Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов
Империя Великих Моголов - государство, которое существовало с XVI и до середины XVIII века на территории современной Индии, Пакистана, Бангладеш и юго-восточного Афганистана. Название «Великие Моголы» появилось уже при английских колонизаторах. Ни основатель Империи - Бабур, ни его потомки сами себя так не называли. В эпоху расцвета империи прикладное искусство Индии испытало небывалый подъем. Предметы быта той эпохи являются жемчужинами экспозиций музеев и частных коллекций.
В европейских странах интерес к сказочным богатствам востока был огромен. Особенно ожесточенно соперничали между собой голландские и британские купцы за право торговли индийскими пряностями, тканями, произведениями ремесленников и ювелиров. В конце концов империя Великих Моголов распалась, а большая часть ее территории попала под управление Британии на два века. Есть экспонаты этого периода и в собрании британских монархов. Особенно стоит отметить коллекцию восточных кинжалов. И клинок, и рукоятка оружия в те временя украшались ювелирами и оружейниками с невероятно изощренным мастерством, это настоящие шедевры ювелирного искусства.
В Королевской коллекции Британии имеется 37 индийских кинжалов с нефритовыми эфесами. Они были подарены Эдуарду VII (1841–1910) во время его четырехмесячного тура по Индийскому субконтиненту в 1875 году. Оружие и доспехи составляли самую большую категорию подарков, полученных тогда еще принцем Уэльским, и многие из них были выставлены в «Индийской комнате» принца в Мальборо-хаус.
«Индийская комната» в Мальборо-Хаус, 1890-е годы
Нефритовые кинжалы стали популярны при дворе Великих Моголов во время правления Аламгира (годы правления 1658–1707) после того, как наладились торговые пути для торговли с Китаем. Камнерезы, работавшие при дворе Великих Моголов, смогли перенести свои навыки работы с горным хрусталем на обработку нефрита, изготовление сосудов, рукояток кинжалов и украшений, инкрустированных драгоценными металлами и драгоценными камнями. Мечи и кинжалы составляли важную часть сокровищниц Великих Моголов. Известно, что император Джахангир (1569-1627) относился к мастерам-оружейникам с большим уважением. В своих мемуарах он описывает чувство, когда он берет рукоять меча: «Из всех драгоценных камней, находящихся в сокровищнице, я считаю его самым драгоценным." Далее он упоминает дары, которые он преподнес мастеру, включая «слона, почетное платье и золотой браслет на запястье…».
Кинжал ханджар (тип кинжала с изогнутым обоюдоострым клинком). вырезанный из нефрита эфес инкрустирован гранатами в растительном орнаменте. (Индия, XVIII - XIX век). Подарен принцу Уэльскому махараджей Джунг Бахадур Рана, премьер-министром Непала.
Кинжал пешкаб с однолезвийным остроконечным клинком с растительным золотым узором у рукояти. На нефритовой рукоятке вырезана голова попугая с выемками для лучшего захвата и клювом из золота и рубинов. На кончике клюва можно найти небольшой крючок, на котором раньше была цепочка из изумрудов и жемчуга. Подарен принцу Уэльскому махараджей Подарен принцу Уэльскому махараджей Орчха.
Кинжал с рукоятью из слоновой кости в виде головы лошади, глаза и уздечка в технике кундан с рубинами (Индия, XVII век)
К моменту царствования Джахангира холодное оружие уже не использовалось исключительно для ведения войны. Такими кинжалами с изображением головы животного при дворе Великих Моголов удостаивались высокопоставленные вельможи, чиновники, придворные. Богато украшенный дорогой клинок стал элементом придворной парадной одежды, своеобразным признаком высокого положения при дворе.
Кинжал и ножны (Северная Индия, XVIII век). Рукоять из бледного нефрита, вырезанная в форме рукоятки пистолета, деревянные ножны в серебряной оправе обтянуты красной тканью
Кинжал ханджар и ножны. Нефритовая рукоять украшена рубинами и изумрудами (Северная Индия, XVIII век)
Кинжал ханджар. Нефритовая рукоять украшена рубинами и изумрудами (Индия, XVIII - XIX век). Такие кинжалы в основном производились для двора Великих Моголов в Джайпуре.
Использование декоративных цветочных мотивов лотоса на рукояти возникло во времена императора Шаха Джахана и стало художественной нормой к началу восемнадцатого века.
Кинжал с рукоятью из горного хрусталя (Индия, XIX век). Рукоять инкрустирована орнаментом из золота и рубинов.
Кинжал с агатовой рукоятью и бриллиантами (Индия, XVIII век), рукоять из агата с серебряной оправой украшена с каждой стороны бриллиантами, оформленными в виде глаз. Серебряная оправа с гравировкой из цветочных завитков
Вот совершенно необыкновенная вещь - костыль-посох-клинок дервиша (Индия и Турция, 18 век)
В отделке посоха присутствует смешение стилей - резная нефритовая рукоять индийской работы с позолоченными серебряными наконечниками в виде головы лошади, с глазами из драгоценных камней и бирюзовыми воротниками; стальное обоюдоострое лезвие с золотой накладной надписью и орнаментом в арабском стиле, позолоченные серебряные ножны, украшенные дивным чеканным цветочным орнаментом. Такие костыли использовали суфийские (одно из течений ислама) и индуистские адепты, которые опирались на них во время медитации. Пышный орнамент ножен говорит о богатстве владельца. А в момент опасности такой костыль моментально превращался в острый клинок.
Резной нефритовый горшок, украшенный снаружи узором в виде листьев аканта (Индия, 18 век)
Пять чашек на ножке (Индия, 18 век) из резного нефрита, инкрустированные рубинами, изумрудами и бриллиантами в технике кундан.
Вся сложность и необычность техники кундан заключается в методе крепления драгоценных и полудрагоценных камней на основу ювелирного изделия. В этой технике для скрепления камней используется чистое золото наивысшей пробы. Камни крепятся на каркас с помощью тончайшей золотой фольги, настолько тонкой, что она сцепляется с поверхностью кристаллов за счет молекулярных связей. Драгоценный камень полируют, накладывают на фольгу и сцепляют с основой без дополнительных креплений - только за счет давления и свойств золотой фольги, которая к тому же придает дополнительное сияние самоцветам. Затем ювелиру необходимо правильно обжать фольгу вокруг камней и придать ей необходимую форму с помощью специальных инструментов.
Нефритовая рама для зеркала с инкрустацией из драгоценных камней в виде цветочного стебля, исходящего из вазы. (Северная Индия, XVIII век)
Тикка - кулон, подвеска на лоб с драгоценными камнями (Гуджарат, Индия, около 1700 г.)
Редкий резной рог из нефрита для хранения пороха с медной оправой в виде леопарда. (Индия, Джайпур, 18 век)
Рожок вырезан из нефрита двух оттенков. На сужающемся, более темном конце изображена голова козерога, изо рта которого сыпался порох. Медный рычажок в виде нападающего леопарда позволяет открывать и закрывать отверстие.
Резная чаша из нефрита украшена эмалированными цветами (Индия,17-18 век) и свидетельствует о мастерстве индийских эмальеров.
Первоначально завезенная в Индию европейскими ювелирами, техника эмали быстро была подхвачена местными мастерами и широко использовалась уже в шестнадцатом-семнадцатом веках.
Резная нефритовая табакерка (Северная Индия, 18 век)
Шкатулка восьмиугольной формы с резьбой, декорированная в технике кундан бриллиантами и рубинами (Индия, XIX век)
Вера!!! Спасибо большое! Очень интересно!!! Случайно наткнулась на Ваш топик, как в музее побывала и предыдущие посмотрела. Не останавливайтесь !!!
Ирина, мне очень приятно, что мои подборки понравились) Рада поделиться вдохновением
Какой только красоты не существует в мире!!! Столько искусных мастеров!!! Спасибо большое, Вера, за то, что продолжаете нас знакомить с миром искусства и его мастерами, с музейными экспонатами и их историей!!!
Татьяна, спасибо! Рада поделиться)
Вера, большое спасибо, как всегда интересно и увлекательно!!! В очередной раз сделала для себя удивительные открытия!!!
Тамара, спасибо! Я и сама открываю для себя много нового, когда начинаю пристальнее рассматривать тему, подбирать материал)
С большим интересом посмотрела топик.Да.Что уж говорить, красота неописуемая.Титанический труд, и мастерство.Верочка, спасибо Вам за доставленное удовольствие от топика)))
Лена, спасибо! Давно хотела написать, наконец-то набрала фото-материал)
Красота!
Это да)
Большое Вам спасибо, Вера! Очень интересно и познавательно, с нетерпением жду новых топиков
Лана, спасибо! Есть еще темы)...
Какое мастерство! Красотища!
Для вдохновения красотой)
Вера, очень очень интересно! Узнала много нового. Кинжалы великолепны, браво мастерам оружейникам, золотое блюдо, тикка потрясающие. Задумалась, для чего на такие огромные расстояния перегоняли слонов, как такая экзотика приживалась в холодном Петербурге. Спасибо Вам за труд и Вашу огромную эрудицию.
Диана, спасибо Вам за добрые слова).Слонов в те времена в России видывали только на картинках. Так что это была диковина на уровне золотого столика) Слонам, конечно, такая перемена климата вряд ли понравилась. А куда денешься?
Вера, примите благодарность! Уже жду ваших постов — это возможность побывать в иных Мирах и эпохах!
Наталья, спасибо вам большое. В 1984 году Эрмитаж выпустил каталог золотых кладовых Востока, и мне посчастливилось ее купить. С тех пор я заболела этими волшебными сокровищами)
Удивительные, красивейшие работы!
Татьяна, Спасибо!
Неимоверно красиво! Спасибо.
Спасибо, Людмила. Мне очень приятно)
Какая красота! Смотрела бы и смотрела. Вера, огромное спасибо за такие интересные топики. А тут еще и моя любимая Индия.
Ирина, Спасибо! Индийская культура и искусство не всегда мне понятны в символике, но безупречны и восхитительны по красоте и мастерству)
Очередное чудо. Спаисбо.
Елена, спасибо! согласна
Вера, большое спасибо! Очень интересно! Всегда с удовольствием читаю ваши топики, любуюсь красотой!
Лариса, спасибо! Я не искусствовед, но люблю пересказать занятную историю при случае, а красоту мы все понимаем без слов)