Мэтью Болтон. Георгианский стиль и промышленная революция.
Мэтью Болтон, английский промышленник и деловой партнёр шотландского инженера Джеймса Уатта - одна из самых значительных фигур в английском декоративно-прикладном искусстве 18-го века, сопоставимая по статусу и влиянию с Томасом Чиппендейлом в области мебели и Джозайей Веджвудом в керамике.
Пара ваз из кварцевого аметиста в бронзовой позолоченной оправе, высота 32 см, Мэтью Болтон, около 1772 г.
Мэтью Болтон родился в Бирмингеме, Англия, в 1728 году. Болтон был сыном бирмингемского изготовителя небольших металлических изделий: пряжек, пуговиц, набалдашников тростей; которые в то время называли «игрушками».
К тридцати годам Болтону удалось создать свой бизнес по изготовлению серебряных изделий, золочёной бронзы и других предметов декоративно-прикладного искусства. В партнерстве с Джоном Фотергиллом он построил мануфактуру в Сохо близ Бирмингема, где внедрял в производство новейшие технологии. В 1770-х годах на фабрике работало около 800 рабочих. Для богатых клиентов мануфактура производила продукцию из стерлингового серебра, а для среднего класса – из посеребренной меди, так называемое шеффилдское серебро. Техника шеффилдского серебра, разработанная в 1742 году, заключалась в процессе накатки серебра на одну или обе стороны медной пластины.
Пара ваз-подсвечников из позолоченной бронзы, высота 20 см, считается ранней работой Болтона, около 1765-1770 гг. Такие вазы с крышками для свечей еще называют кассолетами. Каждая двусторонняя крышка с одной стороны оформлена навершием, а с другой стороны - наконечником для свечи.
Пара ваз из севрского фарфора в бронзовой позолоченной оправе, высота 57 см, Мэтью Болтон и Джон Фотергилл, около 1775 г.
Ваза для попурри «Нарцисс», из белого мрамора, позолоченной и патинированной бронзы высота 30 см, Мэтью Болтон, около 1775 г. Популярный мифологический персонаж Нарцисс, влюбившийся в свое отражение в озере и превратившийся в цветок, часто использовался для иллюстрации аллегорических тем мимолетности красоты и человеческого тщеславия.
Пара треножников для попурри с опорами в виде крылатых кариатид из позолоченной бронзы, высота 19,5 см, Мэтью Болтон, около 1779 г.
Пара кассолетов из белого мрамора в бронзовой позолоченной оправе, высота 22 см, Мэтью Болтон и Джон Фотергилл, около 1772 г.
Особенной популярностью в кругах высшей аристократии пользовались изысканные вазы из мрамора, флюорита и других поделочных камней в бронзовой позолоченной оправе (ормолу), которые раньше ввозили из Франции. Эти изделия Болтона не уступали по качеству лучшим французским образцам, а стоили дешевле. В 1770 году Мэтью Болтон был удостоен трехчасовой аудиенции у короля Георга III и королевы Шарлотты, которые поручили ему заказ на ряд предметов интерьера для спальни королевы из позолоченной бронзы и флюорита. Роскошно окрашенная разновидность этого камня, добываемого в Дербишире, получила название Блю Джон. Годом ранее Болтон закупил 14 тонн дербиширского флюорита, пригодного для создания больших ваз, став практически эксклюзивным поставщиком интерьерных украшений большого размера из флюорита. Заказ включал две пары ваз, каминные часы, известные как «Королевские часы», и пару ваз со сфинксами.
Ваза-канделябр из флюорита Blue John в бронзовой позолоченной оправе, высота 57 см, Мэтью Болтон, 1770-71 гг, из Коллекции британских монархов, Комната королевской кровати, Виндзорский замок.
Часы из королевского каминного гарнитура из флюорита Blue John в бронзовой позолоченной оправе, высота 48,7 см, Мэтью Болтон, 1770-71 гг, из Коллекции британских монархов.
Пара ваз для попурри из флюорита Blue John в бронзовой позолоченной оправе, высота 32 см, Мэтью Болтон, 1770-71 гг, из Коллекции британских монархов.
--
Ваза для попурри из флюорита Blue John с тремя грифонами в бронзовой позолоченной оправе, высота 32 см, Мэтью Болтон, дизайн Уильяма Чемберса, около 1770 г.
Сэр Уильям Чемберс - шведско-шотландский архитектор и декоратор, один из основателей Королевской академии искусств. Чемберс лично утверждал дизайн предметов интерьера для королевской спальни, заказанных Болтону.
Настольное украшение из белого мрамора и позолоченной бронзы в виде Венеры и Амура с факелом, центральная колонна, увенчанная урной, украшена батальной сценой в медальоне, высота 26 см, Мэтью Болтон, около 1775 г.
Пара кувшинов с вакхическими масками из флюорита Blue John в бронзовой позолоченной оправе, высота 47,5 см, Мэтью Болтон, 1772 г.
Ваза для попурри «Лира» из белого мрамора в бронзовой позолоченной оправе, высота 30 см, Мэтью Болтон, около 1772 г.
Часы с фигурой Дианы из белого мрамора в бронзовой позолоченной оправе, высота 35 см, Мэтью Болтон, около 1775 г.
Производство ормолу пришло в упадок после 1772–1773 годов из-за высокой стоимости сырья и производства. После этого Болтон направил свои ресурсы на изготовление изделий из серебра. Во многих случаях одни и те же формы использовались как для серебра, так и для посеребренных изделий.
Пара граненых сосудов для масла и уксуса в серебряной оправе, высота 25 см, Мэтью Болтон и Джон Фотергилл, 1773 г.
Эта пара – пример первой продукции из серебра на фабрике Болтона в Сохо. Выпуск серебряных изделий начался после того, как Болтон, пусть не с первого раза, но добился открытия пробирной палаты в Бирмингеме, не смотря на сопротивление лондонских цеховиков. Раньше необходимо было везти товар в лондонскую пробирную палату, что делало производство серебряных изделий в Бирмингеме нерентабельным из-за стоимости перевозки и неизбежного при этом риска порчи и потерь.
Гоночный кубок из позолоченного серебра, высота 35 см, Мэтью Болтон и Plate Cо.
Пара супниц в стиле рококо из шеффилдского серебра, длина 23 см, Мэтью Болтон & Cо.
Подставка для яиц из серебра, ширина 20 см, Мэтью Болтон, около 1790 г.
В последней четверти XVIII века имя Болтона стало ассоциироваться с Джеймсом Уаттом (Ваттом), когда деловой партнёр Уатта, Джон Робак, не смог выплатить долг Болтону и уступил ему свою долю в патентах Уатта в качестве компенсации. Болтон успешно лоббировал в парламенте продление патента Уатта ещё на 17 лет, что позволило компании выпустить на рынок паровую машину Уатта. Компанией были установлены сотни паровых машин «Болтона и Уатта» в Британии и за рубежом, сначала в шахтах и затем на заводах.
Паровая машина Уатта. в вестибюле Высшей технической школы промышленных инженеров UPM (Мадрид).
Болтон не имел формального образования в области естественных наук, но с раннего возраста интересовался научными достижениями своего времени. Такие же как и Болтон энтузиасты из Бирмингема, в числе которых были Уатт, Эразм Дарвин, Джозайя Веджвуд, а также священник и химик Джозеф Пристли, начали неофициально встречаться в конце 1750-х годов. Их ежемесячные встречи назначались в полнолуние, в итоге группа получила название «Лунного общества». Помимо научных дискуссий и экспериментов, проводимых группой, членов общества объединяли деловые отношения. Уатт и Болтон были партнерами четверть века.
Пара кассолетов из белого мрамора в бронзовой позолоченной оправе, высота 19 см, Мэтью Болтон и Джон Фотергил, постаменты украшены медальонами из бисквита, около 1775 г.
В 1760-х годах мода на «античный вкус» пропагандировалась такими архитекторами и дизайнерами, как Джеймс и Роберт Адам, сэр Уильям Чемберс и Джеймс «Афинянин» Стюарт. Дизайн основания можно связать с эскизами, сделанными другом Болтона, архитектором сэром Уильямом Чемберсом, во время зарисовочного тура по Италии. В письме жене в марте 1770 г. Болтон рассказывал, как они с Чемберсом завтракали и наслаждались взаимным обменом идеями. Считается, что медальоны из бисквита для этого декора изготовлены на фабрике Веджвуда, еще одного близкого друга Болтона.
Канделябры «Аполлон и Диана» из патинированной и позолоченной бронзы, высота 66 см, Мэтью Болтон, около 1778 г.
Неоклассические канделябры представляют Аполлона и Диану - двух светоносных богов Солнца и Луны. Рисунки этих фигур появляются в Книге образцов Болтона. Критики считают их одной из лучших работ Болтона.
Пара кассолетов из позолоченной бронзы с синей эмалью, считается работой Мэтью Болтона, около 1775 г.
Болтоном был основан монетный двор в Сохо. Он получил контракт в 1797 году на чеканку британских медных монет. Первая партия монет включала большие медные британские пенни, которые продолжали чеканить до децимализации в 1971 году. Болтон применял современные методы чеканки монет, выпуская миллионы монет и медалей для Великобритании и других стран.
Трафальгарская медаль, выпущенная фабрикой Мэтью Болтона за его личный счет и предназначавшаяся для моряков, участвовавших в битве. 16 163 медали были отчеканены из белого металла (или «жестяного олова», как его называли в Сохо) по штампам, выгравированным К. Х. Кухлером. На аверсе: бюст Нельсона в униформе по восковому портрету Кэтрин Андрас. На реверсе: начало битвы с надписью: «Англия ожидает, что каждый человек выполнит свой долг». Надпись по краю: «Героям Трафальгара от М. Болтона», 1805 г.
Болтон вышел в отставку в 1800 году, хотя и продолжал вести свой монетный двор, он умер в 1809 году. Его портрет вместе с портретом Джеймса Уатта присутствует на банкноте в 50 фунтов банка Англии.
Мэтью Болтон (1728–1809), портрет 1792 года
Памятник Болтону, Уатту и Мердоку (главный инженер компании) в центре Бирмингема.
Верочка, я два дня изучаю этот топик и не могу понять, сообразить как вся эта деятельность уместилась в одном человеке! Без таких людей не было бы истории, не было бы прогресса! ЧЕЛОВЕК -- ФЕЕРВЕРК!!! В 30 лет создать свою мануфактуру, начинать с ваз, подсвечников, канделябров, принимать участие в появлении паровой машины, основать монетный двор, чеканить монеты и медали и иметь портрет на банкноте. Когда читаешь обо всем этом, что происходило в 18 веке, заряжаешься такой энергией, что хочется горы свернуть. Спасибо, Верочка за все, что вы делаете !!!
Да, именно такие впечатления от деятельности и биографии — разносторонний талант и продуктивные, длительные контакты. Что значит круг общения и вектор развития))
Спасибо, Зоя! Есть такие люди, которые могут горы свернуть, если поставят такую цель) они и других вдохновляют на свершения. В содружестве с Уаттом он, конечно, не совершал технических прорывов. Но и без него не известно, когда бы изобретение Уатта претворилось в жизнь. Так считают историки. Удивительный человек, удивительная жизнь)
Очень интересно и познавательно! Спасибо!
Спасибо, Марина! Если понравилось, значит, статья удалась, что приятно)
Спасибо, Вера за знакомство — удивительная личность и замечательный пример продуктивного проявления коллективного разума. Очень вдохновительно)))
И еще кое-что забыла упомянуть: Болтон был видным благотворителем. То есть, умел не только делать деньги, но и отдавать на пользу общества. Есть еще много интересного о жизни Болтона, что я не включила в статью, все-таки формат ограничен)
Исключительный талант организатора)
такая черта просвечивает в истории с медалями. Круговорот денег предполагает благотворительность (как минимум десятину никто не отменял))
Удивительные. красивые вещи, удивительные истории, удивительные люди!
Всё совпало
Да, есть такие люди, которые умеют вдохновлять и создавать нечто новое и при этом делают это полностью погружаясь в процесс и болея за свое дело) они редки, но они есть))
«Богатство само по себе не благословение и не наказание. Это, прежде всего, испытание и ответственность. Для нравственного человека собственность есть не только средство извлечения выгоды, но и средство служения идеалам добра и справедливости. Хороший пример для современных деловых людей и подрастающей молодежи партнерство предпринимателя Мэттью Болтона (1728-1809) и ученого изобретателя Джеймса Уатта (1736-1819).» В Мэттью Болтоне сочетались качества художника, дизайнера,… и предпринимателя. Очень интересная личность, бесконечно можно знакомится с его способностями и удивляться, удивляться. удивляться… ВЕРА, СПАСИБО!