Русская лаковая миниатюра XIX века. Завод Лукутина.
История Федоскинской лаковой миниатюры насчитывает уже более 200 лет и ведет свой отсчет примерно с 1790 года, когда купец Павел Иванович Коробов (1752-1819), вдохновленный посещением знаменитой мануфактуры Стобвассеров в Брауншвейге (Германия), открыл в деревне Данилково (ныне Федоскино) мастерскую по производству лаковых изделий. Зять Коробова, Петр Васильевич Лукутин (1784-1863), присвоил фирме свою фамилию, когда взял на себя управление в 1818 году. Под его руководством фирма быстро расширила ассортимент своей продукции и декоративной техники. Продукция фабрики Лукутина получила множество наград на российских и международных выставках благодаря непревзойденному мастерству федоскинских мастеров лаковой живописи.
Три лакированных шкатулки и живописная лаковая тарелка из папье-маше, завод Лукутина, XIX век. Сюжеты росписи на шкатулках: портрет императора Николая I, портрет царя Алексея Михайловича и сценка свидания влюбленной пары. На тарелке изображена жанровая сценка в кухне.
Федоскинская лаковая миниатюра выполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок , пропись, лессировка и бликовка. Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе.
По материалам Википедии
Два альбома для фотографий (19,5х24,5 см) в лакированных живописных обложках из папье-маше, с изображением девушек- крестьянок, заблудившихся в лесу. Мануфактура Лукутина, XIX век.
Лаковая шкатулка из папье-маше с изображением Московского Кремля и Москва-реки. Мануфактура Лукутина, вторая четверть XIX века.
Лаковая шкатулка из папье-маше с изображением сценки деревенского праздника. Мануфактура Лукутина, вторая четверть XIX века.
Лаковая шкатулка из папье-маше с изображением барышни с корзиной. Мануфактура Лукутина, вторая четверть XIX века.
Лаковая шкатулка из папье-маше с изображением семейства на берегу моря. В отделке шкатулки использованы приемы имитации черепахового панциря и слоновой кости. Мануфактура Лукутина, вторая четверть XIX века.
Лаковая шкатулка из папье-маше с изображением Николая I с царевичем Александром на коленях и императрицей Марией Александровной на фоне моря. Мануфактура Лукутина, около 1840 г. Сюжет на крышке скопирован с популярной репродукции, а само изображение создано путем наложения масляных и темперных красок поверх перламутра.
Овальная лаковая шкатулка (диаметр 7,7 см) из папье-маше с изображением сельской жанровой сценки. Боковые стенки выполнены с технике имитации фактуры рога с узором из золотых завитков. Мануфактура Лукутина, около 1835 года.
Лаковая шкатулка из папье-маше с изображением Московского Кремля (длина 10,5 см). Мануфактура Лукутина, XIX век.
Лаковая шкатулка из папье-маше (длина 21 см) со сценкой из крестьянской жизни: мальчик прячется за мать, увидев на тропе змею. Мануфактура Лукутина, XIX век.
Две лаковых чайных шкатулки из папье-маше с изображением мчащейся тройки (завод Вишнякова, Осташково) и сцены чаепития (завод Лукутина), около 1900 г.
Еще одна лаковая чайная шкатулка из папье-маше с изображением сцены чаепития (23,5х14х14,5 см). Мануфактура Лукутина, XIX век.
Шкатулка из папье-маше с изображением мчащейся тройки интересна своим серебряным узором в виде решетки, выполненным с использованием специального лекала. Мануфактура Лукутина, XIX век.
Четыре лаковых табакерки из папье-маше с изображением хоровода, курильщика в интерьере и странствующих музыкантов. Роспись на черных лаковых табакерках выполнена по перламутровому фону. Мануфактура Лукутина, XIX век.
Альбом для фотографий с обложкой из папье-маше, позолоченной застежкой и золотым обрезом (16х14,5 см). На обложке изображена сценка крестьянской трапезы в позолоченной кайме. Мануфактура Лукутина, конец XIX века.
Тарелка из папье-маше с видом на собор Василия Блаженного и Московский Кремль (диаметр 21,2 см). Мануфактура Лукутина, 1881-1894 гг.
Три лаковых табакерки из папье-маше с изображением мчащейся тройки (завод Вишнякова), сценкой посещения родителей (завод Лукутина) и застольной сценкой (завод Вишнякова). XIX век.
Три лаковых шкатулки, поднос и карандашница из папье-маше. Мануфактуры Лукутина и Вишнякова, XIX век.
Редкая шкатулка из папье-маше, крышка украшена тонко расписанной золотом сценой изящно одетой пары, лежащей на кровати рядом с фонтаном. Фигуры и передний план выполнены с высоким рельефом, стороны тщательно украшены растительным узором, внутри надпись: "Famille noble" (Дворянская семья). Мануфактура Лукутина, 1841-1863 гг.
Редкая шкатулка из папье-маше, крышка украшена тонко расписанной сценой, где искусно одетая китаянка выходит из портшеза, чтобы приветствовать жениха. Фигуры и передний план выполнены с высоким рельефом, Внутри надпись: "Première entrevue D'un Mandarin avec sa fiancée" (Первый разговор мандарина с его невестой). Мануфактура Лукутина, 1841-1863 гг.
Лаковая чайная шкатулка из папье-маше (длина 24 см), расписанная позолотой в стиле шинуазри. Сценка в интерьере с вазами, букетами и птичкой на жердочке изображает женщину, лежащую на диване и играющую на ситаре, рядом с ней мужчина, играющий на флейте. Мануфактура Лукутина, 1843-1863 гг.
Крайне редкий и необычный набор из семи лаковых шкатулок-пазлов, расписанных в стиле шинуазри. Мануфактура Лукутина, 1843-1855 гг.
Семь шкатулок разного размера и формы, все со съемными крышками, на которых изображены рельефные сценки в китайском духе. С внутренней стороны крышек показаны различные варианты расположения коробок в форме, напоминающей животных, здания и т. д. Полный набор шкатулок - большая редкость. Известно только два таких набора. Один принадлежал жене градоначальника Москвы, а другой - некой госпоже Кравцовой. Этот набор принадлежал Кравцовой и она оставила его своей племяннице, которая взяла его с собой, когда эмигрировала в Харбин, Китай, в 1920 году.
Спасибо Вам огромное!
Валентина, спасибо! Лаковых шкатулок, сохранилось не так много. Но хорошо, что сам промысел живет)
Спасибо большое за красоту!!! Как талантливо!!! изящно!!! спасибо заудовольствие рассматривать!!! Здоровья Вам, Вера!!!
Татьяна спасибо! у меня есть такая шкатулка, с зимним пейзажем очень красиво!
Татьяна, спасибо! старинные шкатулки такого возраста уже большая редкость, зато современную можно купить. Мне когда- подарили)
Красота!!! рада за Вас!!
Спасибо за такую красоту и историю её создания! Получила огромное эстетическое удовольствие!
Лариса, спасибо! Шкатулок в хорошем состоянии сохранилось мало. Но они пнеурасны)
Огромное спасибо за интереснейший топик.
Ирина, спасибо! Подборка получилась интересная) ну а текст в основном из википедии
Вера, спасибо, интересно, к папье-маше как-то не особо серьезно относилась..., извиняюсь и меняю на УВАЖИТЕЛЬНОЕ отношение!
Надеждаа, спасибо! это правильно) мастерство художников высочайшее)
Верочка, спасибо за удовольствие ! Шкатулки это моя слабость, у меня их целая коллекция со сценками из русских народных сказок. Я думала они деревянные, ан нет. Очень красивые лакарованные, фон черный, красочная роспись.Наслаждение увидеть произведения 19 века !
Зая, спасибо! Я тоже шкатулкоман) привозила шкатулки из всех командировок и отпусков) сейчас запретила себе такие покупки, только любуюсь)
Спасибо, Верочка.Очень красивые шкатулочки.Да еще из такого материала.Душевные вещички
Леночка, спасибо! Меня всегда интересовало, почему лаковая роспись такая сказочно красивая) до сих пор не открыла секрет этого очарования)
Вера, мне кажется, потому, что она очень теплая, сказочная.Она просто притягивает.
И еще есть небольшие секретики, вроде использования перламутра. На моей шкатулке перламутровая вставка, которая просвечивает сквозь лак. На фото это не видно, но в реальности сразу обращает на себя внимание)
Фантастические работы!
Какая красота!!! Замечательная живопись, какие были прекрасные мастера!!! Просто чудо, спасибо!!
Спасибо! И чудо, что этот промысел до сих пор живет не смотря на все потрясения. С учетом всех операций и просушек на каждую шкатулочку должно было уходить около 40-50 дней. Очень трудоемко)
Ничего себе!!! При такой трудоемкости, и таком качестве они должны быть на вес золота)
Все не так плохо, поскольку это все-таки массовое производство. И все же к концу 19 века федоскинский промысел уже стал убыточным и существовал благодаря финансовой поддержке последнего из рода Лукутиных, а после его смерти фабрика закрылылась. Возродилась же она уже в начале 20 века в виде артели.
Хорошо что все так удачно сложилось в итоге) Сейчас у них даже интернет-магазин есть) Здорово, когда такие традиции сохраняются!
Это замечательно. Цена, конечно приличная, но судя по технологии иначе и быть не может)