Федор Рюкерт и Карл Фаберже
Знаменитый ювелирный дом Карла Фаберже предлагал своим клиентам ювелирные изделия на любой вкус. Заказы размещались как в собственных мастерских фирмы, так и в мастерских других ювелиров, работавших по рисункам дизайнеров дома Фаберже. Например, столовое серебро делали, в основном, московские серебряных дел мастера. Более сложные и ответственные скульптурные и чеканные работы по серебру выполняла мастерская Юлиуса Раппопорта в Санкт-Петербурге.
Серебряные изделия с эмалью в русском стиле Фаберже заказывал в основном у Федора Ивановича Рюкерта в Москве. Многолетняя дружба, плодотворное деловое сотрудничество и взаимное уважение связывало этих людей всю жизнь. У Федора Ивановича была мастерская в собственном доме на Воронцовской улице. Его замечательные шкатулки, ковши, солонки, ложки с великолепными эмалевыми узорами закупали все крупные ювелирные дома России, такие как фирмы Карла Фаберже, Ореста Курлюкова (Москва), Иосифа Маршака (Киев).
Серебряная позолоченная ваза с двумя ручками, украшенная перегородчатой эмалью, 18,4 см, Фаберже, мастер Федор Рюкерт.
По заведенному порядку, на изделия Рюкерта ставилось, помимо его клейма, также и клеймо Фаберже (иногда поверх марки Рюкерта). Каждая вещь упаковывалась в специально сделанный для нее фирменный футляр и рассылалась по магазинам. Эмалевые серебряные изделия в русском духе были популярны не только в России. Много таких ковшиков и шкатулок продавалось через лондонское отделение фирмы.
А теперь посмотрим, какие товары заказывал у Федора Рюкерта сам Карл Фаберже. Это и ковши разных размеров и форм, шкатулки и таблетницы, солонки и стаканы, вазы и, конечно же, неповторимые ложки, украшенные эмалью.
Набор из двенадцати серебряных позолоченных ложек, украшенных перегородчатой эмалью, в оригинальном футляре Фаберже, длина ложки 12 см, Фаберже, мастер Федор Рюкерт.
Набор из двенадцати серебряных позолоченных ложек, украшенных перегородчатой эмалью, длина ложки 12 см, Фаберже, мастер Федор Рюкерт.
Серебряный ковш с позолотой и перегородчатой эмалью в оригинальном деревянном футляре на шелковой подкладке с тисненой надписью "Фаберже Санкт-Петербург Москва Одесса Лондон". Длина 18,4 см.
Шкатулка Фаберже из позолоченного серебра и перегородчатой эмали, вероятно, Федор Рюкерт, Москва, 1908-1917 гг.
Шкатулка Фаберже из позолоченного серебра и перегородчатой эмали, со стилизованными деревьями и абстрактными геометрическими мотивами в типичном для позднего Рюкерта стиле, Москва, 1908-1917 гг.
Таблетница из позолоченного серебра и перегородчатой эмали, (диаметр 5 см), Фаберже, Федор Рюкерт, Москва, 1908-1917 гг.
Чашка с блюдцем из позолоченного серебра с перегородчатой эмалью, Фаберже, вероятно, мастер Федор Рюкерт, Москва, 1899-1908 гг.
Серебряная позолоченная солонка с перегородчатой эмалью (диаметр 4,2 см), Фаберже, мастер Федор Рюкерт.
Большая ложка из позолоченного серебра, украшенная перегородчатой эмалью, Фаберже, мастер Федор Рюкерт.
Коробочка из позолоченного серебра, украшенная перегородчатой эмалью (ширина 5,8 см), Фаберже, мастер Федор Рюкерт.
Три ложки из позолоченного серебра, украшенные перегородчатой и живописной эмалью (длина 15,8 см), Фаберже, мастер Федор Рюкерт.
Солонка из позолоченного серебра, украшенная перегородчатой эмалью (диаметр 5,7 см), Фаберже, мастер Федор Рюкерт.
Чайница из позолоченного серебра, украшенная замечательным по красоте узором с полихромными птицами и перегородчатой эмалью (высота 12 см), Фаберже, мастер Федор Рюкерт.
Две ложки из позолоченного серебра, украшенные перегородчатой эмалью (длина 10,8 см), Фаберже, мастер Федор Рюкерт.
Шкатулка из позолоченного серебра, украшенная перегородчатой эмалью (длина 5,7 см), Фаберже, мастер Федор Рюкерт.
Ковш из позолоченного серебра, украшенный перегородчатой эмалью (длина 14 см), мастер Федор Рюкерт.
Пара ковшей из позолоченного серебра, украшенных перегородчатой эмалью (длина 12,7 см), Фаберже, мастер Федор Рюкерт.
Маленький ковш Фаберже, позолоченное серебро и перегородчатая эмаль (длина 8,3 см), Федор Рюкерт, Москва, около 1900 г.
Таблетница Фаберже, позолоченное серебро и перегородчатая эмаль (диаметр 5,3 см), мастер Федор Рюкерт.
Маленькая чашка Фаберже, позолоченное серебро и перегородчатая эмаль (высота 4,3 см), мастер Федор Рюкерт.
Солонка Фаберже, позолоченное серебро и перегородчатая эмаль (диаметр 5,4 см), мастер Федор Рюкерт.
Стакан Фаберже, позолоченное серебро и перегородчатая эмаль (высота 4 см), мастер Федор Рюкерт, около 1910 г.
Стакан Фаберже на трех шарообразных ножках, позолоченное серебро и перегородчатая эмаль (высота 5,2см), мастер Федор Рюкерт.
Тарелка, украшенная полихромной эмалью, позолоченное серебро (диаметр 13,7 см), Фаберже, мастер Федор Рюкерт.
Чашка с блюдцем и ложка Фаберже, позолоченное серебро и перегородчатая эмаль (диаметр блюдца 13,5 см), мастер Федор Рюкерт.
Набор из двенадцати ложек Фаберже, позолоченное серебро и перегородчатая эмаль, мастер Федор Рюкерт.
Какая красота!!! Все-таки эмали Рюкерта особенные, мне кажется они в чем-то ближе к модерну. Замечательный был мастер, ложки вообще потрясающие!!! Такая тонкая работа, можно любоваться бесконечно!!! Спасибо!!
Согласна, совершенно особенные — те, что создавались на рубеже веков. Конечно, это был поиск собственного стиля, и в этом смысле его работы, конечно были модерном. В чем-то орнамент перекликается с работами Билибина. Но все-таки полностью оригинальные ни на что не похожие узоры)
Я всегда радуюсь, когда нахожу новый ковшик Рюкерта, прямо как родному
:)))) Я реагирую уже на его фамилию в заголовке топика)) Если что-то связанное с Рюкертом — значит надо быстрее смотреть!!
Спасибо, большое спасибо, Вера. Люди которые это творили, безупречное чувство вкуса, бесконечные и каждая по своему прекрасная, вариации. Меняет отношение зрителя к тому, что он сам делает, вынуждает поднимать свои собственные стандарты. Как если хороший учитель учит
Вот думаю, в богатых домах была такая каждодневная работа чистить серебро. я по своему домашнему серебру знаю, что чернеет со временем. Интересно как с этим в музеях
Во всех книжках про 19 век обязательно кто-то из слуг чистит фамильное серебро)
А вот про музеи даже не знаю. Никогда не задумывалась) Думаю, в витринах серебро не так быстро темнеет. Никто его в руки не берет и от влаги оно защищено...
Неверное только один выход был, все золотом покрывать, золото не даeт потемнеть.
Красота!!! Неужели эти чудесные предметы использовались по назначению?!? их же можно только рассматривать и любоваться!!!!
Спасибо Вам, Вера, за эту рукотворную красоту и за то, что делитесь с нами радостью!!! Здоровья вам!!
Татьяна, спасибо Вам! Эти прекрасные миниатюры от Федора Рюкерта неизменно восхищают)
Нет слов уже, одни эмоции)))Что тут говорить, все уже сказано.Спасибо, Верочка, за чудо.Очень понравился топик
Имена говорят сами за себя)
Вера, спасибо за очередную встречу с КРАСОТОЙ!
Надежда, спасибо, что приходите на каждую встречу
Не перестою восхищаться! Очень, очень красиво, просто глаз не оторвать! Эти мастера отмечены и поцелованы БОГОМ! Их работы вызывают у зрителя бурю эмоций!!! Спасибо, Верочка, за радость от увиденного.
Зоя, спасибо! Будем открывать для себя этих мастеров. И они и мы этого заслуживаем)
Как всегда интересные работы! Некоторые эмальные рисунки напоминают узбекский хан-атлас
Никогда не слышала про хан-атлас) нужно будет поискать)
Что-то восточное в этих узорах точно есть)
Это атлас с вот такой потрясающей восточной раскраской. Буйной, перетекающей, яркой
А, да, такие узоры видела) только не знала, что так называется)
Это название самой ткани, а рисунки — их море, в разной цветовой палитре.