Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2021-01-13 01:22:17
Рейтинг: 27925
Комментариев: 6302
Топиков: 783
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

Империя Великих Моголов - государство, которое существовало с XVI и до середины XVIII века на территории современной Индии, Пакистана, Бангладеш и юго-восточного Афганистана. Название «Великие Моголы» появилось уже при английских колонизаторах. Ни основатель Империи - Бабур, ни его потомки сами себя так не называли. В эпоху расцвета империи прикладное  искусство Индии испытало небывалый подъем. Предметы быта той эпохи являются жемчужинами экспозиций музеев и частных коллекций.

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Золотое блюдо в виде восьмилепесткового цветка из собрания Государственного Эрмитажа (Династия Моголов, Индия, 17 век)
Есть такие экспонаты и в Эрмитаже, в коллекции "Особой кладовой отдела Востока". Эти раритеты привозились в качестве дипломатических подарков, поступали из частных коллекций. Начало коллекции было положено дипломатическим посольством Надир-Шаха, правителя Ирана, к императрице Анне Иоанновне. Зимой 1738-1739 г. Надир-шах предпринял успешный военный поход и в марте вступил в Дели, где ему в руки попала невероятная добыча - вся сокровищница Великих Моголов. По описаниям того времени, после переплавки дворцового золота в слитки и конфискации драгоценностей и ювелирных изделий, добыча оценивалась в 130 млрд золотых монет. Даже если цифры преувеличены, они все равно огромны. В октябре 1739 года Надир-шах отправляет посольство в Россию и Турцию, чтобы сообщить о своей победе. Посольство прибыло в Петербург только через два года, поскольку в составе даров помимо драгоценностей и тканей, были отправлены 14 слонов. Почти все эти раритеты сохранились в коллекции Эрмитажа.

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Золотой столик, инкрустированный рубинами, изумрудами, жемчугом - из собрания Государственного Эрмитажа (Династия Моголов, Индия, 17 век)

В европейских странах интерес к сказочным богатствам востока был огромен. Особенно ожесточенно соперничали между собой голландские и британские купцы за право торговли индийскими пряностями, тканями, произведениями ремесленников и ювелиров. В конце концов империя Великих Моголов распалась, а большая часть ее территории попала под управление Британии на два века. Есть экспонаты этого периода и в собрании британских монархов. Особенно стоит отметить коллекцию восточных кинжалов. И клинок, и рукоятка оружия в те временя украшались ювелирами и оружейниками с невероятно изощренным мастерством, это настоящие шедевры ювелирного искусства.

В Королевской коллекции Британии имеется 37 индийских кинжалов с нефритовыми эфесами. Они были подарены Эдуарду VII (1841–1910) во время его четырехмесячного тура по Индийскому субконтиненту в 1875 году. Оружие и доспехи составляли самую большую категорию подарков, полученных тогда еще принцем Уэльским, и многие из них были выставлены в «Индийской комнате» принца в Мальборо-хаус.

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

«Индийская комната» в Мальборо-Хаус, 1890-е годы 

Нефритовые кинжалы стали популярны при дворе Великих Моголов во время правления Аламгира (годы правления 1658–1707) после того, как наладились торговые пути для торговли с Китаем. Камнерезы, работавшие при дворе Великих Моголов, смогли перенести свои навыки работы с горным хрусталем на обработку нефрита, изготовление сосудов, рукояток кинжалов и украшений, инкрустированных драгоценными металлами и драгоценными камнями. Мечи и кинжалы составляли важную часть сокровищниц Великих Моголов. Известно, что император Джахангир (1569-1627) относился к мастерам-оружейникам с большим уважением. В своих мемуарах он описывает чувство, когда он берет рукоять меча: «Из всех драгоценных камней, находящихся в сокровищнице, я считаю его самым драгоценным." Далее он упоминает дары, которые он преподнес мастеру, включая «слона, почетное платье и золотой браслет на запястье…».

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Кинжал ханджар (тип кинжала с изогнутым обоюдоострым клинком). вырезанный из нефрита эфес инкрустирован гранатами в растительном орнаменте. (Индия, XVIII - XIX век). Подарен принцу Уэльскому махараджей Джунг Бахадур Рана, премьер-министром Непала.

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Кинжал пешкаб с однолезвийным остроконечным клинком с растительным золотым узором у рукояти. На нефритовой рукоятке вырезана голова попугая с выемками для лучшего захвата и клювом из золота и рубинов. На кончике клюва можно найти небольшой крючок, на котором раньше была цепочка из изумрудов и жемчуга. Подарен принцу Уэльскому махараджей Подарен принцу Уэльскому махараджей Орчха.

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Кинжал с рукоятью из слоновой кости в виде головы лошади, глаза и уздечка в технике кундан с рубинами (Индия, XVII век)

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

К моменту царствования Джахангира холодное оружие уже не использовалось исключительно для ведения войны. Такими кинжалами с изображением головы животного при дворе Великих Моголов удостаивались высокопоставленные вельможи, чиновники, придворные. Богато украшенный дорогой клинок стал элементом придворной парадной одежды, своеобразным признаком высокого положения при дворе.

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Кинжал и ножны (Северная Индия, XVIII век). Рукоять из бледного нефрита, вырезанная в форме рукоятки пистолета, деревянные ножны в серебряной оправе обтянуты красной тканью

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Кинжал ханджар и ножны. Нефритовая рукоять украшена рубинами и изумрудами (Северная Индия, XVIII век)

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Кинжал ханджар. Нефритовая рукоять украшена рубинами и изумрудами (Индия, XVIII - XIX век). Такие кинжалы в основном производились для двора Великих Моголов в Джайпуре.

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Использование декоративных цветочных мотивов лотоса на рукояти возникло во времена императора  Шаха Джахана и стало художественной нормой к началу восемнадцатого века.

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Кинжал с рукоятью из горного хрусталя (Индия, XIX век). Рукоять инкрустирована орнаментом из золота и рубинов.

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Кинжал с агатовой рукоятью и бриллиантами (Индия, XVIII век), рукоять из агата с серебряной оправой украшена с каждой стороны бриллиантами, оформленными в виде глаз. Серебряная оправа с гравировкой из цветочных завитков

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Вот совершенно необыкновенная вещь - костыль-посох-клинок дервиша (Индия и Турция, 18 век)

В отделке посоха присутствует смешение стилей - резная нефритовая рукоять индийской работы с позолоченными серебряными наконечниками в виде головы лошади, с глазами из драгоценных камней и бирюзовыми воротниками; стальное обоюдоострое лезвие с золотой накладной надписью и орнаментом в арабском стиле, позолоченные серебряные ножны, украшенные дивным чеканным цветочным орнаментом. Такие костыли использовали суфийские (одно из течений ислама) и индуистские адепты, которые опирались на них во время медитации. Пышный орнамент ножен говорит о богатстве владельца. А в момент опасности такой костыль моментально превращался в острый клинок.

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Резной нефритовый горшок, украшенный снаружи узором в виде листьев аканта (Индия, 18 век)

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Пять  чашек на ножке (Индия, 18 век) из резного нефрита, инкрустированные  рубинами, изумрудами и бриллиантами в технике кундан.

Вся сложность и необычность техники кундан  заключается в методе крепления драгоценных и полудрагоценных камней на основу ювелирного изделия. В этой технике для скрепления камней используется чистое золото наивысшей пробы. Камни крепятся на каркас с помощью тончайшей золотой фольги, настолько тонкой, что она сцепляется с поверхностью кристаллов  за счет молекулярных связей. Драгоценный камень полируют, накладывают на фольгу и сцепляют с основой без дополнительных креплений - только за счет давления и свойств золотой фольги, которая к тому же придает дополнительное сияние самоцветам. Затем ювелиру необходимо правильно обжать фольгу вокруг камней и придать ей необходимую форму с помощью специальных инструментов. 

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Нефритовая рама для зеркала с инкрустацией из драгоценных камней в виде цветочного стебля, исходящего из вазы. (Северная Индия, XVIII век)

Камнерезное искусство эпохи Великих МоголовТикка - кулон, подвеска  на лоб с драгоценными камнями (Гуджарат, Индия, около 1700 г.)

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Редкий резной рог из нефрита для хранения пороха с медной оправой в виде леопарда. (Индия, Джайпур, 18 век)

Рожок вырезан из нефрита двух оттенков. На сужающемся, более темном конце изображена голова козерога, изо рта которого сыпался порох. Медный рычажок в виде нападающего леопарда позволяет открывать и закрывать отверстие.

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Резная чаша из нефрита украшена эмалированными цветами (Индия,17-18 век) и свидетельствует о мастерстве  индийских эмальеров.

Первоначально завезенная в Индию европейскими ювелирами, техника эмали быстро была подхвачена местными мастерами и широко использовалась уже в шестнадцатом-семнадцатом веках.

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Резная нефритовая табакерка (Северная Индия, 18 век)

Камнерезное искусство эпохи Великих Моголов

Шкатулка восьмиугольной формы с резьбой, декорированная в технике кундан бриллиантами и рубинами (Индия, XIX век)

Мне нравится39
29
Добавить в закладки
1772
29 комментариев
ирина54 (ирина)
2021-01-13 02:42:12
0

Вера!!! Спасибо большое! Очень  интересно!!! Случайно наткнулась на Ваш топик, как в музее побывала и предыдущие посмотрела. Не останавливайтесь !!!

Primavera (Вера)
2021-01-13 10:57:45
0

Ирина, мне очень приятно, что мои подборки понравились) Рада поделиться вдохновением

Ogvts(Tatyana) (Татьяна Найзабекова)
2021-01-13 06:51:51
0

Какой только красоты не существует в мире!!! Столько искусных мастеров!!! Спасибо большое, Вера, за то, что продолжаете нас знакомить с миром искусства и его мастерами, с музейными экспонатами и их историей!!!

Primavera (Вера)
2021-01-13 10:56:24 (отредактировано)
+1

Татьяна, спасибо! Рада поделиться)

Тома (Тома)
2021-01-13 13:02:52
0

Вера, большое спасибо, как всегда интересно и увлекательно!!! В очередной раз сделала для себя удивительные открытия!!!

Primavera (Вера)
2021-01-14 10:52:08
+1

Тамара, спасибо! Я и сама открываю для себя много нового, когда начинаю пристальнее рассматривать тему, подбирать материал)

Елена (Елена)
2021-01-13 20:42:25
0

С большим интересом посмотрела топик.Да.Что уж говорить, красота неописуемая.Титанический труд, и мастерство.Верочка, спасибо Вам за доставленное удовольствие от топика)))

Primavera (Вера)
2021-01-14 10:50:56
0

Лена, спасибо! Давно хотела написать, наконец-то набрала фото-материал)

galuka (Галина)
2021-01-14 09:09:13
+1

Красота!

Primavera (Вера)
2021-01-14 10:49:15
0

Это да)

lana ()
lana ()
155
2021-01-14 09:41:21
0

Большое Вам спасибо, Вера! Очень интересно и познавательно, с нетерпением жду новых топиков

Primavera (Вера)
2021-01-14 10:48:41
0

Лана, спасибо! Есть еще темы)...

mango5858 (Вера)
2021-01-14 14:15:13
0

Какое мастерство! Красотища!

Primavera (Вера)
2021-01-15 11:26:40
0

Для вдохновения красотой)

faina (Диана)
2021-01-14 15:46:30
0

Вера, очень очень интересно! Узнала много нового. Кинжалы великолепны, браво мастерам оружейникам, золотое блюдо, тикка потрясающие. Задумалась, для чего на такие огромные расстояния перегоняли слонов, как такая экзотика приживалась в  холодном Петербурге. Спасибо Вам за труд  и Вашу огромную эрудицию.

Primavera (Вера)
2021-01-15 11:30:31
0

Диана, спасибо Вам за добрые слова).Слонов в те времена в России видывали только на картинках. Так что это была диковина на уровне золотого столика) Слонам, конечно, такая перемена климата вряд ли понравилась. А куда денешься?

Ната (Редько Наталья)
2021-01-14 17:27:50
0

Вера, примите благодарность! Уже жду ваших постов — это возможность побывать в иных Мирах и эпохах!

Primavera (Вера)
2021-01-15 11:35:03 (отредактировано)
0

Наталья, спасибо вам большое. В 1984 году Эрмитаж выпустил каталог золотых кладовых Востока, и мне  посчастливилось ее купить. С тех пор я заболела этими волшебными сокровищами)

tgkh5501 (Татьяна)
2021-01-14 17:34:42
0

Удивительные, красивейшие работы!

Primavera (Вера)
2021-01-15 11:35:35
0

Татьяна, Спасибо!

ludochka (Людмила)
2021-01-14 21:32:49
0

Неимоверно красиво! Спасибо.

Primavera (Вера)
2021-01-15 11:36:17
+1

Спасибо, Людмила. Мне очень приятно)

irinang1 (Ирина)
2021-01-14 22:59:56
0

Какая красота! Смотрела бы и смотрела. Вера, огромное спасибо за такие интересные топики. А тут еще и моя любимая Индия.

Primavera (Вера)
2021-01-15 11:38:33
0

Ирина, Спасибо! Индийская культура и искусство не всегда мне понятны в символике, но безупречны и восхитительны по красоте и  мастерству)

Кошка (Елена)
2021-01-14 23:49:10
0

Очередное чудо. Спаисбо.

Primavera (Вера)
2021-01-15 11:39:13
0

Елена, спасибо! согласна

Лариса (Лариса)
2021-01-15 08:59:29
0

Вера, большое спасибо! Очень интересно! Всегда с удовольствием читаю ваши топики, любуюсь красотой!

Primavera (Вера)
2021-01-15 11:42:10
0

Лариса, спасибо! Я не искусствовед, но люблю пересказать занятную историю при случае, а красоту мы все понимаем без слов)