Монтелатичи. Флорентийская мозаика.
Флорентийская мозаика с изображением мальчика, курящего трубку, по картине Винченцо Иролли, 30,5 х 44 см, Марио Монтелатичи, 1931 г.
Трудно поверить, что это панно – мозаика, а не живопись. Техника флорентийской мозаики, известная как pietre dure (по-итальянски «твердые камни») с XVI века, отличается использованием редких и полудрагоценных минералов, когда рисунок или узор формируется из очень плотно собранных вырезанных по форме элементов так, что стыков между ними практически не видно. Мозаичисты старались сделать свою работу максимально похожей на живопись кистью, создавая мозаичные панно для украшения дворцов и соборов Флоренции.
Возрождение интереса к мозаике pietre dure, которая во второй половине XIX века вышла из моды, связывают с именем Джованни Монтелатичи (1864–1930). Вместе со своим другом Галилео Чини, художником из Муджелло, местечка рядом с Флоренцией, он основал мозаичную мастерскую в 1898 году. Они выставлялись на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, завоевав золотую медаль за большой стол, инкрустированный сценой Благовещения. После успеха в Париже Монтелатичи основал большую мастерскую, известную как Arte Musiva, на Виа Арнольфо во Флоренции, назначив Чини ее художественным руководителем. Их работы вдохновлены сюжетами старых мастеров Италии с особым акцентом на домашние и сельские сцены. Бизнес достиг наибольшего успеха в первые десятилетия XX века, когда к Монтелатичи присоединились два его сына Альфонсо (1880–1948) и Марио (1894-1974).
Флорентийская мозаика с изображением джентльмена в костюме 18 века, 73 x 45,7 см, Джованни Монтелатичи, 1911 г.
Флорентийская мозаика с изображением мальчиков, рассматривающих саламандру в банке, 82 х 60 см, Джованни Монтелатичи, 1912 г.
Флорентийская мозаика с изображением рыбака, держащего корзину с рыбой, отделанной перламутром, 33 х 17 см, Джованни Монтелатичи, конец XIX века.
Флорентийская мозаика «Обед трубочиста, 20 х 27,5 см, Джованни Монтелатичи, начало ХХ века.
Флорентийская мозаика с изображением двух монахов, пробующих еду, 23 х 28 см, Джованни Монтелатичи, начало ХХ века.
Флорентийская мозаика «Итальянский секрет», 30 х 22 см, Джованни Монтелатичи, около 1900 г.
Флорентийская мозаика со сценкой купания, 36,8 х 26,6 см, Джованни Монтелатичи, начало 20 века.
Флорентийская мозаика, изображающая сцену в интерьере сельского дома с матерью, двумя дочерьми и младенцем, делающим свои первые шаги, 44 х 35 см, Джованни Монтелатичи, около 1900-1910 гг.
Флорентийская мозаика, с изображением пожилой пары, 26 х 21 см, Джованни Монтелатичи.
Флорентийская мозаика «Менестрель», 15 х 30,5 см, Джованни Монтелатичи.
Флорентийская мозаика «Деревенская пара», 31,5 х 24 см, Джованни Монтелатичи.
Флорентийская мозаика «Деревенский флирт», Джованни Монтелатичи.
Флорентийская мозаика с изображением сцены на итальянском рынке, Джованни Монтелатичи.
Флорентийская мозаика «Золотая свадьба», Джованни Монтелатичи.
Флорентийская мозаика с изображением жанровой сцены в костюмах XVIII века, Джованни Монтелатичи, около 1900 года.
Флорентийская мозаика «Улыбающийся монах», 36,8 х 26,6 см, Джованни Монтелатичи.
Флорентийская мозаика «Возвращение с рынка» по мотивам картины Стефано Бруцци, получившей приз на Пармской выставке 1888 года, 121х 74,5 см, Марио Монтелатичи, 1928 г., из коллекции музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Марио Монтелатичи, сын Джованни, начал создавать мозаику Pietre dure в возрасте девяти лет, завершив свою последнюю работу всего за четыре дня до своей смерти в 1974 году в возрасте 80 лет. Черпая вдохновение для своих композиций из картин художников тосканской школы маккиайоли, отличавшихся смелым сочетанием сочных цветовых пятен, он использовал самые разные темы, отдавая предпочтение сценам домашней и сельской жизни.
Флорентийская мозаика с изображением коров под большим деревом, 38 х 28 см, Марио Монтелатичи, 1927 г.
Флорентийская мозаика «Римская идиллия», 73 х 60см, Марио Монтелатичи, 1923 г., из коллекции музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Флорентийская мозаика «Мать и дитя» в позолоченной раме с отделкой из малахита, 71,5 х 61 см, Марио Монтелатичи, 1932 г.
Флорентийская мозаика по картине Эдмунда Адлера (1876–1965) «Первый урок вязания», 35,9 х 47см, Марио Монтелатичи, около 1938 г.
Флорентийская мозаика «Рыбак с Капри», 43 х 30,5 см, Марио Монтелатичи, около 1952 года.
Флорентийская мозаика с застолькой сценкой, Альфонсо Монтелатичи, около 1900 г.
Флорентийская мозаика по картине «Inclinazione Allo Studio» (Склонность к обучению) Аурелио Зингони (1853–1922) с домашней сценкой на типичной кухне тосканского фермерского дома: пожилая женщина в окружении семьи учит своего внука читать, 86 х 136 см, считается работой Альфонсо Монтелатичи, начало 20 века.
Панно «Игра в кости» по картине Франческо Винеа, флорентийская мозаика, 90 х 46 см, Альфонсо Монтелатичи, 1927 г.
Альфонсо Монтелатичи (1880–1948) был старшим из двух сыновей Джованни и самым загадочным членом семьи. О нем имеется мало биографической информации, но его племянник Метелло вспоминает, что у него была полная приключений жизнь, и он не всегда работал в семейной мастерской. Работы Альфонсо демонстрируют уникальную способность «живописать» мозаикой, создавая необычайно большие композиции, отдавая предпочтение смелым цветам и темам галантности. Работы Альфонсо отличаются тщательным подбором естественных узоров на камнях. Живописные эффекты достигаются за счет естественных включений и прожилок.
Панно «Обещания» по картине Франческо Винеа, флорентийская мозаика, 76 х 175 см, Альфонсо Монтелатичи, 1900-1915 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Панно с часами «Пьяцца делла Синьория» с изображением Палаццо Веккьо и площади Синьории во Флоренции, флорентийская мозаика, 74 х 101 см, Альфонсо Монтелатичи, около 1900 г., из коллекции музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Альфонсо Монтелатичи за работой в семейной мастерской Arte Musiva рядом с одной из своих мозаик, изображающей танец в стиле кантри.
Даже представить трудно какая это сложная работа.
Что верно, то верно, невероятно трудоемкая)
Да, тончайшая работа с камнем. Это же как надо подбирать кусочки камня, чтобы чётко передать черты лица, тела, складки на одежде и т.д. Уникальные работы, уникальный мастер.
В еще подбор камней по цвету и фактуре — это очень непросто))
Верочка, огромное спасибо! Впечатлила флорентийская мозаика, от живописи не отличишь! Но представляю как оживляют камни-минералы персонажей картин. Верочка на Ваших топиках можно учиться, все так подробно показано и описано и портрет старшего сына и даже видео процесса изготовления картин. Получила огромное наслаждение в день своего юбилея.
Примите поздравления))
Спасибо.
Зоя! Примите мои самые теплые поздравления и наилучшие пожелания! Счастья Вам, здоровья и удачи!
Верочка, огромное спасибо! Вчера был просто подарок к юбилею с утра. Впрочем, все Ваши топики помогают нескучно жить и поднимают настроение, погружают в мир прекрасного.
Зоя, Спасибо Вам за приятное общение и позитив !
Вера, удивительный рассказ и показ!Спасибо, очень всё понравилось!
Спасибо, Наталья! Мне очень приятно))
Это же живопись красками… Даже не верится, что тут камни и минералы...
Как только я увидела первую мозаику, меня просто захватила эта тема. Настолько полная имитация живописных работ, что в первый момент не верится, что это не живопись))
Невероятно! Глаза видят, но мозг отказывается верить глазам! Работа мастера завораживает! Удивили, Вера, своим рассказом, шокировали. Бесконечная Вам благодарность за наше эстетическое воспитание!
Спасибо, Людмила! сама тема оказалась очень интересной. Я видела старинные мозаики и восхищалась ими, но это — просто новый уровень))
Совсем слов нет, настолько впечатляюще и трудоёмко)) Зато на века.
Верно, эти краски никогда не потускнеют) хотя некоторые камни слегка меняют цвет на свету со временем))
Флорентийская земля богата талантами! Я очень хотела побывать в Италии, во Флоренции… УВЫ..., ковид все планы изменил… Вера, спасибо, путешествуем онлайн...
Все, что нам остается, это надеяться))
Спасибо, Надежда!