Повесть о Григории Журавлеве.
Преклоняюсь перед ПОДВИГОМ ЭТОГО Человека. Сложная судьба. Сложная жизнь.
Я была в Утёвкке.( по семейным делам) Всего 2 дня. К сожалению не знала А то обязательно побывала в церкви и посмотрела на роспись, великого Человека.!!
Повесть о Григории Журавлеве.
Безрукий художник Григорий Журавлев создавал на самарской земле свои великие творения: зажав зубами кисть, писал Божественной чистоты и красоты святые образа.
Иконописец Григорий Николаевич Журавлев… Его имя сейчас хорошо известно в Самарской области, в России и даже за границей. Мастер от рождения не имел ни рук, ни ног, но при этом создавал великие творения, зажав зубами кисть, писал Божественной чистоты и красоты святые образа. И первым рассказал о Григории Журавлеве Александр Станиславович Малиновский, профессор, доктор технических наук, член Союза писателей России, обладатель российской Литературной премии в номинации «Русская повесть» и первой премии — в номинации «Лучшая детская книга России» в 2004 году. Родом он, как и сам художник, из села Утевка ныне Нефтегорского района Самарской области и уже более тридцати пяти лет занимается исследованием жизни и трудов иконописца-самородка. Недавно вышла в свет документальная повесть А.С. Малиновского «Радостная встреча», в которой автор на основе архивных материалов, бесед с односельчанами, лично установленных новых фактов рассказывает о судьбе Григория Журавлева. Написанные им иконы ценили в народе, потому что от них исходили особые благодать и чистота, их считали нерукотворными: без помощи Господней не может так сработать человек без рук и без ног, держа кисточку в зубах. Это уже четвертое, значительно дополненное издание книги — итог кропотливой работы автора.
В 2008 году исполняется 150 лет со дня рождения художника, он появился на свет Божий в 1858 году, а вот день и месяц пока не установлены. Умер он 15 февраля (по новому стилю) 1916 года. Школьный учитель села Утевка краевед Кузьма Емельянович Данилов записал в 1961 году воспоминания своего односельчанина Спиридона Васильевича Трайкина, из которых выяснилось, что мать художника носила до замужества фамилию Трайкина, а вот имя ее пока не установлено, как неизвестно или утеряно многое другое, связанное с Григорием Журавлевым. О том, что же нового удалось узнать за последнее время, рассказывает сегодня сам автор книги — Александр Малиновский.
«…А на нас смотрят лики святых»
— Александр Станиславович, что побудило вас заняться исследованием судьбы Григория Журавлева? — Вот представьте, мне тринадцать-четырнадцать лет, сидим мы на завалинке с дедом (а я же родом из Утевки!), он мне рассказывает о Грише Журавлеве, как он, не имея рук, рисовал, как ездил на тарантасе, как хлестко умел щелкать кнутовищем. И как же пацану не начать интересоваться таким необычным человеком? Гоняем мы с ребятами голубей в церкви, а на нас лики святых смотрят… Приходим домой, спрашиваем: что это такое? Взрослые нам объясняют — это Журавлев зубами нарисовал. Поступил я в институт и уже позднее стал понимать, насколько серьезно все то, что я с детства слышал о храме и о «местной достопримечательности» — Григории Журавлеве. На все мои попытки собирательства каких-то сведений о художнике тогда, в шестидесятые годы, в период воинствующего атеизма, смотрели с подозрительностью. А меня будоражило то, как человек без рук мог рисовать зубами. Как он всю жизнь мог положить на то, чтобы писать иконы? Так постепенно набирался материал для книги, хотя планов писать у меня поначалу и не было.
В конце восьмидесятых, когда народ в стране стал требовать открытия церквей, в Утевке с повеления властей… сорвали с храма изумительной красоты крест для того лишь, чтобы закрыть этот вопрос окончательно! И когда я в очередной свой приезд в село увидел церковь без креста — какое же тяжелое это было зрелище! Именно в тот момент я закрылся дома и сел писать повесть. Написал ее быстро, потому что все материалы были под рукой и мне хотелось запечатлеть на бумаге, сохранить хотя бы то, что есть. Эта книга родилась вначале от внутреннего удивления такому чуду, каким был Григорий Журавлев, а затем — от внутреннего сопротивления тому потоку богоборчества, который разразился в конце восьмидесятых годов, когда была объявлена полная свобода всему, в том числе и греху!
— Была ли в действительности встреча Григория Журавлева с Царем-Мучеником Николаем? — В народе ходит предание о том, что такая встреча была, что Григорий Николаевич ездил в столицу, писал портрет Царской Семьи. Некоторые эти сведения подают как безспорный факт. Однако документально он нигде не подтвержден. Единственное, что имеется на сегодняшний день, — это на полстранички запись краеведа К.Е. Данилова, который беседовал с местными старожилами, о том, что Царь приглашал Журавлева в столицу. Возможно, что так все и было и Журавлев побывал у Императора, потому что впоследствии художнику была назначена пенсия в размере двадцати пяти рублей в месяц. А предшествовало этим событиям, по всей видимости, письмо Григория Николаевича самарскому губернатору Александру Дмитриевичу Свербееву, человеку просвещенному, глубоко верующему, из старинного московского дворянского рода, который в течение десяти лет вел личные дневники. Так вот, работая в Российском государственном архиве литературы и искусства, я насчитал двадцать три дневника губернатора, с 1877 по 1916 годы. И среди них обнаружил четыре письма художника Журавлева, три из которых предназначались губернатору, а четвертое — будущему Императору и Царственному Страстотерпцу Николаю II. Вот содержание письма, адресованного Цесаревичу Николаю Александровичу:
«Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу.
Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно прошу Ваше Императорское Высочество, что я, крестьянин Самарской губернии Бузулукского уезда с. Утевка Григорий Журавлев, от всего моего сердца желаю поднести Вашему Императорскому Высочеству икону — Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками по той причине, что от своей природы не имею силы и движения в руках и ногах своих.
Ваше Императорское Высочество, покорно прошу Вашего Высочайшего имени принять сию икону, которую я подношу к Вашему Императорскому Высочеству от всей моей души и любви.
Ваше Императорское Высочество!
Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего имени потому, что я не имею у себя рук и ног.
И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию».
Вот это и есть документально подтвержденные сведения о том, что Царь Николай знал об уникальном иконописце из самарской Утевки. Из писем губернатору Свербееву стало известно, что Григорию в его трудах помогал его отец. Художник пишет: «Прошу Ваше Превосходительство приказать господину Наумову выдать деньги, которые мне обещался выдать господин Наумов, за иконы Спасителя… и передать моему родителю, которому я вручил свою доверенность». Больше половины выполненных Григорием икон были на золоте и многие — собственноручно подписаны им на тыльной стороне так: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий. Года 1885, 2 июля».
«Утевская Мадонна»
— Какие подробности биографии Журавлева вам удалось выяснить за время работы над книгой? — Я успел расспросить трех односельчан, которые видели Журавлева живым. Вскоре после издания книги в Утевке начал восстанавливаться храм во имя Святой Троицы. Горячо, всей душой болеет за это дело протоиерей Анатолий Копач, настоятель прихода. Вместе нам удалось определить место захоронения Григория Журавлева, оно в ограде утевского храма. Место указала жительница села Мария Емельяновна Пестименина — внучка попечителя этого храма Иона Тимофеевича Богомолова. На месте упокоения иконописца по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия мы установили Православный крест — так обозначилась его могила.
По моей просьбе знакомый художник выполнил красками с фотографии Григория Журавлева его портрет. Это сделано для того, чтобы люди могли видеть лицо, глаза безрукого художника, ведь сохранившиеся старые фотографии очень невысокого качества. Копии портрета имеются в нефтегорском музее, в музее села Утевка, я передал их также отцу Анатолию и в Самарский Епархиальный музей.
— У вас в книге приводится фотография «Утевской Мадонны» — утерянной иконы, написанной Журавлевым. А где хранится подлинник иконы? — Эту икону я впервые сфотографировал в начале шестидесятых годов у Александры Михайловны Подусовой, владелицы иконы, в доме 18 по улице Уральской (сейчас, возможно, улица переименована). А.М. Подусова рассказывала, что художника Журавлева специально привезли к ним в дом, когда он принимал на заказ икону. Его внесли и посадили за стол. Ребятню отправили на улицу, но она видела, как взрослые сидели за столом, разговаривали. Ей было тогда лет шесть, то есть это происходило в самом начале прошлого века. Вот пока и вся история «Мадонны». Я думаю, будет продолжение. А фотография «Утевской Мадонны» в книге — не моя. Свой негатив пленки шестидесятых годов я не нашел. И тогда мне вспомнилось, что примерно в то же самое время, что и я, подобные снимки делал друг моего брата, Владимир Игольников. Я вышел на него, мы отыскали и размножили те его давние снимки. На фотографии в книге видно, что на иконе нет кустика вербы, какой имеется на множестве снимков этого образа. Сама икона «Утевская Богородица» находится в Самаре, в частных руках.
— Как же Григорию Журавлеву удавалось так много работать, ведь он физически был очень немощен? — Да, у него ведь только зачатки конечностей были, руки и ноги так и не выросли. В Утевке жила семья Тимантаевых. Так вот, совершенно случайно я нашел записанные на бумаге свидетельства одного из членов семьи о том, что когда ему было одиннадцать лет, он лично видел Григория Журавлева. У художника вместо ног чуть-чуть пониже колен были обрубки, и он все же мог ходить на коленях. Он привязывал ремнями к коленям кожаные ходульки и передвигался. Об этом же писала и газета «Самарские ведомости» в 1880 году: атрофированы были от кисти до плеча руки и от ступни до колена — ноги, но все же на коленях он ходить мог. То есть его либо носили, либо он потихоньку перемещался сам. И то, о чем некоторые пишут сегодня, например, что Григорий ложился на траву и перекатывался — не до конца достоверно. Никто из утевских старожилов ни разу не рассказывал мне о том, что он катался как обрубок.
Он был простым и веселым
— Известно ли что-то о подготовке к канонизации Григория Журавлева?
— Для канонизации нужны чудеса по молитвам к подвижнику. Или чудеса от икон Журавлева. Таких фактов я знаю не много. Есть один случай, который нельзя однозначно трактовать как чудо, но он имел место. Поведал мне о нем один художник, который вначале написал мне письмо, а затем мы с ним встретились. Этот человек рассказал, что у него сильно болела жена, то ли после инсульта, то ли после инфаркта она лежала, не могла вставать и ходить. И после прочтения книги о Григории Журавлеве ее настолько восхитила эта личность, что она поднялась и стала ходить. Было это давно, вскоре после издания моей первой книги. А спохватился я об этом лет пять назад, когда зашла речь о канонизации Журавлева. Но ни адреса того художника, ни места его работы у меня нет, знаю только фамилию.
— Каков был по характеру Григорий Журавлев? Каким он остался в памяти земляков? — Рассказов о нем я слышал немало. Ведь как было? Ходишь-ходишь по селу, расспрашиваешь — и ничего нового! И вдруг встречаешь человека — просто кладезь! Все знает! Например, дед Корнев. Захожу в сени, слышу разговор в доме. Здороваюсь. Сидят два крепких деда, одному девяносто, другому — около того. Один из них — дед Корнев — жил около церкви, он рассказывает: Григорий был веселый человек, очень доступный, умел ядрено, по-крестьянски пошутить. Очень энергичный был, любил рыбалку, задорно пел частушки. Об этом говорили многие люди, которые знали его лично.
И еще вот что мне запомнилось. Когда Гриша родился, мать из-за уродства мальчика хотела его утопить и сама утопиться. Дед Гриши остановил ее, сказав, что сам будет смотреть за мальчиком. Петр Васильевича Трегубов, двоюродный брат Журавлева, подтвердил эти слова.
Наследие Журавлева
— Известность к Журавлеву пришла из-за границы, где-то в году восемьдесят пятом в Боснии нашли его иконы. Почему так получилось, что там вспомнили о нем, а мы забыли?
— Письмом югославского искусствоведа Здравко Каймаковича я начал свою первую книгу; это своего рода литературный прием, потому что более серьезных фактов на тот момент у меня просто не было. Чтобы у читателя родилось доверие к книге и к автору, я начал повествование с факта, который легко подтверждается: на руках у меня имелось это самое письмо. А затем уже все журналы стали писать о том, что все началось с Югославии… Да нет же! Там как раз ничего и не знали: обнаружили икону и прислали письмо в Россию; при этом долгое время считали, что икона — подделка. А вот эти деды здесь, в Утевке жили, они знали Журавлева лично и многое о нем рассказали!
— Много ли работ Журавлева находится сегодня в частных руках?
— Журавлев, как правило, подписывал свои работы. Нередко люди подводят меня к своим домашним иконам, говорят, это журавлевские, а его подписи на них нет. К таким образам я отношусь с сомнением: не уверен, что они выполнены Журавлевым. Но бывают и удачные находки. Года два назад я обнаружил у одной пожилой женщины в поселке Кряж (на окраине Самары) карандашный портрет молодого человека работы Григория Журавлева и выкупил его. Сейчас этот портрет хранится в утевском музее. По словам бывшей владелицы портрета, на нем изображен Иван Соловьев, прибывший в поселок Кряж вместе со своей супругой Феодосией Алексеевной из села Кинель-Черкассы. Мне известно, что Григорием Журавлевым были написаны еще два портрета. Но найти их пока не удалось.
— Где хранятся другие иконы Журавлева? — Четыре иконы находятся в Самарском церковно-историческом Епархиальном музее. Это иконы Божией Матери «Млекопитательница», Смоленская, святые Кирилл и Мефодий, Жены-Мироносицы. Последняя икона без подписи Журавлева, поэтому я не могу утверждать, что это его работа, но она приписывается ему. Есть также эскиз головы ребенка письма Журавлева. Икона «Святой Лев — Папа Римский» находится в церковно-археологическом кабинете Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Известная многим икона Спасителя хранится в утевском Свято-Троицком храме. Там же иконы «Иисус Христос с Предстоящими», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Взыскание погибших», «Скоропослушница» и другие.
— Александр Станиславович, исследуя судьбу Григория Журавлева, что духовно полезного вы взяли для себя? И как вам удавалось совмещать творчество и работу крупного руководителя? — Ни одна из моих книг не писалась так легко, как первая. Я понял, что повесть о Григории Журавлеве явилась своеобразным камертоном всего моего мироощущения в литературе. Лгать читателю, излагать неправильные факты я считаю недопустимым, да и не могу. В храм хожу, хотя и не такой уж я воцерковленный человек. Читаю святоотеческую литературу и стараюсь тот духовный пробел, который принесла нам ушедшая безбожная эпоха, восполнить, в том числе и молитвами перед святыми образами, написанными моим замечательным земляком.
Тридцать семь лет я проработал на нефтехимическом производстве, из них семнадцать лет был генеральным директором трех крупных заводов. Параллельно около двадцати лет работал в науке, защитил докторскую диссертацию. Все это время понемногу писал и всегда думал, что вот выйду на пенсию — стану писать. Но не выдержал и начал намного раньше. Еще будучи генеральным директором, напечатал сборник стихов. После этого подошел ко мне один мастер на заводе и сказал: «Александр Станиславович, знаю, что вы человек не робкого десятка, но такой отчаянности от вас не ожидал».
На снимках: Григорий Журавлев; икона Божией Матери «Млекопитательница» кисти Григория Журавлева; икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — считается, что и она написана Журавлевым.
- Ирина Гордеева
Имя
иконописца Григория Журавлёва стало широко известно в России и за границей после
того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя
учёт памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин
икону, на которой было написано по-русски:
"Сия икона
писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села
зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2
июля".
Госархив
позднее подтвердил эти сведения: был такой иконописец.
Родился Григорий
Журавлёв в большой крестьянской семье в богатом селе Утевка, недалеко от Самары
в 1858 году. Родители испытали шок, когда увидели, что младенчик – калека. У
него не было ручек и ножек. Мать плакала, отец ходил смурной, соседки
шушукались: "Богом обижен".
Божья Матерь
По воспоминаниям, мать Григория хотела от
великого горя наложить на себя руки (утопиться), вместе с собой умертвив и
младенца, но дед – Петр Васильевич Трайкин этому воспрепятствовал, "доказав
вредность замысла своей дочери". Он сказал, что Гришу будет растить
сам.
Святые
Косьма и Дамиан - целители. Икона написана в 1885 году
Время шло, а
мальчонка, несмотря на свое увечье, рос жизнерадостным и пытливым. "Бог призрел
на раба Своего" – такое суждение высказали жители Утевки. Ребенок-калека вызывал
не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и
подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Да так ловко у него выходило –
загляденье одно.
Икона, приписываемая Григорию Журавлёву
Из дома Григорий
Журавлев выкатывался: ложился на бок и по зеленой травке перекатывался до храма.
Мама Григория очень стеснялась, когда сын ее вот так отправлялся в церковь -
катился по травушке.
Оказалось, что Гриша не обижен Богом, а особо
отмечен талантом. Когда мальчик подрос, дед стал возить его в школу. Зимой на
салазках, а летом на тележке. После смерти Петра Васильевича школу пришлось
оставить, но с умным ребенком на дому занимался учитель земской школы
Троицкий.
Николай Чудотворец (фрагмент иконы "Семь Святых")
Как-то
летом сельская ребятня отправилась с мальцом-калекой на речку. Все пошли
купаться, а Гришу оставили на бугре. Тут-то на него и спикировал орел, да
необычный – двуглавый. На глазах у растерявшейся детворы птица подняла
тело-обрубок в небо. Пронзительный детский крик, видимо, испугал орла, – он
выпустил добычу. "Никак, Ангелы подстелили соломку", – рассудили в селе, когда
подняли с земли Гришу невредимым!
Мальчик учился писать,
держа перо в зубах. И почерк у него был очень хорош. В дом Григория потянулись
односельчане с просьбой написать письмо родным или прошение чиновнику. Природные
способности позволили инвалиду в 22 года закончить (экстерном и с отличием)
Самарскую мужскую гимназию. В учении ему помогал Бог, а в обыденной жизни –
старший брат Афанасий.
Поясная икона Александра Невского
После смерти матери,
он стал для него нянькой, а вернее, его руками и ногами: носил, кормил, мыл.
Любил Григорий посещать храм, куда на службы приносил его брат. У художника
вместо ног чуть-чуть пониже колен были обрубки, и он все же мог ходить на
коленях. Он привязывал ремнями к коленям кожаные ходульки и
передвигался
Евангелист
Григорий стал самостоятельно изучать
черчение, анатомию человека, живопись, иконографию. А позже стал писать
иконы.
На его "живые" иконы обратили внимание – стали поступать заказы. А
вскоре Губернское земское собрание, приняв во внимание бедственное положение
семьи Журавлевых, назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей.
Оборотная сторона иконы с авторской надписью Журавлёва
В
1884 году Журавлев обратился к Самарскому губернатору, всегда принимавшему
участие в его жизни, с просьбой представить написанную икону Святителя Николая
Чудотворца Цесаревичу Николаю, будущему Императору. В личном архиве
генерал-губернатора А. Д. Свербеева сохранилось письмо, адресованное Журавлевым
Цесаревичу:
Оклад иконы "Вседержитель-1886"
“Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику
Цесаревичу.
Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно прошу
Ваше Императорское Высочество, что я, крестьянин Самарской губернии Бузулукского
уезда с. Утевка Григорий Журавлев, от всего моего сердца желаю поднести Вашему
Императорскому Высочеству икону – Святителя и Чудотворца Николая, которую я
написал ртом, а не руками по той причине, что от своей природы не имею силы и
движения в руках и ногах своих.
Ваше Императорское Высочество, покорно
прошу Вашего Высочайшего имени принять сию икону, которую я подношу к Вашему
Императорскому Высочеству от всей моей души и любви.
Ваше Императорское
Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего
Высочайшего имени потому, что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по
вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне
дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по
повелению Божию".
Икона
Журавлёва "Избранные святые". Хранится в Петербурге
Цесаревич икону
милостиво принял. Вскоре Император Александр III пригласил Журавлева во дворец.
Здесь крестьянин живописец написал портрет семьи Романовых.
Есть версия
истории: в начале XX века молва о крестьянском богомазе дошла
до царя Николая Второго. Царь призвал к себе Григория и заказал ему портрет всей
царской семьи. Целый год утевский иконописец жил в Петербурге. Работу выполнил,
и царь остался доволен. Хотя портрет не найден, достоверно известно, что
государь пожаловал самарскому крестьянину пожизненную ежемесячную пенсию в 25
рублей золотом. По тем временам это были огромные деньги. А Самарскому
губернатору велено было "выдать Журавлеву иноходца с летним и зимним
выездом".
Божья
Матерь "Милующая"
В память о чудесном спасении Императорской семьи при
крушении поезда от бомбы террористов в октябре 1888 года самарские дворяне
заказали Григорию Журавлеву икону для поднесения Александру III, о чем
свидетельствуют документы, хранящиеся в Госархиве Самарской области.
Образ
покровителя Самары святителя Алексия, митрополита Московского, Самарский
губернатор А. Д. Свербеев также поручил написать Журавлеву.
Вседержитель (10 июля 1886)
B сохранившимся
воспоминаниям жителей Утевки, Григорий был веселого нрава, очень доступный,
любил ядрено, по-крестьянски пошутить. Очень энергичный, любил рыбалку, задорно
пел частушки. Чтобы позабавить детей, брал в зубы пастушеский кнут, размахивал и
хлопал им с оглушительным свистом.
Церковь
села Утёвка, где Журавлёв расписывал стены, писал иконы. Здесь он и похоронен у
церкви.
В 1885 году в Утевке началось строительство нового каменного
храма. Церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под
непосредственным руководством Григория Журавлева (таким образом можно сказать,
что он обладал и архитектурным талантом!). По его эскизам были написаны все
фрески. И церковь у него получилась приземистая, широко раскинувшаяся, как будто
крепко держащаяся за землю. Как говорят земляки художника, чем-то похожая на
самого Григория.
Богоматерь
«Млекопитательница». Написана в 1910 году
И десятиметровый в диаметре
купол храма художник расписывал сам. Он укладывался в специальную люльку и лежа
работал. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так,
что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только
после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. И так день за
днем, месяц за месяцем, год за годом. От этой работы на лопатках и затылке
художника образовались кровоточащие язвы. Кожаные ремни впивались в его тело...
От постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение.
Трескались и кровоточили губы, стерлись передние зубы. Наконец в 1892 году
работа была закончена. Это был подвиг…
В
1934 году советские власти начали разрушать колокольню. Разожгли костры под
деревянными опорами. Иконы со стен срывали баграми. Наиболее ценные отправили в
Самару, остальные ночью привезли на колхозную пасеку – для изготовления пчелиных
ульев. Но пчеловод Дмитрий Лобачев тайно раздал иконы жителям села. Взамен ему
принесли необходимое количество досок.
Святой
благоверный князь Александр Невский.
К разрушению самого храма власти
приступали не один раз. Но неожиданные обстоятельства вынуждали богоборцев то и
дело откладывать задуманное. Так Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших
дней.
"Утёвская мадонна"
Вернули ее верующим в 1989 году.
Через два года храм освятили. Администрация Нефтегорского района выделила 100
тысяч рублей на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли
восемь колоколов. На самом большом из них в честь утевского художника сделана
надпись "Григорий".
Икона
Журавлёва "Господь Вседержитель", написанная в1886
В 2006 году в
церкви поставили новый резной иконостас. Теплится в храме неугасимая
лампада…
А нерукотворные образа Журавлева нашлись почти в каждой утевской
избе и в соседних селах. Дешевую икону купить крестьянам было по силам, поэтому
художник писал для них образа на дереве и без позолоты. Но после поездки в
Санкт-Петербург, когда в семье появился достаток, он все чаще писал образа на
золоте и собственноручно подписывает на тыльной стороне: "Сию икону писал зубами
крестьянин Григорий Журавлев села Утевка Самарской губернии, безрукий и
безногий".
Он жил в чистоте,
поэтому и иконы его сияют чистотой. Монах должен поститься и молиться, чтобы
написать икону, так и Григорий, видимо, все время был в таком состоянии, и иконы
его отличаются духовностью, детской радостью.
Григорий
Журавлев похоронен на почетном месте у храма, в который он столько сил вложил,
за алтарем, на кресте надпись:
«Здесь похоронен художник-иконописец Журавлев
Григорий Николаевич, 1858-1916 гг.»
Источники:
ttp://www.liveinternet.ru/photoalb...eriesid=1339923
ttp://www.liveinternet.ru/users/el.../post187761052/
Удивительная история и божественный дар! Пока читала, мурашки по телу и волнение охватило меня! Спасибо за повесть о необыкновенном и замечательном человеке- Григории Журавлеве!
Согласна с Вами.И Человек выживал. Не обозлился. Делал ДОБРО!
Спасибо, что прочли с пониманием. Сложная и удивительная жизнь у ЧЕЛОВЕКА! Не сломался. Не обозлился. Не искал виноватых. А было так ему тяжело.
Спасибо! Удивительная история, удивительной силы и чистоты человек! До слёз тронуло.
Спасибо за Ваши чувства.
Спасибо огромное за необыкновенную повесть о замечательном человеке, человеке — БОГАТЫРЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ.
Спасибо Вам. Полностью согласна.
Спасибо за рассказ об удивительном Мастере!
Спасибо. Это ПОДВИГ! Вся его жизнь — подвиг!!
Спасибо, Марита, прочла с огромным интересом
Такие люди, как Григорий Журавлев, приходят на землю не просто так, у них здесь особая миссия. И зачастую они и физически особенные ( как например Матрона Московская). Григорий с честью реализовал дарованный свыше талант прекрасного художника. исполнил свое жизненное задание
Жаль, что его канонизация не состоится, художник ( на мой взгляд) этого более чем достоин! Обидно: у католиков для канонизации достаточно вносить при жизни щедрые пожертвования — и вот ты святой)))
Согласна с Вами.
Низкий Вам поклон за знакомство с таким великим человеком, Григорием Журавлевым.
Спасибо Вам! Это ПОДВИГ!!