Севрский фарфор в стиле «pâte-sur-pâte»
Метод декора керамики pâte-sur-pâte (буквально: «паста на пасте») был перенят французскими мастерами с более ранних китайских образцов. В Европе приемы pâte-sur-pâte успешнее всего стали развивать мастера севрской мануфактуры в 1850-х годах, от чего за ними и закрепилось французское название. У истоков этого вида искусства стояли такие мастера как Леопольд-Жюль-Жозеф Жели и Гиацинт Ренье.
Суть метода «pâte-sur-pâte» заключается в создании рельефного рисунка, напоминающего камею, который создается на необожженной неглазурованной поверхности фарфоровой заготовки путем нанесения кистью многих слоев белого фарфорового шликера (жидкой глины). Мастер делает роспись на цветном фоне. Благодаря полупрозрачной структуре белого рисунка, сквозь который просвечивает фоновый цвет, композиция получает дополнительную глубину и объем. Каждый слой прописи должен высохнуть перед нанесением следующего. Работа очень кропотливая и может занять недели.
После того, как объемный рисунок выписан, рельеф окончательно доводится до совершенства с помощью гравировки, чтобы проявить мелкие детали, прежде чем изделие будет обожжено.
Севрская ваза в помпейском стиле с изображением женщин в развевающихся одеждах на колесницах, расписанная Гиацинтом-Жаном Ренье, ваза выставлялась на Всемирной выставке в Париже 1878 года, высота 34 см, около 1873 г.
Севрская ваза со сценой танца, расписанная Гиацинтом-Жаном Ренье, высота 40 см, 1862 г.
Большая севрская ваза с изображением Дианы и Актеона в облике оленя в оправе из позолоченной бронзы, расписанная Гиацинтом-Жаном Ренье, высота 114 см, 1863 г. Форма вазы «VASE DE RIMINI» разработана Жюлем Дитерле.
Пара севрских ваз из селадона работы Леопольда Жели, высота 34 см, 1855-1856 гг. Искусствоведы считают, что эта пара ваз выставлялась на Всемирной выставке в Париже в 1867 году.
Автор декора этой вазы - скульптор-модельер и декоратор Леопольд-Жюль-Жозеф Жели, поступив на Севрскую мануфактуру в тридцать дет, проработал в Севре с 1850 по 1888 годы. В отчетах о Всемирной выставке в Париже 1867 года, опубликованных в Illustrated London News пишут: «... отличительной чертой Севрского двора является большое количество фарфоровых ваз в технике, называемой pâte-sur-pâte. В течение 15 лет мануфактура осуществляет деятельность по организации производства такой продукции, и благодаря г-ну Жели они увенчались несомненным успехом». Действительно, Леопольд-Жюль-Жозеф Жели признан многими, в том числе его современниками, разработчиком техники «pâte-sur-pâte» на Севрской фабрике. Жели был награжден медалью за свою работу на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, где он был представлен как «скульптор фарфоровой пасты».
Севрская тацца «Coupe de Rivoli» из селадона, расписанная Леопольдом Жели, диаметр 46 см, 1864 г., выставлялась на Всемирной выставке в Париже в 1867 году. Это один из самых ранних примеров полихромного pâte-sur-pâte.
Форма «Coupe de Rivoli» была создана Жюлем-Пьером-Мишелем Дитерле в 1852 году. Жюль Дитерле был директором отдела произведений искусства, форм и декора в Севре с 1848 по 1855 годы. Похожая тацца, украшенная Гиацинтом Ренье для Всемирной выставки в Париже 1855 года была приобретена Музеем Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта).
Севрская тацца «Coupe de Pise» из селадона с изображением Венеры, расписанная Гиацинтом-Жаном Ренье, диаметр 73,5 см, 1854 г., из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон.
Севрская тацца «Coupe de Pise» из селадона с изображением Венеры в сопровождении путти и русалок, расписанная Гиацинтом-Жаном Ренье, диаметр 73 см, 1857 г. Ваза была дипломатическим подарком от Наполеона III Ричарду Кобдену за его роль в подписании Договора Кобдена-Шевалье 1860 года о свободной торговле между Великобританией и Францией.
Севрская ваза в форме щита с изображением муз, с ручками в виде женских масок, роспись Лонге, высота 43,5 см, около 1879 г. Форма вазы Boileau Diéterle была разработана в 1855 году Жюлем Дитерле.
Севрские вазы, расписанные Леопольдом Жели весенними цветами, аистами и насекомыми, высота 48 см, 1870 г.
Знаменитый мастер pâte-sur-pâte Марк Луи Солон так отзывался о Жели: «...одаренный исключительным мастерством, он мог создавать фарфоровую пасту с уверенностью и аккуратностью, обычно присущими обработке драгоценных металлов».
Кофейник и молочник из сервиза, расписанного Леопольдом Жели сюжетами басен Лафонтена, 1857 г., из собрания Государственного Эрмитажа.
Севрская ваза «Bijou à Anses» с крышкой, высота 19,5 см, около 1878 г. Форма этой вазы была скопирована Жели в 1862 году с образца горного хрусталя 16-го века в галерее Аполлона в Лувре.
Пара севрских ваз из селадона, расписанные ромашками и цветущими растениями, высота 61 см, 1867 г. Форма этих ваз vases Cornet (ваза Корне), дань увлечения европейцев японским искусством, была разработана Жюлем Пейром в 1856 году.
Пара севрских ваз-хамелеонов с изображением путти, оседлавших рыбу и лебедя и держащих маски, символизирующие Комедию и Трагедию, высота 37 см, 1869 г.
Фарфор-хамелеон «Pâte cameleon» или «pâte changeante», вероятно, был разработан Альфонсом Сальвета и впервые был показан на Лондонской выставке 1862 года. Цвет такой вазы менялся в зависимости от освещения - от серого при дневном свете на розовый при искусственном освещении. Сальвета упоминал имена Жели и Солона как двух ответственных художников.
Севрская ваза с изображением нимфы, стоящей на кувшинке, расписанная Жюлем Аршеле, высота 34 см, около 1875 г.
Севрское блюдо с хороводом летящих путти, расписанное Жюлем Аршеле, высота 34 см, около 1882 г.
Жюль Аршеле был декоратором-моделистом в Севре в 1856-1902 годах.
Севрская ваза с портретом Адольфа Тьера работы Альфреда-Томпсона Гобера и Жюля Аршеле, высота 90 см, 1873-1874 гг., из коллекции Лувра.
Большая севрская фарфоровая ваза pâte-sur-pâte, вероятно приготовленная для Всемирной выставки 1867 года, расписанная Жюлем Аршеле, высота 78,5 см.
Во второй половине XIX века возникло известное соперничество между английскими и французскими производителями изделий pâte-sur-pâte. Фарфор англичанина Минтона прославился благодаря непревзойденным работам Марка-Луи Солона, который усовершенствовал технику и создал лучшие образцы этого стиля. Минтон приглашал мастеров из Франции для развития производства фарфора на своей фабрике в Сток-он-Трент. Солон прибыл из Севра в благополучную Англию, спасаясь от франко-прусской войны 1870 года. Французский скульптор Альбер-Эрнест Каррье-Бельез работал в Минтоне в 1850-1855 годах, что в немалой степени способствовало успеху английской фирмы на выставке Хрустального дворца в 1851 году в Лондоне.
Ко времени Всемирной выставки 1878 года публика считала, что pâte-sur-pâte Минтона лучше, чем в Севре. Корреспондент журнала Pottery and Glass Trades Journal в рецензии на выставку не стеснялся в выражениях: «Pâte-sur-pâte М. Солона [Минтон] полностью затмевает любую королевскую мануфактуру [Севр]. ... Севрскому pâte-sur-pâte не хватает резкости и рельефности, особенно если смотреть с расстояния нескольких футов, когда он имеет вид почти непрозрачного тела на темном фоне, а в изображенных фигурах отсутствует какая-либо динамика».
Таксиль Доат принял вызов, брошенный британской прессой. В этом ему помогла разработка нового шликера (pate nouvelle), который лучше реагировал на необходимое наслоение и резьбу, чем традиционный заводской рецепт твердой пасты. И это ему удалось. Больше года потребовалось Доату в сотрудничестве с Шарлем Лукасом на создание декора изысканной вазы высотой более трех футов, столь же детализированной и тонкослойной, как работы Минтона, с нимфой в прозрачной драпировке, стоящей на постаменте среди орнаментов в манере художника XVI века Жака Андруэ Дю Серсо. Ваза была хорошо принята и подарена музею Южного Кенсингтона (Музей Виктории и Альберта) французским правительством.
Большая севрская фарфоровая ваза pâte-sur-pâte, дизайн Александра-Поля Ависса, расписана Таксилем Доатом и Шарлем-Селестеном Лукасом, 1883-1884 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон.
Севрская фарфоровая ваза pâte-sur-pâte, дизайн Александра-Поля Ависса, расписана Таксилем Доатом и А. Гильеменом, 1877 г., из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон.
Севрская фарфоровая позолоченная ваза «LE TOURNOI» (Турнир), украшенная рельефным фризом pâte-sur-pâte с изображением конных трубачей, возвещающих о прибытии средневековых рыцарей и дам, форма разработана Альбером-Эрнестом Карье-Беллезом, расписана Таксилем Доатом, высота 49 см, 1888-1889 гг.
Севрская фарфоровая ваза в позолоченной бронзовой оправе, расписанная сюжетом из басни Лафонтена, высота 37,5 см, 1869 г.
Пара севрских ваз из селадона «BOIZOT A TETES DE BOUCS», расписанных фризом с фантастическими дельфинами в стиле pâte-sur-pâte, высота 36 см, 1874 г.
Севрская фарфоровая кобальтовая ваза на позолоченной бронзовой подставке, расписанная Максимилианом-Фердинандом Мериго, форма «VASE DE MYCENE» разработана Альбером-Эрнестом Карье-Беллезом, высота 57 см, 1894 г.
Мериго работал как художник и мастер pâte-sur-pâte в Севре в 1845-1872 и 1879-1892 годах.
Большая севрская фарфоровая ваза pâte-sur-pâte, «a la plus belle» (vase d'angers), датированная 1912 годом, высота 92,7 см.
Какая нежность, каждая ваза -- само совершенство! Какие цвета, какие узоры ! Эта техника «паста на пасте» смотрится как нежнейшая гравировка по металлу! Новые имена, история возникновения, все очень интересно! Верочка, благодаря Вам перед нами открыватся двери знаменитых музеев. Спасибо, Верочка за труд, за наслаждение красотой !!!
Спасибо, Зоя! Не даром эту технику часто сравнивают с камеями)) Интересно, как разные виды искусства служат вдохновением друг для друга
Какое совершенство в мелочах, тончайшая работа.
Очень тонкая, медитативная техника, требующая большого терпения и мастерства))
Спасибо, Надежда!
Верочка, спасибо огромное за возможнось полюбоваться такой красотой и еще раз удивиться, что это творения рук человеческих.
Спасибо, Любовь! Мне было приятно поделиться тем, что восхищает и меня))
Спасибо большое, Вера! Дворцовый размер, музейный уровень - мощный поток величественной Красоты. Хочется выстроить осанку и взяться за масштабное. Такую вот струну задел Ваш топик)).
Спасибо, Мелена! Да, когда указываешь размер, чувствуется весь масштаб работ. Не говоря уже о красоте))
Восторг!
Поддерживаю))
Невероятно красивые вещи! Элегантность, изящество, колористика… короче МАСТЕРСТВО! выше всяческих похвал. И главное, спасибо людям что сохранили все это.
Да, к таким шедеврам любые похвалы не покажутся чрезмерными))