Pâte-sur-pâte
Большая берлинская ваза c крышкой, украшенная позолотой, эмалью, драгоценными камнями и медальонами с изображением муз в технике pâte-sur-pâte, смоделирована Паулем Шлеем, около 1900-1910 гг.
Мне всегда нравился такой декор с невесомыми полупрозрачными изображениями нимф и богов, занимающихся своими божественными делами на фарфоровых вазах и тарелках божественно-пастельных или наоборот, ярких и насыщенных колеров.
Двуручная ваза с изображением путто среди листвы и кормящего трех птиц в полете, MINTONS, около 1880 г.
Первыми мастерами, которые работали в этой технике были китайские керамисты. Европейцы, пытаясь создать подобную керамику, нашли свой метод, который называется «Pâte-sur-pâte» — это французский термин, означающий буквально «паста на пасте».
Парные китайские вазы из селадона, XIX век.
Парные китайские вазы из селадона, переделанные в подставки для ламп, высота 48,2 см, XIX век.
Суть метода «pâte-sur-pâte» заключается в создании рельефного рисунка, напоминающего камею, который создается на необожженной неглазурованной поверхности фарфоровой заготовки путем нанесения кистью многих слоев белого фарфорового шликера (жидкой глины). Мастер делает роспись на цветном фоне. Благодаря полупрозрачной структуре белого рисунка, сквозь который просвечивает фоновый цвет, композиция получает дополнительную глубину и объем. Каждый слой прописи должен высохнуть перед нанесением следующего. Работа очень кропотливая и может занять недели.
После обжига рисунок доводят до совершенства с помощью гравировки, чтобы проявить мелкие детали.
Плоская фляга в китайском стиле, высота 32,3 см, MINTONS, около 1873 г. Сюжет росписи следует классическим китайским композициям «пять мальчиков» или «сотня мальчиков», имеющим символический смысл – пожелание изобилия сыновей и продолжения семейной линии. В этих композициях китайские мальчики, устраивающие праздничные мероприятия, представляют сыновей ученого Доу Юйцзюня или императора Чжоу Вэньвана.
Ваза в японском стиле с изображением ветки граната и кузнечика, высота 21 см, MINTONS, около 1880 г. В этой вазе интересна одна деталь: она расписана не белым, а цветным шликером, что встречается очень редко.
Пионерами в создании pâte-sur-pâte были мастера севрской фарфоровой мануфактуры. У истоков этого вида искусства стояли такие мастера как Леопольд-Жюль-Жозеф Жели и Гиацинт Ренье.
Пара севрских ваз из селадона работы Леопольда Жели, высота 34 см, 1855-1856 гг. Искусствоведы считают, что эта пара ваз выставлялась на Всемирной выставке в Париже в 1867 году.
Марк-Луи Солон - самый знаменитый из мастеров, работавших в этой технике и начинавший свою карьеру на севрской фабрике, впоследствии привёз этот стиль в Англию. Фарфоровые фабрики Германии и Австрии вскоре тоже переняли приемы создания pâte-sur-pâte, пик популярности которой пришелся на вторую половину XIX - начало XX века.
Ваза с изображением Купидона, поливающего дерево, работы Марка Луи Солона, высота 22,2 см, MINTONS, около 1895 г.
Перебравшись из Франции в Англию, Марк-Луи Солон был принят на работу на фабрику Колина Минтона Кэмпбелла, владельца Mintons Ltd, Стаффордшир. Он усовершенствовал эту технику и большую часть своей трудовой жизни был ее ведущим представителем. Он и его ученики, такие как Албоин Бёрк и Генри Холлинз, принесли MINTONS всемирную известность своими работами.
Ваза с крышкой работы Албоина Бёрка с изображением музы танца Терпсихоры в прозрачных одеждах, высота 22,2 см, MINTONS, 1888 г.
Ваза с изображением Венеры и Купидона работы Генри Холлинза, высота 42,5 см, MINTONS, около 1881 г.
Плоская фляга с двумя цыплятами среди травы работы Генри Холлинза, высота 13,9 см, MINTONS, 1875 г.
Чаша с изображением путти работы Генри Холлинза, диаметр 25,2 см, MINTONS, 1883 г.
Ваза с изображением амура, держащего два пылающих факела, высота 14,7 см, Таксиль Доат, около 1885 г. Французский гончар Таксиль Доат переехал в США в начале двадцатого века, работал на фарфоровом заводе в Миссури, затем на фарфоровом заводе Художественной академии.
Севрская ваза с изображением нимфы, стоящей на кувшинке, расписанная Жюлем Аршеле, высота 34 см, около 1875 г.
Фарфоровая чаша с нимфами и херувимами, играющими на музыкальных инструментах, в оправе из посеребренной бронзы (Christofle et Cie), созданной по модели французского скульптора Луи-Робера Карье-Беллёза, около 1880-1881 гг.
Пара лиможских ваз с изображением цапель, журавлей, павлинов и фениксов среди побегов бамбука, высота 36 см HA & C (Анри Ардан & Со.), около 1870 г.
Ваза из мейсенского фарфора в стиле рококо с изображением амура, около 1890-1900 гг.
Ваза из мейсенского фарфора с изображением амура, высота 25 см, конец XIX века.
Овальная фарфоровая пластина работы Фредерика А. Рида с изображением Ариэля из шекспировской «Бури», высота 28 см, WEDGWOOD & SONS, около 1879 г. Фредерик А. Рхед был учеником Луи Солона на фабрике Минтона до 1877 года, а затем успешно работал у Джозайя Веджвуда, где в первый же год две его работы были отобраны для показа на Всемирной выставке в Париже.
Ведро для льда с изображением цапель, вероятно, работы Альфонса Ламарра, высота 17,2 см, мануфактура Pillivuyt, Франция, около 1865 г.
Пара лунных фляг, MINTONS, около 1885 г.
Ваза с ручками в виде драконов, MINTONS, около 1880 г.
Парные вазы с девушками на качелях, вероятно, «Джордж Джонсон и сыновья», Сток-он-Трент, Англия, высота 26,5 см, конец XIX века.
Блюдо с изображением нимф среди пышной листвы, «Джордж Джонсон и сыновья», Сток-он-Трент, Англия, диаметр 30,5 см, начало XX века.
Фарфоровая пластина в раме из позолоченного дерева, высота 14 см, вероятно, Лимож, конец XIX века.
Жардиньер с изображением цапель, высота 30 см, Франция, начало XX века.
Севрская ваза в стиле модерн, украшенная рельефом Люсьена д'Обонна, украшенная классическим фризом с изображением игроков в поло, высота 45,5 см, 1907 г.
Люсьен-Жюль-Клеман д'Обонн был художником в Севре в 1902-1914 годах и известен своими работами в технике pâte-sur-pâte. С этой вазой связана следующая история. Считается, что ваза была вручена в качестве приза на турнире по поло, проходившем в Бельгии в 1908 или 1909 году. Победители отпраздновали победу в своем отеле с большим размахом, но не сумели расплатиться по счетам. Не имея возможности покрыть расходы, они оставил приз владельцам отеля в качестве залога. В итоге счет так и не был оплачен, а владельцы отеля сохранили вазу даже после его закрытия. Хотя эту историю трудно подтвердить, сама ваза датируется 1907 годом и расписана необычным для фабрики сюжетом. Орнамент, напоминающий греческий фриз, типичен для спортивных медалей и призов того периода. Также интересно отметить, что вазы из севрского pâte-sur-pâte были вручены медалистам Олимпийских игр 1924 года в Париже.
Огромное спасибо за интересную информацию и красоту!!!!!
Спасибо, Ольга! Все для вашего вдохновения!
Да, тонкая работа! Всегда любуюсь такими изделиями)))
Любуюсь и восхищаюсь)) Это же ювелирная работа))
Очень познавательно!
Спасибо, Марина! Рада, что топик получился содержательным))
Очень интересная подача материала! Не просто картинки, а с историей с описанием техники påtе- sur- påte. Опять мы попали в мистический мир амуров, нимф, херувимов, цапель, журавлей, павлинов, фениксов. Каждая фигурка — совершенство! Любоваться — не налюбоваться. Спасибо, Верочка за просвещние, за труд, за красоту! Желаю Вам теплого уютного спокойного лета !!!
Зоя, спасибо! Лето пока теплом не балует) Но будем надеяться, что скоро потеплеет))
Вера, огромное спасибо!
Спасибо, Наталья!
«нимфы и боги, занимающиеся своими божественными делами» — примите мои восторги, Вера!)) Действительно, кто-то же должен следить, чтобы ВСЁ было как есть — пели птицы, шли дожди и склонялись на ветру травы — и это природное чудо вдохновляло Мастеров на создание шедевров )). Насыщенный топик — красота на любой вкус — цвета, формы, рисунок — как будто угощение на большом подносе. Спасибо большое!
Какое «вкусное» описание! Спасибо, Мелена!
Какая РОСКОШЬ!!!
Чудесные работы, вызывают восхищение. Какая тонкость, вкус, изящество
Спасибо, Татьяна! У Солона были талантливые ученики. Со временем посмотрим и их работы)
Не только за познавательный и интересный топик, но и за Вашу работу по подборке материала и за то, что благодаря Вашим экскурсиям мне удаётся отвлечься от печальных мыслей после перенесённой потери близкого человека.
Людмила, соболезную вашей утрате… Если мои подборки вызывают интерес и отвлекают от грустных переживаний, это для меня лучшая похвала. Спасибо вам!
Вера, СПАСИБО! Интересные работы и техникой изготовления. и изображенными сюжетами...
Спасибо, Надежда! Обожаю эти работы. Есть еще многое в этой технике, что не поместилось в один пост)