Федор Рюкерт – из коллекции музея Хиллвуд (Ричмонд, США)
Фридрих Мориц Рюкерт (Рюккерт) родился в 1840-м году в одном из самых непростых регионов Европы – Эльзас-Лотарингия, борьба за который была болевой точкой отношений между Францией и Германией. Немец и прусский подданный, в России он оказался в возрасте 14 лет, куда, вероятно, переехал со своей семьёй.
Подробности жизни Фёдора Рюкерта, особенно ранней, практически неизвестны: после революции его имя было надолго забыто, национализированные работы мастерской если не отправлялись в переплавку, то продавались за рубеж, из-за чего в государственных музеях Советской России число произведений мастерской было крайне невелико, а вплоть до 2018 года ни в России, ни за рубежом не было издано ни одной работы о знаменитом эмальере. Восстановить очень приблизительную историю мастерской Рюкерта удалось совместными стараниями потомков Фёдора Ивановича и сотрудников культурно-исторического фонда «Связь времён» и Музея Фаберже, где ныне представлены многие работы «серебряного заведения» мастера.
Сегодня немалая часть работ мастерской Фёдора Ивановича Рюкерта оказалась в коллекциях зарубежных музеев, например, в музее Хиллвуд. Это в прошлом особняк, принадлежавший Маржори Мерриуэзер Пост, богатой американке, собравшей обширную коллекцию русского искусства, в том числе работы Фкдора Рюкерта, которые вы увидите в этой небольшой подборке.
Серебряное позолоченное блюдо с изображением птицы Сирин, украшенное живописной и перегородчатой эмалью, диаметр 18,42 см, Федор Рюкерт, 1899-1908 гг.
Серебряный позолоченный кубок, украшенный живописной и перегородчатой эмалью, Федор Рюкерт, 1899-1908 гг.
Серебряный позолоченный кувшин для молока, украшенный живописной и перегородчатой эмалью, диаметр 18,42 см, Федор Рюкерт, 1899-1908 гг.
Серебряная позолоченная чаша с крышкой, украшенной двуглавым орлом, украшенная живописной и перегородчатой эмалью, высота 28 см, Федор Рюкерт, 1887-1917 гг.
Серебряная позолоченная чаша с тремя ручками в виде драконов, украшенная живописной и перегородчатой эмалью, Федор Рюкерт, 1899-1908 гг.
Серебряная позолоченная ложка, украшенная живописной и перегородчатой эмалью, Федор Рюкерт, 1899-1908 гг.
Серебряная позолоченная шкатулка с изображением витязя на распутье (по картине В. Васнецова), украшенная живописной и перегородчатой эмалью, Федор Рюкерт, 1908-1917 гг.
Серебряная позолоченная круглая шкатулка с изображением Ивана-царевича на сером Волке (по картине В. Васнецова), украшенная живописной и перегородчатой эмалью, диаметр 5,4 см, Федор Рюкерт, в продаже у Фаберже, 1899-1908 гг.
Серебряная позолоченная сахарница, украшенная живописной и перегородчатой эмалью, Федор Рюкерт, 1899-1908 гг.
Как несправедливо..., такую красоту на переплавку..., а автор с такой любовью к русской культуре..., во всех представленных работах "… и русский дух, и Русью пахнет..." Спасибо, Вера.
На западе Рюккерта считают немцем, но мне кажется, что он был самым что ни на есть русским по духу. Все-таки с 14 лет жил в России. Вторая жена у него была русской. Да и дети все остались в России после первой мировой войны.
Какая красота!!! Чудесные работы замечательного мастера!!! Как хорошо, что хоть что-то удалось сохранить, такие прекрасные вещи должны жить долго! Спасибо!!
Все эти вещи были приобретены у Хаммера. Это задокументированный факт. Так что они были реквизированы у владельцев и проданы на запад уже после революции. Эти шедевры могли бы украшать и наши музеи, если бы их не считали просто источником валюты. Иногда продавали просто за бесценок… Это хорошо, что они украшены эмалью. В переплавку отправляли в первую очередь простое серебро, без эмали. Грустная история...
Очень грустная… Ужасно жаль что так много произведений искусства было уничтожено. Хорошо что хоть что-то сообразили продать, и спасибо Хаммеру и другим коллекционерам. По крайней мере, обе Мировые войны Америку не затронули, там вся эта красота была в безопасности. Жаль, что не у нас, но хоть где-то..
Красотища! Да уж… другого сорта в те времена был гастарбайтер в Российской империи, также как и мой дед из Зап.Европы, инженер и мастеровой человек приехал на заработки. А сейчас приезжают гастарбайтеры сплошной шлак, да ещё в России переживают, мол как жить-то без них будем. А всё потому, что разъехались по домам в пандемию гастарбайтеры и назад бояться ехать — лучше без работы чем коронавирус заработать.
Гастарбайтер — слово с уничижительным значением. Его нельзя применить к квалифицированному специалисту, которые приезжали в Россию со времен Петра.
Ещё как можно! А куда было деваться моему деду, не было вакантной работы по специальности, а надо было кормить семью, детей, вот и подался за границу. Устроился на работу к моему прадеду, хорошенько подумал, решил забыть семью ради обеспеченной жизни и стал унижаться перед моим прадедом чтобы жениться на его дочке, моей бабке. Она фыркала, не хотела за него замуж, а отец заставил, так как инженер поставил ему паровую машину и всё механизировал и прадед стал ещё богаче. В общем пришли к взаимной выгоде. Кстати, я с прадедом друг друга не переваривали, умер он когда я была подростком, ровно 100 прожил, а деда я не помню.
Очень интересная история.
Рассматривая эту красоту, постоянно думаю: неужели эти вещи использовались по назначению????...!!! а может это прививало чувство прекрасного?
Рассматривать, любоваться! Спасибо Вам, Вера, за прекрасное!!!
Татьяна, спасибо! Думаю, это скорее интерьерное украшение или украшение стола, витрины. Но и по назначению их можно использовать (только жалко)
Красота красивенная… Можно часами рассматривать.Спасибо, Верочка
Мне больше нравятся поздние работы Рюкерта, его особенный: рюкертовский" стиль. Но эти шедевры, безусловно, уникальны по своей красоте)
Какая тонкая изящная уникальная работа — эта перегородчатая эмаль! Очень красивые вещи, просто глаз не отвести ! Спасибо Федору Рюкерту за то, что мы можем любоваться его творениями, где бы они не находились. Спасибо Верочка, с Троицей и всего наилучшего !!!
Зоя, спасибо! С Троицей Вас! Всего самого доброго!