Деметр Чипарус. Увлечение востоком
«Клеопатра», Деметр Чипарус, патинированная бронза, мрамор.
Париж всегда был притягателен для богемной публики всякого рода: художников, актеров, певцов и танцовщиков. 1920-е годы стали временем повального увлечения эстетикой востока или тем, что европейцы принимали за восточный стиль. Премьера «Шахерезады» 1910 года в постановке Михаила Фокина с декорациями и костюмами Льва Бакста нашла отклик в моде на тюрбаны и шаровары.
«Шахерезада». Михаил и Вера Фокины.
Многочисленные кабаре, мюзик-холлах и варьете давали представления с участием восточных танцовщиц, многие из которых не имели отношение в востоку.
Деметр Чипарус (1886-1947), скульптор румынского происхождения, живший в Париже, создал множество скульптур в стиле ар-деко под влиянием всеобщего увлечения востоком. Фигуры восточных танцовщиц, их наряды и движения стали вдохновением для его творчества. Многие из его скульптур созданы под влиянием танцев «Русского балета».
«Танцовщица хинду», высота 38,5 см, Деметр Чипарус, позолоченная, посеребренная и патинированная бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, мрамор и оникс.
«Семирамида», высота 26 см, Деметр Чипарус, позолоченная, посеребренная и патинированная бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, оникс.
Легендарная вавилонская царица Семирамида была популярным персонажем театра, а затем и героиней немого кино начала двадцатого века – еще одного источника вдохновения для работ Деметра Чипаруса.
«Саломе», Деметр Чипарус, позолоченная, посеребренная и патинированная бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, оникс.
Ни один женский персонаж не мог сравниться по популярности с Саломе на рубеже веков. Бесчисленные картины конца века изображали библейскую героиню. Оскар Уайлд написал пьесу «Саломе», как говорят, специально для Сары Бернар, но пьеса была запрещена к постановке. «Трагедия Саломеи» была представлена «Русским балетом» в сезоне 1913 года. Чипарус показывает свою Саломею с двумя оставшимися вуалями.
«Шива», Деметр Чипарус, позолоченная, посеребренная и патинированная бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, мрамор.
«Любимец одалиски», высота 26 см, Деметр Чипарус, позолоченная и патинированная бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, мрамор.
«Одалиска», высота 48 см, Деметр Чипарус, позолоченная и патинированная бронза, слоновая кость, оникс.
«Антинея», высота 67 см, Деметр Чипарус, позолоченная, посеребренная и патинированная бронза, мрамор, оникс.
«Ямбо», высота 38,5 см, Деметр Чипарус, позолоченная и посеребренная бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, мрамор и оникс.
Ямбо Чипаруса напоминает позы, костюмы и реквизит, которые танцоры использовали в восточных танцах. На фотографии Лизы Крессе начала 1920-х годов немецкая актриса и танцовщица в костюме, похожем на этот.
«Ливанская танцовщица», высота 37 см, Деметр Чипарус, позолоченная бронза, мрамор.
«Танец с шарфом», высота 38,5 см, Деметр Чипарус, патинированная бронза, холодное окрашивание, мрамор.
«Орилла», Деметр Чипарус, позолоченная и патинированная бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, оникс.
«Жрица», высота 54,6 см, Деметр Чипарус, позолоченная и патинированная бронза, эмаль, слоновая кость, мрамор.
«Жрица» (фрагмент), Деметр Чипарус
«Вера», высота 41 см, Деметр Чипарус, патинированная бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, оникс.
«Друзья фламинго», высота 38,5 см, Деметр Чипарус, позолоченная бронза, слоновая кость, мрамор.
Небольшое отступление от темы. Помимо идеализированных восточных фантазий в стиле ар-деко, Деметр Чипарус создавал изображения реальных людей, таких, как эти водоносы.
«Водонос», высота 38,5 см, Деметр Чипарус, бронза, черный и белый мрамор.
«Водонос», высота 66 см, Деметр Чипарус, патинированная бронза.
Удивительный Мастер! Лица абсолютно реалистичны! Спасибо!
Спасибо, Наталия! Великолепный, потрясающий мастер, лучший из лучших)
Как и вчера, очень интересно! Спасибо, Вера! Плодотворно работал Мастер — персонажи как живые, каждый со своим настроением (образ цельный получается). Разделяю Ваше восхищение, так бы и не знала про такую красоту)))
Мастер действительно работал очень продуктивно между 1920 и 1930 годами. Не люблю слово «плодовитый»… Только не могу подобрать синоним...
Есть и театральные ассоциации, есть женщины-современницы, мужские модели, собаки и дикие животные. Но нужно сделать перерыв. Нужно переключиться, чтобы не терять свежесть восприятия))
Да… Мимо этих фигурок не пройдешь просто так, окинув взглядом.Их хочется рассматривать, любоваться совершенством линий.Я не знаю, мне одной пришла мысль при осмотре статуэтки «Любимец одалиски»-девушка ласкает своего грозного любимца льва(львицу?)сидя на шкуре убитого льва… Интересно, что хотел сказать этим автор? Верочка, спасибо.Порадовали.
Леночка, спасибо! Конечно, заметила — сразу эта деталь царапнула. Но не могу сообразить — что бы это значило. Раз модель пошла в отливку, значит, она была продумана, значит, в ней нет ничего случайного. И эта шкура что-то символизирует. А может быть и нет. У нас другое восприятие. В музейных интерьерах я много раз видела шкуры тигров (с головами), которые использовали как коврики. Возможно, здесь эта шкура — просто символ восточной роскоши)))
Как всегда восхитительно! Незабываемые творения! Какие реалистичные фигуры водоносов! Верочка, спасибо за труд !
Зоя, спасибо! Фигуры водоносов хороши, очень реалистичны, потому и выбиваются из общего ряда. Но… не могла их не включить.