Глиптика - камнерезное искусство
Эта публикация создана по материалам аукциона антикварных драгоценностей и гемм "Маленькие чудеса" (Small Wonders), который в скором времени (16 декабря) проведет аукционный дом Sotheby's.
На продажу выставлены украшения и геммы со времен древнего Египта и Древнего Рима до начала IX века.
Продолжая публикации по камнерезному искусству, хочу показать вам некоторые из этих драгоценностей, которые понравились лично мне.
Для начала о терминах.
Геммами называют камни с вырезанными на них изображениями. Различают два вида гемм: камеи и инталии.
Камеи имеют выпуклый рисунок, инталии - углубленный.
Камеи с древних времен использовались в качестве ювелирных и интерьерных украшений. С давних пор для изготовления многоцветных изображений камнерезы применяли слоистые минералы: агат, оникс, сардоникс. По светлому слою вырезали лицо модели, по цветному слою изображали волосы, одежду, доспехи.
Инталии использовали как личную или родовую печать, фамильный герб. Изображение на них вырезалось в зеркальном варианте, чтобы прямое изображение появилось уже на материале оттиска - воск, сургуч. Инталиями запечатывали личные письма, скрепляли официальные бумаги. Часто их вставляли в оправу и носили как перстень (печатка).
Комплект из четырех египетских каменных скарабеев, относящихся к 1 тысячелетию до нашей эры.
Скарабеи вставлены в современные оправы из золота.
Большинство украшений из резных камней намного пережило те ювелирные изделия, для которых они были созданы. Оно и понятно - золотые украшения на протяжении веков частенько переплавляли в звонкую монету.
Кольцо с инталией римских времен.
Кольцевой камень-печать из агата в римском стиле. I - II век нашей эры
Камея со львицей, Южная Италия, вероятно, Сицилия, около 1220-1240 гг. Камея со львицей
Халцедон, в более позднем кольце, камея: 12,9 мм
Эта красивая маленькая камея - одна из небольшой группы гравированных драгоценных камней, вырезанных при дворе Фридриха II Гогенштауфена. Существует несколько подобных камей со львами. Еще одна похожая камея со львом того же периода находится в собрании Эрмитажа,Санкт-Петербург.
Камея с головой льва, Италия, вероятно, Милан, около 1600 г.
Хризоберилл (кошачий глаз) в современной подвеске, 30,9 мм.
Вырезанный из редкого материала хризоберилла с удивительной выразительностью, драгоценный камень датируется поздним Возрождением, когда искусство виртуозной резьбы по твердому камню было в зените.
Несмотря на красивую опалесценцию, хризоберилл редко использовался в резьбе по драгоценным камням из-за его чрезвычайной твердости. Разновидность, представленная в настоящей камее, цимофан, широко известна как «кошачий глаз» из-за своей изменчивости, напоминающей радужную оболочку кошачьих. Природные свойства камня этой камеи усиливают гипнотический эффект, вызывая как радужный свет львиных глаз, так и мерцающий золотой оттенок его меха. Отличительный внешний вид и долговечность камня сделали хризоберилл очень ценимым в эпоху Возрождения. Ансельм Де Бодт, врач императора Рудольфа II, дал обширный комментарий о хризоберилле в своем трактате Gemmarum et Lapidum Historia (1606), отмечая, что его лучшие образцы происходили с Цейлона. Считалось, что кошачий глаз увеличивает богатство, поэтому в Индии и Китае ценились даже более высоко, чем в Европе. Де Будт заметил, что «кошачий глаз стоимостью девяносто золотых монет в Португалии был продан за шестьсот в Индии»
Камея с Силеном в сопровождении Вакха и Сатира. Италия, XI век
Халцедон, 34,4 мм.
Эта великолепная камея отражает увлечение вакхическими сюжетами в эпоху Возрождения. Главный герой этой камеи - пожилой Силен, учитель и компаньон Вакха. Вакх наливает вино в чашу а позади стоит сатир, играющий на дудочке.
Камею отличает превосходное качество резьбы. Гравер демонстрирует редкое мастерство в изображении анатомии фигур и удивительную степень натурализма в мельчайших деталях, таких как голова барана на плаще Вакха.
Италия, конец XVI - XVII век, Золотой браслет с инталиями
Лазурит, гелиотроп и частично эмалированное золото, 21,5 см
Единообразие инталий с изображением богини Афины и двух портретов указывает на то, что они выполнены в одно время с браслетом. Однако возможно, что камень, вставленный в застежку, которая более изношена, чем другие, мог быть древним.
Камея с портретом, вероятно с Александром Великим и его матерью Олимпиадой, королевой Македонии
Италия, XVII век, слоистый агат, в более позднем кольце, 20,5 мм
Наличие маски льва на шлеме может указывать на то, что воин, изображенный на этой камее, - это Александр Македонский, а женщина - его мать Олимпиада из Эпира. Двойные портреты часто создавались для членов римской императорской семьи. Этот стиль возродился в 16-17 веках.
Подвеска-медальон в форме желудя для безоаровых камней.
Английский или немецкий мастер, XVII век, халцедон и ювелирный сплав, 44,4 мм
Это очень интересная штука. Как известно, знатные люди в древности прибегали к разным средствам, чтобы избежать отравления. Одним из таких средств считался безоаровый камень (камень органического происхождения, образующийся в желудке преимущественно у жвачных животных - лоси, серны, лошади, козы). С древности безоару приписывали свойство спасать своего владельца от ядов. Считалось, что он предохраняет от мышьяковых отравлений. Его относили к драгоценным камням именно из-за целебных свойств. Вот именно в таком медальоне когда-то и хранили безоаровый камень.
Камея с Омфалой, Италия, конец XVII века
Халцедон в частично эмалированной подвеске из горного хрусталя XIX века, камея: 30,3 мм, Крепление: 64,4 мм
Омфала - лидийская царица, персонаж древнегреческой мифологии. По легенде Геракл три года находился в услужении у Омфалы. Этот сюжет был популярен в глиптике позднего Возрождения. Некоторые камеи изображают двух персонажей бок о бок, в львиной шкуре на головах.
Камея с жуком. Приписывается Фридриху Людвигу Хоффманну, Германия, около 1760 года
Камея: 28,4 мм, кольцо: 31,7 мм
Эта очаровательная камея, изображающая жука, использует естественный блеск его камня, чтобы воссоздать мерцающую оболочку насекомого. И мотив, и внешний вид камеи напоминают табакерку, подписанную Фридрихом Людвигом Хоффманном из коллекции Музея Виктории и Альберта. Табакерка, вырезанная из твердого камня, украшена множеством насекомых, в том числе похожим жуком. Этот тип мотива, похоже, был специализацией художника. Хоффманн работал резчиком по камню в Байройте для маркграфа Бранденбург-Байройтского.
Камея с бюстом Богородицы, Франция или Италия, 19 век
Оникс, в золотой оправе для броши, со стеклянными кабошонами, камея: 4,2 см, брошь: 5,5 см
Инталия с Церерой, Италия, Рим или Неаполь, начало 19 века
Халцедон, 33,9 мм
Эта красивая инталия, находящаяся почти в первозданном состоянии, с глянцевой поверхностью напоминает инталии мифологических фигур знаменитого неаполитанского гравера Филиппо Рега (1761-1833).
Во все времена были талантливые мастера, жаль только, что очень малая часть их творений дожила до наших дней не растворясь бесследно в вихре, войн, пожаров, других бедствий.
по счастью, геммы подвержены действию времени меньше, чем другие произведения искусства)
Какая интересная у Вас подборка информации...
Многое прочитала это впервые.
Татьяна, спасибо! Все утро потратила на подборку материала. Показалось, что и всем будет интересно) Значит не зря потрудилась).
Вера, благодарю Вас, очень интересно!
Спасибо Вера очень интересно, узнала много нового. Как многообразен мир драгоценных камней, потрясающей красоты, изысканности и уникальности работы. Еще раз спасибо, что поделились своими знаниями и любовью к своему необычному хобби.Ваши топики доставили огромное удовольствие.
Диана, спасибо! Рада поделиться) Хотя интерес к минералам и нельзя назвать необычным) Почти все люди в той или иной степени чувствуют волшебную притягательность самоцветов. Не даром им приписывают столько магических свойств и влияние на судьбы человеческие)