Продолжение о холодном фарфоре. часть 2
Здравствуйте мои дорогие, любимые мастера и жители нашего форума))
Очень долго собиралась с продолжением топика о холодном фарфоре, за, что прошу у вас прощения. Хотелось сделать несколько примеров, но так и не получилось, по этому буду показывать то, что у меня есть. В этом топике не будет новых работ, тут просто мои наблюдения и техническое описание о ХФ.И более подробно о молдах. Так, что дорогие мои девочки, мастера, кому не интересна эта тема, не издевайтесь над собой)) не надо читать из вежливости, просто пропустите этот мой топик
Немного в отступлении, что еще можно делать из этой массы. Имитацию камней и минералов, правда я делала только единожды, не очень умело.Это попытка сделать бирюзу))
Это яйцо я показывала,(тут оно еще в работе) изначально хотела сделать бирюзовые яйца, но потом отказалась от этой затеи.
Итог был такой. К этой технике обязательно еще вернусь, учла все свои ошибки, буду пробовать дальше)) А так, такую имитацию в основном делают все же из полимерной запекаемой глины, мастера такие чудеса творят!!!!!!!
Немного отвлеклась Основной ингредиент ХФ это хороший клей ПВА. Если его использовать исключительно для молдов, можно обойтись и самым дешевым строительным клеем и без варки, но тут есть некоторые "но".....Рецептов в интернете без варки много, не буду повторятся. Просто оттиски из такой массы на мой взгляд получаются более хрупкими. Хотя испытывала и этот способ и если выбирать самоотвердевающую глину и ХФ без варки, то самодельная масса таким образом мне понравилась больше. Оттиски не такие пористые и нет трещин на тонких работах, как у покупной глины,остаются на какое то время немного остаются эластичными, но все же не скажу, что они очень крепкие, наверно такие же как и из глины.
Можно и сварить из дешевого клея ХФ, как правило такой клей очень жидкий. Для начала его следует прогреть, т.е. выпарить из него лишнюю влагу. Это занимает совсем немного времени, пару минуток, при нагреве клей становится более густым, а затем уже закладываем в него все положенные ингредиенты. Это способ самый дешевый, из - за стоимости клея. Но тут надо учесть какое изделие планируется делать, например часто используемое баночка, которую нужно мыть, я бы не рекомендовала. Почему?
1. Как я уже говорила в первой части, из за не влагостойкости клея. Всегда обращаю внимание именно на влагостойкость. Покупаю с маркировкой D1, D2, D3. Последняя маркировка не подходит для цветов, для молдов отлично. Но только обычно D3 практически с желтоватым оттенком, это надо учитывать. Но зато высыхают отливки намного быстрее и какое то время немного пластичны, что иной раз очень выручает.
2. Еще один аспект, всегда смотрю, чтобы в клее был пластификатор, он придает не только пластичность но и крепость оттискам. Конечно надо понимать, чем толще фигурка тем она прочнее, но все же какое то время и ее можно немного выгибать.
Для примера показываю засохший клей на крышке, тут маркировка D2. Также высыхают все клеи ПВА, если налить лужицу, но не все после высыхания остаются крепкими и прозрачность разная. В общем надо пробовать, если не найдете того клея которые я покажу ниже. Это самый простой способ. Налить лужицу на пластиковую основу и дать ночь высохнуть и попробовать разорвать.
Свежий клей.
Вот после ночи просушки, с легкостью отделяется от крышки.
Тут видно где слои по толщине разные. Где потолще нет прозрачности. Но такая история не со всеми клеями, есть такие, где они сохраняют легкую прозрачность после высыхания.
Этому пробнику уже неделя и он до сих пор эластичный. Не мешает и толщина, с легкостью заворачивается в трубочку.
А это попытка порвать пробник, на фото кажется, что в некоторых местах есть надрывы, но это не так. Это растянутые места, где я пыталась разорвать.
ИТОГ. Обращаем внимание на клей, маркировку влагостойкости и наличие пластификатора.
Из отзывов я поняла, что в некоторых странах не пишут на этикетке состав. Вот простой способ проверить клей, на пластичность и разрыв. И конечно цена - такие клеи не совсем дешевые.Например этот по средней цене и я его покупаю чаще всего.
Из этого клея делаю как цветы так и массу для молдов.
Из этих только для молдов. Но делала и из других, к сожалению нет фото.
Теперь о крахмале. Я использую картофельный и кукурузный, но чаще картофельный, просто он у нас есть всегда в продаже. Различий между ними особо не увидела, если только из картофельного масса более белее и заваривается он немного быстрее. А дальше начинаются подводные камни
Чем больше использовать крахмала при варке, тем изделия становятся хрупкими и ломкими. По этому использую рецепт который давала в первой части и потом подсушиваю, до нужной консистенции. Так же рассказывала в первой части. Выкладываю на поверхность пленки или на пергаментную бумагу, в последнее время приноровилась на вафельное полотенце. Сплющиваю в лепешку и даю отлежаться часик, смотря какой объем положила. Могу еще раз размять, сплющить и опять дать полежать.
ВЫВОД: клей это основа, крахмал это связующее. Если переложить крахмал, клей теряет свою прочность и эластичность. Конечно это не критично при объемных фигурках, а вот уже при тонких, как например веревочки и дорожки, иной раз хрупкость очень мешает. Но..... это не говорит о том, что Хф при минимальном использовании крахмала будет не ломким, но он будет немного эластичным.
Тетраборат натрия, отличный препарат,(можно купить в аптеке) но поверьте при лепке для молдов можно вполне и обойтись без него, если правильно сварен ХФ. На первых порах я его не использовала, но мы же к хорошему быстро привыкаем Тетраборат натрия хорошо убирает липкость, особенно когда фарфор недоварен. Но напоминаю, надо быть осторожнее - не перелить, буквально малюсенькая капелька, а то просто получите кусок резины. Если же, все таки, так нужен этот препарат и его нигде не найти, то можно сделать самим из глицерина и борной кислоты порошок(бура), в интернете рецепт найти легко, он очень простой.
Теперь, как понять, что ХФ недоварен или переварен. Переваренный, будет очень жестким похож на резину, работать можно, но очень сложно. Недоваренный, будет липнуть к рукам или бывает такое, что после вымешивания массы вроде все хорошо, не липнет к рукам, но когда его герметично завернули, дали полежать, после, решили с ним поработать и стали разворачивать, а вся масса как бы поплыла и прилипла к стенкам пленки. В этом случае положение можно исправить, это добавить по немногу крахмал и опять вымесить. Конечно тут уже будет именно та хрупкая масса, но мы же работаем с самоотвердевающей глиной !!!!! В некоторых случаях можно добавить тетраборат натрия, но только в ту порцию, которую планируете использовать, потому что потом когда остатки завернете для хранения, масса опять поплывет, а при последующем добавлении этого препарата она станет просто резиной, с которой совсем станет невозможно работать. Так, что в этом случае, я все же за добавку порции крахмала))
А теперь, еще немаловажный факт - это усадка. Не верьте, если вам на глаза попадется заголовок, например "Холодный фарфор без усадки". Такого не может быть в принципе. Все самодельные массы, в том числе и фарфор дают усадку, просто какие то больше, какие то меньше. Тут надо понимать, где есть влага - вода, которая имеет свойство испаряться и соответственно фигурки уменьшаться. Даже покупная самоотвердевающая глина дает усадку. Не очень приятный эффект, но в случае с холодным фарфором к нему можно приспособиться.
Каким образом? Все просто, в большинстве случаях оттиски сразу не приклеиваю на изделии. Выкладываю как мне надо и даю высохнуть, но не до конца. Чем мне нравится эта масса ее не кукожит)) она не деформируется и высыхает практически всегда, в том положении, как вы уложили оттиск. И тут я учитываю усадку, например дорожку делаю на 5 мм длиннее, потом ее легко подрезать.Масса хорошо сцепляется с поверхностью даже в вертикальном положении, и так же просто снимается, надо только слегка подцепить ногтем или чем то острым. Только потом приклеиваю, но еще раз повторю, что некоторые оттиски клею сразу. Сложнее дело обстоит с круглыми поверхностями, где предполагается стык. На фото показываю как выхожу из положения)) Правда для примера специально для топика показываю на отливках из акрилового клея. Нет у меня сейчас таких работ, а хочется, чтобы вы поняли принцип))
Середину приклеиваю.
Концы веревочки клеем не промазываю, и не стыкую. Наоборот как бы развожу в стороны с запасом.
После просушки, подцепляю, чтобы отсоединить от поверхности концы веревочки, подрезаю, стыкую, если все хорошо, отгибаю слегка, промазываю клеем и приклеиваю.
А вот, что для меня оказалось невозможным, так это сложная лепка. Например лицо для куколки без молда,, эта масса, парадокс, но плохо поддается выглаживанию. Но простые фигурки вылепить с легкостью можно)) Как например такую.
Так же не вижу смысла в других добавках к рецепту холодного фарфора, но это мое сугубо личное мнение. Знаю, что некоторые мастера добавляют парафин и целлюлозу. Последний наполнитель мне понравился меньше всего, если с парафином я не заметила никакой разницы, то для меня целлюлоза усложняет работу с молдами. Когда приходиться срезать излишки массы с переполненного молда, она как бы мешает это сделать. Иной раз, оттиск тянется из молда за лезвием. Правда те кто пользуется этим способом, говорят, что фигурки становятся еще крепче.
И последнее)) мои плюсы и минусы холодного фарфора по отношению к покупной самоотвердевающей глине.
ХФ и глина боятся воды.
ХФ и глину можно сломать.
ХФ и глина дают усадку. Но чем лучше подсушен перед работой ХФ, тем меньше усадка.
ХФ и глину нельзя без надобности оставлять надолго на воздухе. Но нужно учитывать, если глина совсем боится потерять влагу, то для ХФ, это даже хорошо, с ней потом проще работать. Правда тогда надо брать тот объем, который предполагается использовать. Как в принципе и с глиной.
На этом сходство заканчиваются))
ХФ намного реже дает трещины, в моем случае это было пару раз. Просто не надо растягивать оттиск и сразу его приклеивать. Если нужно подтянуть фигурку, то дать подсохнуть или полностью высохнуть и только потом приклеить.
ХФ после высыхания на какое то время остается немного эластичным, в отличие от глины.
Хф по бюджету дешевле чем глина, даже если покупать дорогой клей.
ХФ легче укладывать в молды чем глину.
Еще я сделала вывод, к ХФ нужно привыкнуть, в нем можно на первых порах разочароваться, как и было со мной)))
Чтобы было легче работать с молдами, я их смазываю маслом или присыпаю тальком. Плотный ХФ легко выходит из молдов, если же формы совсем ажурные, даю минут десять постоять потом вынмаю.
Почему еще нравиться заварной ХФ больше, чем глина и ХФ без варки, оттиски получаются более гладкими и шелковистыми. Мне кажется, что на фото заметно где глина, где фарфор.
На первом фото холодный фарфор, на втором самоотвердевающая глина.
Ну вот наверно на этом и все)) Конечно Америку я не открыла,много написала, но может кому то и пригодится.
Спасибо большое за ваше терпение. Всем вам мира и здоровья мои дорогие
Томочка, ты большая молодец! Такие эксперименты проводишь и очень хорошо все рассказываешь и показываешь.Уверена, что многие сохранят и возьмут на заметку твои опыты.
Ирочка, спасибо большоеЗнаешь я бы наверно ни за что бы не стала экспериментировать, но нужна была хорошая масса, а зимой сама понимаешь по интернету тот же пластик заказывать, деньги на ветер. А потом втянулась
Так ты не только для себя экспериментировала, но и до других донесла! Это важно!
Не хотела ничего писать, чтобы ты не тратила своё драгоценное время на чтение и ответы, но не смогла удержаться. Думала, просто посмотрю картинки, но глаза цеплялись за текст и не могла оторваться, прочитала до конца, не из вежливости, а из желания поближе узнать друга, да, так бывает… Томочка, у тебя мышление учёного, терпение гения, умение объяснять — учителя, а все вместе — талант и доброта Человека с большой буквы.
Надя, как ты хорошо написала, лучше не придумаешь!!! Молодец!
Надюша, спасибо дорогая))Очень рада, что удалось увлечь)), очень переживала, что всё сумбурно написала. Ты как и всегда не скупишься на теплые слова и конечно опять меня званиями наградила)))))))), Наденька вот я например никогда не смогу так вязать как вы с Ларочкой, всегда восхищаюсь этим вашим даром и талантом. Я тут носочки ажурные затеяла, глядя на твои, и как ты думаешь преуспела ли в этом деле, конечно нет Мои дня два дня надо мной подтрунивали, я же перед этой авантюрой, твои показала)))))))))))
Томочка, спасибо тебе большое! Ты даже в ответном слове вселяешь в меня позитив и уверенность в своих силах!
Носочки у тебя получились, я даже не сомневаюсь, пока ажурные носочки не прошли ВТО и не натянуты на блокаторы выглядят неприглядно, поэтому судить себя ещё рано.
Спасибо, очень интересно и познавательно! 🥰Преподавать не пробовали?
Антон нет не пробовала Когда то правда была вожатой Спасибо большое, что заглянули
Прочитала не из вежливости, а из интереса. Я ж ничего в этом не понимаю. Очень интересно наблюдать, как человек изучает и познает что-то новое. Желаю дальнейших успехов и творческой неуспокоенности! А бирюзовые яйца к этой композиции и правда не подходят, хотя сами по себе они суперские. Их обязательно надо «пристроить» в другое место.
Мариночка, мы наверно с Вами похожи)), тоже люблю узнавать новое, даже если понимаю. что не буду заниматься этим. Спасибо большое,что так оценили мои познания, а яйца обязательно дождутся своего часа))
Ух, да это целая наука! Читала и прямо робеть начала перед таким процессом, как же всё нужно рассчитать, соблюсти пропорции и время подготовки… Спасибо, что поделилась, Томочка, желаю тебе удачи в дальнейшем творчестве! И будем ждать новых работ)))!
Анечка, не так страшно Столько написала , а на самом деле процесс занимает минуты три)) Ну и просто вымесить в руках минут 15, тут даже релакс получаешь)))))
эх, как-нибудь решусь и тоже попробую! спасибо за вдохновение)))
Не потребовалось и вежливости, прочитала с большим интересом! Тома, сколько же талантов в тебе! Горжусь тем, что знакома с тобой, хоть и виртуально! Умница! Желаю успехов во всех твоих начинаниях!
Ларочка, спасибо дорогая))А как я горжусь, что знаю такого человечка как ты, у меня даже родные о тебе знают. При возможности показываю твои работы и говорю: «Вот как надо вязать!!! Я так никогда не смогу!!!!» Так, что не все умею)))))) По сравнению с твоим талантом в вязании, я младенец
Тома, ты и Надя научили меня принимать комплименты)), еще загоржусь Тоже не все умею, есть люди, до которых мне не дотянуться. Но стараюсь, стараюсь
Очень интересно и увлекательно. Цепляет. Вы такая молодец!!! Руки уже чешутся!
Мариночка, спасибо большое))С Вашим умение и талантом, думаю, что всё получится, если решитесь!!!!
Тома, буду совершенно не оригинальна))) С большим интересом и удовольствием прочитала твой топик. Вежливость здесь не при чем) Всегда очень интересно узнавать что-то новое, а твоя исследовательская работа просто потрясает до глубины души. Подход настоящего исследователя-экспериментатора, браво! Полностью согласна с комментарием Надежды, который выше. И объясняешь ты очень хорошо, понятно и по-хорошему въедливо к мелочам!
Спасибо!
Мариночка, спасибо тебе дорогая))А про вежливость это я потому что понимаю, что многие не занимаются этим видом творчества, одно дело работы разглядывать, а другое читать скучную для них информацию, а потом еще написать отзыв. Я знаю таких девочек, бояться обидеть не отметив пост)))) Жалко их времени)) Ты правильно отметила про мелочи, так как я еще совсем в этом новичок, то пока делаю на этом акцент. Помнишь мы как то обсуждали, что профессиональные мастера делают все уже на автомате и не придают им такого внимания, а для начинающих они очень важны)) Спасибо за поддержку Марина, я переживала, что очень сумбурно написала, сомневалась
Тома, написала ты все отлично, даже не сомневайся) На столько все разжевано, осталось только проглотить. А для меня было очень важно понять, что я этим точно заниматься не буду. Поскольку все это делаю ооочень редко, то буду искать более простые пути, т.е. покупать уже готовый материал. Хотя, если честно, обычную самозатвердевайку не очень жалую. Выхожу из положения застывающим пластилином, но там тоже есть свои нюансы, или же «зефиркой» (правда, он дороговат, зато есть много плюсов).
А насчет того, что многие читают и комментят посты, боясь, что кто-то обидится, это ты попала в самую точку).У меня из-за таких «сочувствующих» сильно понижается самооценка) посмотришь иногда, какую лабуду хвалят, и думаешь, что человек и тебе лайк поставил или коммент написал тоже из жалости.
А знаешь, почему еще важен разбор своих работ? Потому что можно систематизировать и понять свои ошибки, выработать свой алгоритм действий, а если еще кто-нибудь из по настоящему разбирающихся что-нибудь подскажет, тогда вообще, классно. Вот так я всегда думаю, когда читаю посты по таким разборам.
Еще раз спасибо, Тома!
Мариночка, вернее и не сказать)) А зефирка, да, материал хороший, но уж очень кусается, если постоянно этм заниматься, да еще просто для удовольствия, то это удовольствие выходит не очень приятным Пластик тоже уже пришёл, но пока не испытывала))
Тома, вот я и говорю, что редко что-то такое делаю. Но из всех глин «зефирка» в уже вскрытом виде может храниться дольше всех, к тому же можно что-то сделать заранее и хранить уже в форме фигурок, при наклеивании не сломается, легко подрезается ножницами, прекрасно окрашивается. Плюсов много в моем случае))) и они перевешивают относительно высокую цену. А пластик - это совсем не для меня. Буду ждать твоих работ и твоих ощущений. Удачи!
Побольше бы таких познавательных и полезных топиков в ленту!
Доходчиво, понятно и самое главное — руководствуясь собственным опытом!
Тома, удачи Вам и творческого потенциала!
Ирина спасибо большое за пожелание и поддержку))Я когда всё это затеяла, то сомневалась, а нужно ли)) Сейчас столько информации в интернете, но поняла, что каждый кто этим занимается имеет свой опыт, почему бы не поделиться))
Тома, тут целая диссертация! очень пригодится!
Да, уж, когда написала, потом перечитала......
Очень всё обстоятельно и понятно. Личные наблюдения и впечатления всегда очень ценны. Найти в инете рецепты несложно, а вот понять какой из них хороший и подходит именно тебе, тут не всегда удаётся разобраться. И отдельное спасибо тебе за пробники с клеем. Пойду наливать лужицу. У нас ведь ещё пва прозрачный есть, интересно будет проверить и его тоже.
Беллочка, ты права)) Я их столько перепробовала, пока нашла золотую середину для себя. А клей попробуй, если на разрыв будет крепкий, то это самое то для массы, для молдов.
Тамара, спасибо большое, очень подробно и понятно и очень полезно. Вы большая молодец и умница. 👋👋👋🌹🌹🌹
Наталья, спасибо большоеХотелось поделиться, просто вспоминаю, сколько я искала идеальную массу для себя, то подумала, а может кому и пригодится))
Тамара, СПАСИБО! Очень интересно, познавательно, понятно даже мне… Этот вид творчества не моя стихия..., но..., очень хочется попробовать.
Надежда спасибо большое))Так приятно, что смогла заинтересовать Вас. Ваши вязанные работы, меня так же не оставляют равнодушными!!!!
Томочка, ты не только красавица и отличная мастерица, ты СУПЕР девочка !!!
Согласна со всеми добрыми словами в твой адрес на 100%.
Я тоже делала эксперименты с массой для отливок, но т.к. я «творю» редко и молды я беру на некоторое время у подружки, то остановилась на акриловом герметике, он долго остаётся гибким. Твои советы отправила в «закладки», некоторые мне очень даже пригодятся. СПАСИБО тебе, дорогая, от меня и от других девочек !
Верочка и опять тебе спасибо))Я тебе только написала отзыв в первой части, читаю и улыбаюсь, сколько мы обсуждали мы с тобой эту тему. Вот каждая для себя нашла золотую середину)) А акриловый герметик, не пробовала, но так как я купила коврики для айсинга, теперь обязательно попробую, спасибоМогу подсказать, не используй только акриловый клей, мне не понравилось, очень много пузырьков.
Согласна с тобой, пробовала тоже (давно) и такая фигня получилась