Пюхтицу из Рижского монастыря, много о ней слышала, и живу здесь уже 13 лет. Мне было где-то 33 года, когда я впервые увидела жизнь в монастыре и сразу поняла: я хочу туда, вот где мое место! С мужем мы давно развелись, сын отслужил в армии, сейчас я уже дважды бабушка. Счастливы те, кто может прийти к Богу в девственности, но у меня, видимо, путь лежал через семейную жизнь.
-- Я понимаю, когда приходишь в монастырь зрелой женщиной, познавшей жизнь и сделавшей сознательный выбор, а девчонки? Они не знают, от чего отказываются.
-- Без разрешения родителей девочек в монастырь не принимают. Но были два случая, когда девушек взяли вопреки родительской воле. Вероятно, ситуация в семьях оставляла желать лучшего. Одна женщина жила у нас с дочкой несколько лет, сейчас они поехали учиться духовным знаниям, обе вернутся.
-- Говорят, в уединении человеку становятся доступна иная истина, приходит просветление, случаются чудеса. Может быть, это привлекает?
-- Вера держится не на чудесах – совершенно неуместное слово. Настоящие духовники не становятся в позу, не афишируют: я могу невозможное! Есть у нас отец Николай, немножко юродивый. Наша сестра ухаживала за ним во время болезни и рассказывала, что к нему часто приходят лечиться. У одной монахини разболелся зуб, она попросила помощи, и отец Николай, грубо говоря, врезал ей по морде, она опешила от неожиданности. Но боль прошла! И отец Амвросий тоже лечит необычно: вроде и не сделает ничего, только встряхнет человека, а недуг уходит. Нет в их действиях игры на публику, как будто и не они помогли. Есть у нас и настоящий юродивый – Николенька, вы, наверное, видели его в храме (действительно видела: сгорбленный человек без возраста, с рыжей бороденкой и красивыми руками, его приводила в храм мать), он очень болен, не может разговаривать. Одного вдруг погладит, на другого замашет руками. Он наделен способностью предчувствовать близкую смерть. Его мать заметила, что когда он, проходя мимо монахини, издает устрашающий звук «у-у-у-у», то примерно через месяц сестра умирает.
-- Есть ли в вашей жизни искушения?
-- На каждом шагу, если говорить об искушениях как о препятствиях. Скажем, хочется пойти на всенощную службу, а тебя отправляют печь пироги. И ослушаться нельзя. К этому привыкать труднее всего (три основных монашеских обета – бедности, целомудрия, послушания. – Авт.).
-- Как наказывают за ослушание?
-- По-разному. Могут послать на скотный двор. За серьезное – раздевают: сестра снимает черные одежды и облачается в мирское платье. Это равносильно тому, как если бы вас раздели донага посреди одетых людей. То же чувствуем и мы. Но подобное случается крайне редко. Поводом может послужить переченье старшему духовному лицу. Например, одну монахиню раздели на два месяца за то, что она, убирая кладбище, спорила с матушкой игуменьей.
-- Все равно не понимаю: а как же любовь -- простая, земная?
-- Любовь… Очень спокойно обходимся без страстей. Что может быть прекраснее любви к Богу?
На свободе
Праздничные службы длились по 5-7 часов утром и вечером. Выстоять их было невозможно, несмотря на скамейки и стульчики в храме. Даже великолепие церковного женского хора не спасло от мигрени, 2 часа на ногах – это уже подвиг для простых смертных, поэтому уходила гулять по окрестностям.
В качестве компромисса сидела на лавочке у храма. Там познакомилась с матушкой Вассой Печорской. Она из Донецка (здесь много монахинь с Украины), работала на кирпичном заводе, пошла в монастырь, когда умерли родители (иначе бы отца и мать не бросила), дома остались две старших сестры, иногда ездит к ним в отпуск. Запомнился любопытный момент, как мою собеседницу проверяли на пригодность к монастырской жизни. «Батюшка подвел меня к иконам и сказал: «Ну, какую выберешь?» Я выбрала три! Чем доказала, что не имею греха скупости. Денег у меня всегда хватало. Так заслужила благословение».
Во искупление своей нестойкости я дважды купалась в целебном источнике. Это было тем более необходимо, что в гостинице не предполагался душ и горячая вода. По правилам требуется трижды окунуться с головой в ледяную воду и одеться, не вытираясь. Моя соседка по комнате, 92-летняя крепенькая старушка, путешествующая по монастырям, приезжает в Пюхтицу ради источника. Когда-то ее совсем больной привезли сюда на машине, она искупалась и стала ходить сама. Купание – испытание не для слабонервных. Но в любой холод после омовения чувствуешь, как тело горит. Лично у меня после купания снялись все обострения, навалившиеся после первой ночи в монастыре.
Питьевая вода в открытом колодце, находящемся рядом с купальней, обжигающе холодная и вкусная. Туда часто кидают монетки, которые насельницы достают специальным приспособлением, если их не опередят местные мальчишки. За водой приезжают со всей округи, благо подъездных дорог много.
Чудом из чудес оказался Интернет в местной библиотеке. Ведь в этой части Эстонии не сыщешь даже дорожных указателей. Его установили месяц назад и разрешали пользоваться бесплатно. В соседнем магазинчике продают «кохвик» (кофе) и пирожки. Да тут можно жить! Не смущает осуждение компьютера как такового матушкой Валерией: «Мозгов не останется!» Напротив меня «коннектится» батюшка, отпускавший грехи. И вообще, монахини Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге имеют свой сайт, одна из страниц которого называется «Православная лавка» и предназначена для торговых сделок. А в Голландии при монастыре открылось интернет-кафе, доступное для прихожан; 30 монахинь обучаются на пяти компьютерах со свойственным им смирением.
На все воля Божья…
Лариса Щебренко
интересно… но даже пробовать не буду… Спасибо, Русланчик - еще что-то новенькое пришло к тем знаниям, что были...
Во время Второй мировой войны десятки церквей были разбомблены под тем предлогом, что они являются четким ориентиром для неприятеля. В числе намеченных целей был и стоящий на возвышенности Успенский собор Пюхтицкого монастыря.
Авиация немилосердно бомбила Куремяэ. Крестьяне видели множество бомб над монастырем. И вот очень интересный рассказ очевидца:
" Однажды, вскоре после окончания войны, в монастырь явился человек в военной форме, очевидно полковник авиации. Он попросил у монахинь разрешения войти в церковь, причем не стал скрывать, что во время войну ему было дано задание разбомбить собор, отлично видимый с воздуха. Кажись, ничего мудреного. Однако бомбы, как орехи, отлетали от куполов. Во второй раз летчик прилетел в Куремяэ с тем же заданием. Стал бомбить и вдруг увидел в облаках женщину, которая простерла руки над собором. Офицер услышал голос: «Не разоряй мой дом…» Это не остановило летчика. Но собор, несмотря на все усилия, стоял невредимый на холме.
Полковник остановился справа, у чудотворного образа Пюхтицкой Божьей Матери, долго всматривался, а затем опустился на колени. Во время бомбежки он видел в небе женщину, похожую на ту, что изображена на иконе…"
А на монастырь так не одна бомба и не упала!
Спасибо, Руслан!
Спасибо.В Пюхтице была, действительно место необыкновенное, благое, покидаешь монастырь с большим чувством облегчения на душе.