Франсуа-Теодор ЛЕГРА. Стекло-камея.
Франция XIX века стала законодательницей нового стиля, захватившего все сферы человеческой деятельности. Основной идеей движения было обращение у природе, как главному источнику вдохновения. Технические достижения того времени предоставляли новые возможности для реализации творческих идей.
В историю навсегда вписаны имена новаторов стекольного производства Франции - Эмиля Галле, братьев Дом, Рене Лалика. Чрезвычайно успешной была и стекольная компания из Сен-Дени, пригорода Парижа - Plaine Saint-Denis, которой руководил Франсуа-Теодор Легра (1839-1916). Легра воспринял новые идеи Эмиля Галле, перенял приемы его работы и наладил выпуск художественного стекла с кислотным травлением (стекло-камея) на своем предприятии.
Две вазы из стекла-камея, расписанные эмалью, высота 40 и 23,5 см, LEGRAS, около 1910 г.
Франсуа-Теодор Легра, родился в Клодоне (Вогезы) в семье лесника. Его детство, проведенное в маленькой деревушке, в самом сердце лесов Дарни, одного из самых красивых лесов во Франции, стало источником вдохновения для его творений, посвященных дикой природе.
Ваза квадратного сечения из стекла-камея с летним пейзажем, расписанная эмалью, высота 19,5 см, LEGRAS, около 1905 г.
Две вазы из стекла-камея с анималистическими сюжетами, высота 19 и 24 см, LEGRAS, начало ХХ века.
В 20 лет Легра поступил клерком на стекольный завод недалеко от родной деревни. Именно там он научился стекольному ремеслу. Через четыре года он отправился в Париж и связал свою дальнейшую карьеру со стекольным заводом в Сен-Дени. Уже через пол года он возглавил производство посуды, а в 1866 году, в возрасте 27 лет, стал директором стекольного производства. Легра оказался талантливым управленцем. Под его руководством производство расширилось, были выстроены современные корпуса и рабочий городок. Со временем Легра стал председателем и главным исполнительным директором Legras et Cie. К ХХ веку фабрика в Сен-Дени стала одним из самых крупных предприятий во Франции, на котором работало более 1400 человек.
Фабрика Legras в Сен-Дени
Престиж Легра был очень высок, он участвовал национальных и международных выставках, отвечал за раздел стекла и хрусталя на Всемирной выставке 1900 года в Париже, которую современники нередко называли «выставкой вогезцев». Продукция завода получила Золотую медаль на Международной выставке в Барселоне 1888 г., Гран-при на Всемирной выставке в Париже 1889 г.
Большая ваза из изумрудного стекла, с гравировкой и позолотой, Legras et Cie Mont Joye, около 1900 г.
Стекло Легра отличалось невероятной яркостью окраски. Почти все цвета были разработаны племянниками Легра — Шарлем и Теодором, химиками по образованию. В 1909 году Легра передал управление своей компанией своему племяннику Шарлю Легра. В послевоенные годы фабрика выпускала художественное стекло в стиле ар-деко. Фабрика Легра просуществовала до 1928 года.
Ваза-камея в стиле ар-деко с гравировкой и позолотой, Legras et Cie Mont Joye, около 1925 г.
Ваза из стекла-камея с мотивом виноградной лозы, высота 65,4 см, LEGRAS, начало ХХ века.
Пара стеклянных ваз, расписанных маками, роспись эмалями и позолотой, высота 40,5 см, LEGRAS, около 1900 г.
Ваза из стекла-камея с мотивом чертополоха, LEGRAS, около 1900 г.
Маленькая ваза из стекла-камея, украшенная вишневой веткой, высота 10 см, LEGRAS.
Ваза-камея с изображением листьев и плодов орешника, выделенных позолотой, высота 21,5 см, LEGRAS, около 1900 г.
Ваза с лесным пейзажем, расписанная эмалями, LEGRAS, около 1910 г.
Ваза из рубинового стекла-камея с лиственным мотивом, высота 28 см, LEGRAS, около 1905 г.
Парные вазы с цветочным декором, расписанная эмалями, высота 33 см, LEGRAS.
Ваза из стекла-камея «Настурция» с гравировкой и эмалью, высота 10,7 см, LEGRAS, около 1910 г.
Парные вазы из стекла-камея с позолотой, высота 31 см, LEGRAS.
Ваза из стекла-камея с изображением цветов и листьев, роспись эмалью, высота 48 см, LEGRAS.
Ваза из стекла-камея с растительным декором, высота 20,5 см, LEGRAS.
Ваза из эмалированного стекла, высота 38 см, LEGRAS.
Ваза необычной формы из стекла-камея «Парусники», высота 7 см, LEGRAS, около 1900 г.
Пейзажная ваза, расписанная эмалью, высота 19,5 см, LEGRAS, около 1905 г.
Две вазы из стекла-камея с эмалью и позолотой, высота 39 см, LEGRAS, около 1910 г.
Ваза из стекла-камея с растительным декором, высота 32 см, LEGRAS, около 1900 г.
Вазы из эмалированного стекла, высота 39 и 11 см, LEGRAS, около 1915 г.
Ваза из оранжевого стекла-камея с лиственным мотивом, высота 14 см, LEGRAS, около 1925 г.
Ваза из стекла-камея с изображением ветвей смородины, роспись эмалью, высота 64,5 см, LEGRAS, около 1925 г.
Ваза-камея в стиле ар-деко с гравировкой и позолотой, высота 33,5 см, LEGRAS, около 1925 г.
СПАСИБО, очень интересно
Спасибо, Люба!
Спасибо, мария! Рада, что понравилось!
Новое имя, новый гений! Мне очень нравятся биографические справки о мастере. Умный учится на опыте других великих мастеров. Племянников-химиков подтянул к себе. В то время дать на своем предприятии более 1400 человекам работу, как это здОрово! Какое разнообразие — рубиновое, изумрудное, золоченное стекло, а узоры на вазах с изображением пейзажей, растительности, различных цветов, ягод, как они реалистичны! Нежнейшее стекло-камея, нежнейшая роспись. Эти работы можно рассматривать бесконечно и получать удовольствие! Верочка, спасибо за минуты общения с красотой.
Зоя, спасибо! Очень здорово вы подметили — у каждого производителя была своя особенность, изюминка. У Легра это необычайно яркий насыщенный цвет стекла. И все они были необычайными людьми. Жаль, что мало сведений об их жизни удается найти, но я стараюсь)
Спасибо, Вера, это очередное доказательство, что время с конца 19-го до начала 20-го века было необыкновенно богато на потрясающе талантливых художников! Я очень люблю искусство периодов и Ар- нуво и Ар-деко, особенно прикладное искусство. В Германии это югендстиль, он тоже имеет некоторые особенности. Прочитав и посмотрев этот топик, отправилась искать Ваш топик о Рене Лалике. Точно помню-был. По пути выяснила, что пропустила несколько Ваших публикаций, надо восполнить пробелы. Спасибо Вам еще раз — читаю и смотрю всегда с огромным удовольствием. И очень полезно для воспитания хорошего вкуса!
Наталия, спасибо! Составляя эти подборки, я сама лучше узнаю и проникаюсь духом того удивительного времени. Узнаю его не как страницу в учебнике, а чувствую его дыхание и движение. Представляю людей, живших в ту эпоху, которая не так уж и далеко от нас. Это эпоха наших прадедов, время огромных перемен
Да! Вы правы, Вера — дыхание и движение)) К восхищению присоединяюсь, тем более мои любимые природные сюжеты )) На одной из ваз увидела маки — вспомнила рассказ Джека Лондона «Золотой мак» (аудиоверсию слушала, он короткий)) Спасибо большое)))
Давненько не брала в руки Джека Лондона)) Нужно будет перечитать кое-что)
(4) Джек Лондон. Золотой мак. Аудиокнига. — YouTube
Спасибо! Сейчас же и послушаю)
Ну до чего же стекло удивительное, очаровательное, всякий раз разное, с каким-то светом внутренним, теплом. Как же хочется это держать в руках, смотреть и наслаждаться и даже разговаривать. Спасибо, Вера!
О да! И я это чувствую! И эти темы как будто сами находят меня) эти чудесные вазы ведь и созданы, чтобы удивлять и радовать. И мне приятно поделиться со всеми, кто неравнодушен к этой красоте) Спасибо, Наталия!
Очередная порция красоты, изящества и интересной информации!!! Благодарю!!!
Спасибо, Ольга! Стекло прекрасно, и настоящие мастера творят из него удивительные вещи. Рада, что подборка понравилась)
Вера, спасибо, что открыли для нас еще одно имя Художника.
Ниночка, спасибо! К этому имени нужно будет еще вернуться. Далеко не все вошло в подборку))
Здорово будет если Вы еще что-нибудь раскопаете и расскажете о LEGRAS и его шедеврах.(Родился образ: сидит кое-кто на диване, а ему на блюдечке с голубой каемочкой изысканные кушанья подносят и старинные вина наливают… А Мальчиш-Плохиш жрет и радуется...).
Представила))
Под впечатлением!!! Вера, спасибо большое за показ такой красоты.
Спасибо, Люба! И во многом эта красота — плод ручного труда. Очень сложная и трудоемкая технология. Зато каков результат))
Спасибо, Марина!
Стекло — такой хрупкий материал, такая КРАСОТА! Растительные росписи как живые… Вера, СПАСИБО!
Спасибо, Надежда!