Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

Русские печатные пряники.

Маргарита (Маргарита)
Маргарита (Маргарита)
2022-06-04 20:51:44
Рейтинг: 29770
Комментариев: 3059
Топиков: 686
На сайте с: 21.05.2020
Подписаться

Русские печатные пряники.

…Разноголосый гам охватывает всех, кто вступил под своды так называемого Главного дома знаменитой Нижегородской ярмарки.

В первую минуту входивших оглушали и обескураживали призывные крики продавцов, но затем, оглядевшись, многие из них, в особенности дети, обращали свое внимание на грандиозные мозаики из пряников, хитро сооруженных за каждым прилавком, а ребячьи носы ощущали особый запах сдобы, сдобренной различными специями.

Русские печатные пряники.

Чего только не было изображено на этих пряниках: петухи и пароходы, дворцы и рыбы, павлины и всадники…

Трудно привести даже простой перечень этих своеобразных барельефов, но все они были образцами интереснейшей отрасли народного декоративного искусства.

От прежнего широко распространенного пряничного производства до нас дошло большое количество досок-штампов, при помощи которых печатались изображения на пряничном тесте. Эти доски уже давно собирают музеи. Исследователи всегда воздавали им должное и вместе с тем в своих трудах ограничивали рассказ об этой отрасли народной резьбы одной-двумя страницами.

Русские печатные пряники.

Это относится и к В. Воронову («Крестьянское искусство», М., 1924) и к А. Некрасову («Русское народное искусство», М., 1924), и к Капитальному труду Н. Соболева («Русская народная резьба по дереву», М., 1934), и к работе В. Василенко «Русская народная резьба и роспись по дереву», М., 1960). Только замечательный исследователь нижегородского народного искусства Д. Прокопьев дал небольшой, но конкретный материал в своей книге «Художественные промыслы Горьковской области» (1939), да в свое время А. Бобринский опубликовал целый ряд досок из собрания музеев («Народные русские деревянные изделия, М., 1912). К сожалению, «Атлас рисунков со старинных пряничных досок» (Мстера,1874), в котором помещен материал , собранный первым исследователем пряничных досок В. Голышевым, из-за плохого качества печати не передает всей красоты орнаментики резьбы.

Но, может быть, пряничные доски и не заслуживают особого внимания? Нет! Искусство резьбы пряничных досок — эта своеобразная отрасль народной барельефной резьбы, по моему глубокому убеждению, является наряду, может быть, только с вышивкой высшим проявлением народного декоративного таланта и мастерства и буквально кладезем отправного материала для художников-прикладников.

Отличительной особенностью резьбы пряничных досок по сравнению с другими видами народного изобразительного искусства является необычайно широкий круг сюжетов; он все время расширялся и не был скован традиционными темами.

В резьбе пряничных досок мы встречаем и старые, идущие от древности мотивы (например, птица-Сирин), и изображения сказочных дворцов, и орнаментальные композиции, в основе которых лежит древняя тема («Священное дерево» с птицами). Но главные сюжеты народный мастер черпал из окружавшей его жизни. Из-под его резца на досках появлялись изображения всадников, петухов, рыб, лошадей, оленей, гусей и лебедей и, наконец, того нового, что в середине прошлого столетия поражало воображение и художника, и простого народа, — невиданных ранее пароходов и паровозов.

Русские печатные пряники.

В отображении этого нового жизненного материала особенно сказался замечательный талант резчиков. С каким мастерством художник переводил реальные формы на язык декоративного искусства, как он умел оставить и подчеркнуть типичные особенности изображаемого, например характерные для того времени трубы у пароходов и паровозов, их технические детали, обильный дым и искры, сыпавшиеся из труб (жгли дрова, а не уголь!). Прекрасно передает он и разновидности пароходов: пассажирский, товаро-пассажирский и буксирный.

Теперь посмотрите, как едины по стилю и художественным приемам столь отличные по формам и содержанию петух и паровоз, птица-Сирин и пароход! И те, и другие имеют одну художественную основу — умение талантливого мастера обобщить характерные формы изображаемого, тонко стилизовать их, удивительно красиво компоновать изображение на плоскости. Высшими достижениями в этом отношении являются пряничные доски с павлином, петухом и осетром. С какой предельной четкостью мастером оставлено только то, что нужно для характеристики изображаемого, с каким замечательным тактом его реальные особенности переведены в орнамент.

Русские печатные пряники.

Кто же были эти талантливые люди, резавшие пряничные доски?

Имен их мы почти не знаем. На некоторых досках есть на обратной стороне инициалы, а в альбоме у А. Бобринского приведена доска с подписью мастера Беляева. Если присмотреться к целому ряду пряничных досок из собраний Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, музея в Ростове-Ярославском, приобретенных в Ярославле и Владимире, и сравнить их с досками из собрания Горьковского историко-архитектурного музея-заповедника, приобретенными в Городце, то увидим полное совпадение стиля, композиции, приемов резьбы и сюжетов. Возникает мысль, что все они вышли из-под рук одних и тех же мастеров. А может быть одного мастера? И может быть, именно мастера Беляева? Вполне вероятно! Ведь не так уж много требовалось досок для пряничного производства, а служили оно долго. Возможно что мастер Беляев с учениками и обслуживал пекарей Владимира, Городца и Ярославля.

Хочется думать, что работал он в Городце, где, по свидетельству Д. Прокопьева, в конце XIX века имелось до шестнадцати пекарен и среди них богатое пряничное заведение Бахарева, который увековечил свое имя на целом ряде пряничных досок. Возможно также, что Городец был наиболее крупным центром пряничного производства: ведь под боком была Нижегородская ярмарка!

Пряники в свое время были дешевым лакомством для самых широких слоев населения, подарком, которого властно коснулась рука искусства, и который эстетически воздействовал на народ и в первую очередь на детей.

М. Званцев. 1963 г.
Источник.

"Великолепные деревянные скалки и доски для пряников от Texturra"

Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.

 можно не только выбрать всевозможные пряничные доски и узорные скалки, но и получить очень толковые советы по изготовлению вкусной выпечки.

Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.         Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.         Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.


Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.

Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Русские печатные пряники.Русские печатные пряники.
Мне нравится16
8
Добавить в закладки
1189
8 комментариев
Зоя
Зоя
5433
2022-06-04 21:14:46
+2

Ух ты!!! Какая красота !  Видела пряники, покупала, сама пекла медовые на Новый год пряничные домики с внуками, но такого великолепия не видела. Какие филигранные, нежные формочки из дерева, как их много  и все разные! Получила оромное удовольствие и от описания и от увиденного. Спасибо, Маргарита !

Маргарита (Маргарита)
2022-06-04 21:18:19
0

Зоя, спасибо. Мне тоже  нравится  такая  красота!

галина (Галина)
2022-06-05 09:04:04
+1

Вте далёкие времена не было компьютера, а простые руки мастеров тварили такую красоту, красоту на века, браво Славянскому народу. 

Людмила Усть-Луга (Людмила)
2022-06-07 01:38:10
+1

За познавательный рассказ и фотоматериал

елник (Николашина Елена)
2022-06-07 12:25:01
0

Вы сами писали статью или скачали где-то старую? Просто упоминается Горьковский историко-архитктурный музей-заповедник, а он уже давно Нижегородский, да и у книги Прокопьева, по моему, искажено подлинное название.

Маргарита (Маргарита)
2022-06-07 13:08:54
0

Перенесла. Не сама.