Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис
Парижская выставка 1839 года открыла миру имя человека, который стал одним из самых известных и самых критикуемых мастеров серебряного дела XIX века. Это был Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис (1802—1855), чьи изделия вызывали одновременно и восторг, и критику.
Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис родился в семье ювелира Франсуа Фромана и в раннем возрасте остался без отца. Его мать вскоре вторично вышла замуж за ювелира Пьера Мёриса. Франсуа-Дезире, взявший фамилию отчима, закончил лицей и начал обучение профессии ювелира. На этом поприще ему сопутствовал большой успех. На Французской промышленной выставке 1844 года он получил золотую медаль.
Поклонники сравнивали его с великим Челлини, противники считали, что он берет всего понемногу от других мастеров. Однако нельзя отрицать, что лучшие его работы великолепны по технике. Слава Фроман-Мёриса заметно возросла после Лондонской выставки 1851 года, а его работы в ренессансном стиле пользовались спросом во всей Европе.
Браслет в стиле эпохи Возрождения из серебра и эмали, состоит из шестнадцати звеньев, разделенных двумя маленькими позолоченными шариками, центральный мотив представляет аллегорию Гармонии, в виде ангела, играющего на виоле, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1845 г.
Золотая пряжка-брошь «Ренессанс» с жемчугом, эмалью и рубином, в виде ангела, играющего на альте, в окружении херувимов в архитектурном орнаменте, высота 5 см, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1830 г.
Серебряный кулон в неоготическом стиле с отделкой из золота и эмали, с изображением крестоносца, прощающегося со своей дамой в окружении мальчиков-пажей, высота 6.5см.Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1851 г.
Браслет с жемчугом и эмалью из мотивов четырехлистника с птицами на синем эмалевом фоне, чередующихся с небольшими рельефными путти, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1850 г.
Браслет в стиле эпохи Возрождения, состоящий из ажурных цветочных мотивов, украшенных овальными сапфирами, рубинами, бриллиантами и жемчугом, в оправе с розовой, черной и белой эмалью, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, начало XIX века.
Золотая брошь в виде коронованного дракона с бриллиатами, диаметр 4,7 см, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1840 г.
Брошь-кулонв виде латинского креста с жемчугом и бриллиантами в стиле эпохи Возрождения, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, ноколо 1850 г.
Ожерелье с жемчугом и бирюзой в стиле эпохи Возрождения с центральной ажурной панелью, на которой подвешен съемный ажурный латинский крест-кулон, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, начало XIX века.
Золотой браслет из лазурита, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1830 г.
Чаша из агата в оправе из серебра, на четырех ножках, украшенных жемчужинами, с ножкой в виде сосны и скульптурной группой в виде всадника, убивающего турецкого воина, высота 15,5 см, вероятно Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1840 г.
Первая попытка Османской империи захватить Вену, столицу Австрийского эрцгерцогства, отностится к Австро-Турецкой войне 1529-1533 гг. Неудача осады Вены положила конец турецкой экспансии в центральную Европу. Тем не менее попытки турков захватить Вену продолжались еще 150 лет. Двухмесячная осада Вены стала самым драматическим моментом в Великой Турецкой войне 1683-1699 гг. Победа над турками под Веной стала переломным моментом в борьбе европейских государств против Османской империи. В течение следующих 16 лет австрийские войска перешли в наступление и освободили от турок значительные территории – Венгрию и Трансильванию.
Парные чаши из сердолика и агата в серебряной оправе: ваза из сердолика украшена фигурой всадницы в одежде эпохи Возрождения, вазу из агата украшает фигура всадника, убивающего турецкого солдата, в память об обороне Вены от османов Яном Собеским, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1840-1845 г.
Чаша «La Coupe des Vendanges», из агата в позолоченной серебряной оправе, украшенной эмалью, на подставке из лазурита, сложныя композиция с тремя фигурами у подножия, олицетворяющими поэтическое, любовное и алкогольное опьянение, стебель и ручка в виде виноградной ветки, увешанной жемчужным виноградом и зелеными эмалевыми листьями, птичье гнездо, к которому приблизилась саламандра, крылатые путти окружают полулежащую фигуру частично задрапированной женщины, изображающей Разум во сне, вызванном алкоголем, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1844 г.
Ваза с крышкой из позолоченного серебра с миниатюрами на эмали, изображающими комедийные сцены, с ножкой из яшмы и двумя ручками в форме ангелов (один из них держит зеркало, а другой – комедийную маску), крышка украшена фигурками влюбленной пары, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1849 г.
Кубок из горного хрусталя в оправе из позолоченного серебра, жемчуга, граната и хризопраза в готическом стиле с маскаронами, ручками в форме драконов с навершием в виде солдата, высота 21 см, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1850 г.
Шкатулка для спичек из серебра с эмалью, увенчанная глобусом со знаками зодиака и фигуркой путти, украшенная драгоценными камнями и медальонами с чеканными сюжетами: колесница Гипериона и весталки, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1848 г.
Чаша из мохового агата в оправе из серебра с позолотой, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1853 г.
Чаша из позолоченного серебра в неоготическом стиле с бирюзой, аметистами и жемчугом, основание чаши украшено изображениями животных: ящерица, рак, лягушка, угорь и рыба, ручки увенчаны двумя цаплями, мастер Жюль Вьез для Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1845 г.
Серебряный чайник и сервировочный поднос в стиле рококо с монограммой «ЕМ» под Российской Императорской короной из сервиза великой княгини Екатерины Михайловны, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1850 г.
Большой рифленый чайник (высота 40,6 см) с тиснением и чеканкой украшен мотивами ракушек и листвы. Литая крышка и ручка украшены гроздьями садовых цветов и завитками виноградной лозы, верхняя часть ручки выпонена из кости. Куполообразная крышка украшена фигурками двух влюбленных птиц среди виноградной лозы.
Декоративная подставка смоделирована в виде переплетенных виноградных лоз, образующих необычайно живую и сложную орнаментальную композицию в стиле рококо, в центре которой находится съемная масляная горелка. Монументальный прямоугольный поднос (88,9 x 66,7 см) с фигурными границами и парой ручек украшенв том же стиле скульптурной лентой из цветов и гроздьев винограда.
Чайный сервиз был выполнен примерно в 1850 году по заказу великой княгини Екатерины Михайловны (1827-1894) и состоял из одиннадцати частей. Сервиз был национализирован как часть имущества императорской семьи. Этот чайник и поднос были приобретены сенатором штата США Эдвардом К. Финчем во время его поездки в Советский Союз в конце 1920-х годов. Остальные части сервиза находятся в Эрмитаже.
Серебряный чайно-кофейный сервиз в восточном стиле, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1845 г.
Серебряный чайно-кофейный сервиз с монограммами, окруженными гирляндами из плюща, с птицами на ручках и крышках, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1840 г.
Большой чайник и большая сахарница, украшенные лиственным декором на матовом фоне с двумя портретами персонажей в стиле Ренессанс в медальонах, с фигурками путти на крышках, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1840 г.
Серебряная тацца, поддерживаемая тремя женщинами, держащими цветочные и фруктовые гирлянды и связку пшеницы, Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис, Париж, около 1851 г.
Замечательные работы!!! Украшения прекрасны, такие чудесные стилизации, а браслеты просто сказка, все три)) Чаши и вазы тоже чудесные, такие сложные и изящные композиции, удивительно красивые!!! Ваза из мохового агата вообще волшебная, она как будто выросла из основания, вся целиком)) И сервизы чудесные, и в целом - замечательный и разносторонний мастер!! Очень красивая и интересная подборка, спасибо большое!!
По поводу войн с турками — это не очень известный момент, даже не ожидала что он нашел отражение в искусстве — в 1683 году Вену спасла польская армия, под предводительством Яна Собеского, их тяжелая кавалерия разбила турок и сняла осаду с Вены, чуть ли не в последний момент. Всадник, изображенный на ножке чаши, одет именно на польский манер, это очень интересно)
Присоединяюсь!!! Тоже ваза из мохового агата «снесла крышу» ))) Все работы чудесные, как всегда у Веры )))
Мелена, спасибо! Приятно, что наши вкусы совпадают)
Для меня было интересно узнать историю турецких войн с Австрией. Оказалось, что это очень большой период времени. Очень познавательное исследование получилось)
Спасибо! С удовольствием окунулась в историю турецких войн, о которой практически ничего не знала. Жители Вены столько раз подвергались осаде, но ни разу не сдали город туркам.
Я тоже узнала об этих событиях не так давно, и была просто поражена — Вена как-то больше ассоциируется с музыкой и вообще искусством, а оказывается у этого города такое героическая история.
Спасибо, Вера! «Прививаемся» красотой, прошедшей через века )))
Мелена, спасибо! Я все е время стараюсь ппредставить, сколько же еще неизвестных шедевров не дошло до нашего времени)
Что тут сказать, если все уже сказалиОХ… Спасибо, Верочка, за красоту чудесную...
Леночка, спасибо! Французский неоренессанс мне представляется не столь изящным, как венский, но все равно интересно)
Какой разносторонний мастер! Какие сложные интересные работы! И прожил не долго, а сколько сделал! Красота, глаз не отвести! Спасибо, Верочка за знакомство с новым гением ювелирного искусства !!!
Зоя, спасибо! Это увлечение сродни археологии: каждый день «раскапываю» что-то новое)
Удивительные работы! Такая проработка мелких деталей, что хочется рассматривать.