Символ нового года в работах камнерезов
В преддверии наступающего годя нельзя обойти тему изображения быка в камнерезном искусстве. Тем более, что некоторым из этих изображений несколько тысяч лет.
В районе древнеегипетского города Мемфиса почитали священного быка Аписа (или Хаписа).
Его, по разным сведениям, считали олицетворением и Ка (дух) Бога-Творца Птаха или же бога подземного царства Осириса. В самом же Мемфисе был храм, посвященный ему, там его почитали как отдельное божество, а также посредника между простыми смертными и богами. Божество отождествляли с плодородием, хорошим урожаем зерна и домашним скотом.
Пожалуй одно из самых древних и совершенных по мастерству камнерезных изображений быка было найдено при раскопках Кносского дворца на Крите.
Ритон - сосуд для возлияний, вырезан из серпентина, с инкрустациями перламутра, горного хрусталя и яшмы на морде и в глазах.
Датируется он 1600 — 1500 до н.э. (этот период относится к Минойской эре в истории Крита) и находится в Ираклионском музее (Крит, Греция).
Жители Крита минойской эры почитали быка, как земное воплощение божества. Символы божественного быка — изображение священных бычьих рогов — встречаются почти в каждом минойском святилище.
Греки с древности наделяли природу и ее создания божественной силой. Почти каждое растение или животное связано с тем или иным древнегреческим мифом. Не обделила греческая мифология вниманием и быка. В белого быка превращался сам Зевс, дабы похитить прекрасную Европу.
Римская камея "Похищение Европы", оправленная во времена эпохи Возрождения
Год Быка занимает второе место в китайском гороскопе после года крысы. Традиционно китайский зодиак определяется по лунному календарю с наступлением Китайского Нового Года. Каждый раз Китайский Новый Год приходится на разную дату в пределах между 21 января и 20 февраля.
В Древнем Китае каждое зодиакальное животное было наделено определённым символическим значением - признаком. 12 животных были поделены на 6 пар таким образом, чтобы признаки одного животного в паре были противоположными признакам другого животного из этой пары. Так была достигнута гармония - Инь и Ян.
Животное Зодиака | Признак | Пословица |
---|---|---|
Крыса | Мудрость | Мудрость без трудолюбия ведёт к заурядности. |
Бык | Трудолюбие | Трудолюбие без мудрости ведёт к бессмысленности. |
Тигр | Храбрость | Храбрость без осторожности ведёт к безрассудству. |
Кролик | Осторожность | Осторожность без храбрости ведёт к трусости. |
Дракон | Сила | Сила без гибкости ведёт к разрушению. |
Змея | Гибкость | Гибкость без силы ведёт к ущемлению. |
Лошадь | Стремление вперёд | Стремление вперёд без единения ведёт к одиночеству. |
Коза | Единение | Единение без стремления вперёд ведёт к застою. |
Обезьяна | Переменчивость | Переменчивость без постоянства ведёт к глупости. |
Петух | Постоянство | Постоянство без переменчивости ведёт к одеревенению. |
Собака | Верность | Верность без улыбчивости ведёт к неприятию. |
Свинья | Приветливость | Приветливость без верности ведёт к безнравственности. |
Нэцкэ "Лежащий бык", Япония.
Фигурка быка из нефрита. Мастерская Карла Фаберже. Около 1900 года.
Реалистично вырезанная из нефрита фигурка пасущегося молодого быка, глаза - бриллианты в огранке роза.
Эскизы будущих шедевров Карла Фаберже создавались художниками фирмы, затем с одобрения главы фирмы, запускались в производство. Камнерезные работы для фирмы Фаберже выполнялись камнерезными мастерскими, такими как например мастерские Кремлева и Дербышева.
Фигурки из камнерезных мастерских затем возвращали в центральную мастерскую Фаберже, где их полировали, а ювелиры украшали их дополнительным декором, в данном случае - глаза из драгоценных камней. Эти работы продавались в магазинах Фаберже в Санкт-Петербурге и Лондоне.
В инвентарной описи драгоценностей императрицы Марии Федоровны и императора Александра III, составленной директором Аничкова дворца после 1917 года, содержится более ста резных фигурок животных производства фирмы Фаберже
"Похищение Европы" С. М. Березовская. ПО "Русские самоцветы"
"Весна пришла" Сергей Флькин. Саянский нефрит.
Атакующий бык из цельной глыбы натурального, природного камня. Автор не указан.
Материалы: яшма, халцедон, кремень, бычий глаз, горный хрусталь. Размеры: 60*31*22 см
Бык из мохового агата. Сергей Фалькин.
"Белая ночь". Сергей Фалькин. Белореченский кварцит.
"Бык из яшмы". Мастерская Сергея Фалькина.
Материалы: николаевская яшма, кремень, гранаты
Не устаю удивляться человеческим талантам… Спасибо вам за этот интереснейший рассказ и потрясающие иллюстрации.
Спасибо Алие! Поздравляю с Новым годом!