Флорентийская мозаика
Мозаика из цветного камня известна с незапамятных времен. В частности, флорентийская мозаика или второе её название "Pietra Dura" (итал. "поделочный камень") возникла в XVI веке в Италии во Флоренции.
Итальянская династия Медичи покровительствовала разным видам искусства, в том числе и искусству мозаики. В 1588 году Фердинандо I ди Медичи открыл свою мастерскую «Галерея Деи Лавори», где мастера из Италии и других стран изготавливали камнерезные изделия из полудрагоценных камней: мрамора, лазурита, яшмы, агата и т.д. Мастера делали искусные настенные панно, столешницы, шахматные доски, шкатулки. Это искусство было весьма популярно в Европе протяжении 300 лет, а великий Микеланджело называл мозаику «вечной картиной».
Составляют мозаику из крупных кусков цветного камня, вырезанных по контуру изображения. Каменные пластинки идеально подгоняют друг к другу. мастер использует не только цвет камня, но и обыгрывает его природную текстуру. Тонкие пластины камня с полированной поверхностью собираются в живописный ковер так, чтобы природный рисунок поверхности камня, естественные цветовые вариации и линии текстуры гармонично дополняли рисунок мозаики. Каменные элементы могут быть любой формы, но собираются они вместе так плотно, что ни швов, ни линий стыка почти не видно. Подобрать камни для мозаики – задача непростая. Помимо цвета камня, необходимо хорошо знать его свойства – твердость, блеск, спайность. Прослойки, прожилки, различные включения и примеси придают различные оттенки одному и тому же виду камня и даже могу изменять его цвет. Палитры флорентийской мозаики тем разнообразнее, чем больше различных камней и пород используется для составления рисунка. Специальная обработка камня, подбор цветов и тщательная подгонка элементов требует много сил и времени.
В технике «флорентийской мозаики» создают «живописные» картины, орнаментальные вставки в предметах интерьера, столешницы, мебель, вставки для ювелирных украшений.
В России можно увидеть прекрасный пример итальянского искусства конца XIX века - Стол с мозаичной столешницей "Аполлон и Музы". Находится он в Павильонном зале Эрмитажа, рядом с не менее знаменитыми часами "Павлин".
Стол с мозаичной столешницей "Аполлон и Музы"
Этот шедевр был создан мастером Эдоардо Мокиутти в 1870 году для короля Италии Эммануила II, который в свою очередь подарил столешницу российскому императору Александру II. Для мозаики мастер использовал сердолик, лазурит, мрамор и агат.
В центре столешницы изображен Аполлон на колеснице, запряжённой квадригой лошадей, окруженный агатовыми цветами. Основную часть занимают медальоны с девятью музами.
НАБОР ИЗ ЧЕТЫРЕХ ИТАЛЬЯНСКИХ ПАНЕЛЕЙ PIETRA DURA, Флоренция, около 1700 г.
На каждом панно по рисункам художника и дизайнера Якопо Лигоцци изображена птица на цветущей ветке. Размер каждого панно 13 х 23 см. Якопо Лигоцци был придворным художником Медичи. Его рисунки были источником вдохновения для fiorante - художников, специализирующиеся на изображении цветов и отвечающих за поставку рисунков в Galleria dei Lavori. Спрос на эти панели был настолько велик, что у производителя был запас этих панелей, предназначенных для установки на шкафы, шкатулки и другие предметы мебели.
Вот, например, в следующей шкатулке XIX века установлены мозаичные панели XVIII века.
Резная шкатулка из твердого камня, около 1830 года, инкрустация панелями pietra dura, Флоренция, XVIII век
Столешница, флорентийская мозаика, Италия, начало XVII века
Столешница, флорентийская мозаика, Италия, 1620 - 1630
Столешница, флорентийская мозаика, Италия, XIX век
Столешница, флорентийская мозаика, Италия, начало XX века
Панно pietra dura в стиле итальянского барокко, приписываемое Opificio delle Pietre Dure, Флоренция, XVII век
Два панно pietra dura, Флоренция, конец XVIII века
Мозаичное панно панно pietra dura, Флоренция, конец XIX века
Изображение пьющих кавалеров в таверне, флорентийская мозаика, Италия, XIX век
Итальянский натюрморт pietra dura работы Энрико Бози, Флоренция, около 1860 г.
Прекрасная флорентийская шкатулка из позолоченной бронзы, с вставками pietra dura и цветного стекла,
Италия, середина XIX века
В России флорентийская мозаика появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. С этого момента русские мастера постепенно осваивают мозаику Флоренции, и в 1847 году для получения секретов мозаичного искусства во Флоренцию был отправлен мастер Соколов И.П., который по возвращении из Италии готовил новых камнерезов высокого класса в художественной школе при Петергофской гранильной фабрике.
Мозаика — это всегда удивительно, а такая вызывает ещё и восхищение! Спасибо!
Наталия, спасибо! Разделяю восхищение)
Восхищение! Благодарю, очень интересно!
Спасибо! Меня поражает трудоемкость работы, особенно в давние времена. Но результат того стоит)
Красота необыкновенная! У нас в музее есть шкафчик стенки которого украшены мозаикой в таком стиле.
Татьяна, Замечательно красивый шкаф! Спасибо, что показали)
В этом топике я ставила фотографии этого шкафчика. Там фотографии лицевой и боковых сторон https://www.passionforum.ru/posts/122891-i-esche-n...
В музее тоже стоит столик сделанный в такой технике. Но я его почему то не сфотографировала...
Какая красота! Люблю рассматривать эти букеты в деталях. Всегда поражаюсь вкусу и гармонии цветочных композиций, мастерству художников и камнерезов)
Самое любопытное, на четырёх букетах разные насекомые, да и букеты разные. Я обожаю этот шкафчик и каждый раз, посещая галерею, захожу посмотреть на него
А я вообще неравнодушна ко всякого рода букетам и натюрмортам, особенно прошлых столетий. Букашки неизменно умиляют)
В советское время техника флорентинской мозаики была очень популярной и делалось всё монументально с большим размахом и разумеется по законам социалистического реализма.
Вера, это и сейчас востребовано. Флорентийской мозаикой украшают богатые дома. Есть мастерские, которые специализируются на таких работах. А оборудование для обработки камня настолько усовершенствовалось, что мастера прошлого не могли себе такого и представить.
Нереально красиво!
Светлана, это правильные слова. Присоединяюсь!
Вера, спасибо большое за Ваши публикации. Так интересно читать и рассматривать всю эту красоту. С наступающим Новым годом. Пусть всё будет у Вас хорошо. И жду Ваших новых публикаций.
Ирина, спасибо! Это так приятно) Поздравляю и вас с наступающим Новым годом и желаю здоровья, счастья, творческих успехов!
Тему камнерезного искусства буду продолжать, хотя изначально и не собиралась этого делать. Оказалось, что это интересно не только мне, и я рада поделиться.
Восхищена!
Диана, аналогично!
«Невыносимая » красота!
И некоторым из этих вещей несколько сотен лет!
Красота — глаз не отвести! Спасибо Вам за приобщение нас к прекрасному. С большим удовольствием читаю, рассматриваю и не перестаю восхищаться человеческим умением. Какая тонкая работа! Жаль, что нельзя увеличить и разглядеть все нюансы.
С наступающим Новым годом Вас, уважаемая! Самые наилучшие пожелания! Всех благ!
Спасибо! Хочу и вас поздравить с наступающим Новым годом и пожелать всех благ!
Рассмотреть картинки с увеличением можно на сайте аукционного дома Sotheby's. Вся подборка взята с этого сайта. Там самые качественные фотоматериалы и интересные вещи. www.sothebys.com/en/?locale=en Воспользуйтесь поиском по словам «Pietra Dura», и вы увидите еще много интересных работ, которые не вошли в подборку)
Божественная красота!!! Невероятно, как можно такое придумать? Я стол рассматривала чуть не под лупой.
Спасибо! Та же история. Столешницы меня просто гипнотизируют. Особенно мраморная с геометрическим рисунком. Невероятный оптический эффект объема)
Спасибо за интересные рассказы о камнях и камнерезном искусстве! Каждый раз посещая Эрмитаж, восхищалась работами выполненными в этой технике. И очень хорошая коллекция флорентийской мозаики в музее горного института в Санкт- Петербурге. Есть там и работы мастера Соколова.
Наталья, спасибо! Я этого не знала. Ни разу не была в музее горного института, только в минералогическом музее. Обязательно постараюсь там побывать