Пьер Жаке-Дро (Jaquet Droz)
Знаменитый швейцарский механик Пьер Жаке-Дро (1721—1790) прославился своими интерьерными анимированными часами с поющими птицами и фонтанами, музыкальными шкатулками с поющими птицами и автоматонами-андроидами, механическими игрушками и приборами, имитирующими движения людей и животных. Он основал фирму «Jaquet Droz», которая и поныне специализируется на выпуске изысканных механических класса «люкс».
Шкатулка с певчей птицей из золота, эмали и жемчуга, «Jaquet-Droz & Leschot», Женева, около 1805 г.
Гений механики и искусства создания ювелирных часов Пьер Жаке-Дро (Жаке́ Дро) родился в 1721 году в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон (кантон Нёвшатель).
Портрет Пьера Жаке-Дро работы Эммануэля Витца, 1758 г.
В 1738 году Пьер Жаке-Дро открыл свою первую мануфактуру «Jaquet-Droz & Leschot» в Ла Шо-де-Фон. Впоследствии они вместе с сыном Анри-Луи Жаке-Дро (1752–1791) и компаньоном Жан-Фредериком Лешо (1746–1824) открыли ещё две мастерские – в Лондоне (1774 г.) и Женеве (1784 г.), куда приглашали лучших мастеров своего времени. Компания поставляла сложные автоматы на экспорт через Ост-Индскую компанию в Лондоне в Китай, где они высоко ценились в качестве подарков для Императора и его окружения. Так началась история одной из самых престижных часовых марок.
Уникальные невшательские часы с маятником в стиле Людовика XIV, подпись Pierre Jaquet-Droz à La Chaux-de-Fonds (Пьер Жаке-Дро в Ла Шо-де-Фон). Эти часы относятся к ранним работам часовщика и датируются ориентировочно 1740 годом. Корпус предположительно был изготовлен тестем Пьера Жаке-Дро Абрахам-Луи Сандозом, профессиональным столяром-краснодеревщиком.
Самыми знаменитыми автоматонами фирмы стали: пишущий мальчик, девочка, играющая на орга́не, и рисующий мальчик. Благодаря своим творениям, Пьер и его творения были представлены королевским дворам Европы,России и Китая. При этом создание автоматонов было лишь способом привлечения внимания знатных персон для продажи часов. Поездки Жаке-Дро в разные страны с демонстрацией автоматонов и продукции фирмы призваны были помочь расширению бизнеса, сейчас бы их назвали рекламным туром. Автоматоны можно считать первыми роботами. Настолько искусно они были выполнены, что где бы их ни показывали, они всегда производили сенсацию. Сегодня автоматоны можно увидеть в музее Истории и Искусства в Нёвшателе (Швейцария).
Автоматон «Леди-музыкант», «Jaquet-Droz & Leschot».
Музыкант — это девушка, играющая на органе и состоящая из 2500 деталей. Музыкантша создана в 1774 году сыном Пьера, Анри-Луи Жаке-Дро. Музыка не записана так, как, например, в музыкальной шкатулке. Кукла в самом деле касается пальцами клавиш инструмента, изготовленного по специальному заказу и состоящего из 24 труб. Кукла даже «дышит» (можно увидеть, как движется грудь) и совершает некоторые движения, как настоящий музыкант, а глаза её следят за тем, куда двигаются пальцы. Все это придает собый реализм кукле-автоматону, делая ее поразительно схожей с человеком.
Девушка-музыкант может проигрывать пять мелодий, которые написал Анри-Луи Жаке-Дро.
Автоматон «Художник», «Jaquet-Droz & Leschot».
Художник — это автоматон, созданный между 1772 и 1774 годами Анри-Луи Жаке-Дро и Жан-Фредериком Лешо, и состоящий из 2000 деталей. Механизм состоит из системы кулачков, которые управляют движением руки в трех измерениях, помимо этого автоматон ёрзает на стуле и периодически сдувает с рисунка карандашные крошки благодаря небольшой системе с мехом, спрятанной в его голове.
Художник может рисовать три картинки: портрет Людовика XV и его собаку с надписью «Mon toutou» (мой пёсик), королевскую чету Марию Антуанетту и Людовика XVI, а также сцену с Купидоном, управляющим колесницей, запряжённой бабочками.
Автоматон «Каллиграф», «Jaquet-Droz & Leschot».
Созданный в основном Пьером Жаке-Дро в 1774 году «Каллиграф» – это самый сложный из трех автоматонов, состоящий из 6000 деталей. Идентичная с художником система кулачков позволяет ему писать буквы. Каллиграф может написать текст из 40 знаков на 4 строчках. Текст запрограммирован на колесе с зубцами разной длины, которое определяет написание букв. Мальчик использует гусиное перо, которое он периодически макает в чернильницу, при этом встряхивает перо, чтобы предотвратить кляксы. Глаза автоматона двигаются вслед за текстом, и голова поворачивается к чернильнице, когда он макает в неё перо.
Сегодня в компании «Jaquet Droz» можно заказать автоматон «Каллиграф», ростом до 80 см. Производство игрушки потребует чуть менее года, в зависимости от того, какое лицо, туловище и платье, грим, причёску и позу пожелает увидеть клиент. Новые модели автоматонов компания создает и в наши дни, чтобы продемонстрировать мастерство часовщиков фирмы и показать преемственность традиций, которым уже почти 300 лет.
Автоматон «Маг», «Jaquet Droz».
Компания «Jaquet Droz» представила новый автоматон «Маг» в 2012 году. Новая человекоподобная кукла показывает фокусы с птицами. Приводимое в действие механизмом из 1437 деталей чудо механики разработано с предельным вниманием к деталям. Достаточно нескольких поворотов ключа, чтобы маг ожил: он поворачивает голову, окидывает взглядом аудиторию, тогда как его руки приходят в действие, приподнимая по очереди два колпака, под которыми появляются птички.
Уникальная ваза с певчей птицей из золота и эмали, Жаке-Дро, около 1780 г. Удивительный механизм приводит в действие фигурки, разыгрывающие сценку на лоне природы: птицы поют, в то время как пастух играет на флейте, не спуская глаз со своих подопечных.
Династия Жаке-Дро прославилась в XVIII веке не только автоматонами, но и удивительным разнообразием своих творений: необычные часы и табакерки с механическими певчими птичками, стали наиболее популярными изделиями фирмы. В эпоху Просвещения существовала настоящая мода на естествознание, частью которой стало всеобщее увлечение пением птиц. Канарейки разводились с таким энтузиазмом, что к началу 18 века существовало 29 различных разновидностей. Канареек обучали различным популярным мелодиям. Процесс обучения был описан профессором и специалистом по дрессировке канареек Эрвье де Шантелупом, автором книги «Новый трактат о канарейках» (около 1740 г.). Пьер Жаке-Дро, также любивший слушать нежные трели канареек, стал украшать фигурками певчих птиц настольные и карманные часы, табакерки, вазы и клетки. Они представляли собой настоящие миниатюрные автоматоны, оснащенные системой свистков и цилиндрических поршней, которые воспроизводили дивное пение птиц.
Часы-серинет в виде флакона из золота с эмалью и жемчугом с певчей птичкой, высота 16 см, «Jaquet-Droz & Leschot» и FRISARD, около 1786-1787г.
Серинетом называли механический духовой музыкальный инструмент, сходный по строению с шарманкой, по сути, маленький органчик высокого строя. Серинет служил для обучения птиц пению мелодий, в особенности для чижиков и канареек. В этих часах птица высотой 12 мм исполняет свою песню через шеститрубный орган, встроенный в корпус; при активации с помощью маленькой золотой кнопки птица реалистично поет, открывает и закрывает клюв, поворачивает тело, а хвост двигается вверх и вниз.
Карманные часы «Вечер» из золота и эмали, украшенные рубинами и жемчугом, «Jaquet Droz». Задняя крышка оформлена миниатюрой на эмали с пасторальным сюжетом, навеянным гравюрой А. Конта "Вечер", около 1785 г. Тональность пения птицы регулируется свистком со скользящим поршнем.
По мере совершенствования механизмов орган был заменен системой из свистка и скользящего поршня, менее интересной визуально, но более компактной. Историки признают, что Жаке-Дро и Жакоб Фризар были первыми мастерами, которые разработали поющих птиц в небольших формах, таких как флаконы, часы и табакерки. Жакоб Фризар занимался изготовлением часов и также тесно сотрудничал с Жаке-Дро над механическими изобретениями. Вот что пишет Жаке-Дро в одном из писем своему его помощнику Анри Майярде в Лондоне: «Мой друг Фризар, как и я, полностью согласен с вами в том, что как можно меньшему числу людей следует рассказать, как эти вещи работают, кроме родственников, которые находятся рядом в мастерской и которым мы можем доверять, чтобы не использовать их знания во вред нам». Мастера тщательно охраняли секреты своих изобретений.
Часы-флакон из золота, полностью покрытого прозрачной розовой эмалью с орнаментом в виде гирлянд из цветов и лент, с музыкальным механизмом и часами «AMOUR ET FIDÉLITÉ» (Любовь и верность), около 1790 г. Задняя крышка оформлена миниатюрой, изображающей пару голубей и собаку – символы любви и верности.
Настольные часы «Утренняя прогулка» в виде амфоры из золота и эмали с жемчугом. Задняя крышка на пружине, украшенная миниатюрой на эмали с изображением пары влюбленных, открывается нажатием на кольцо в верхней части амфоры, «Jaquet-Droz & Leschot», около 1790 г.
Музыкальная табакерка «Жозефина» с двойной крышкой из золота с синей эмалью и бриллиантами, «Jaquet Droz London», около 1790 г.
Считается, что эта уникальная модель была подарена в 1796 году супруге Наполеона Бонапарта, урожденной Мари-Роз Жозеф Таше де ла Пажери, именуемой "Жозефина". В крышку вмонтированы часы с карийоном. В переводе с французского слово «карийон» обозначает трезвон, набор колоколов, образующих звукоряд, или музыкальную пьесу, которая имитирует колокольный перезвон.
Табакерка с певчей птицей из серебра и золота с цветочным мотивом в технике выемчатой эмали, «Jaquet Droz London». Традиционный классический механизм Jaquet Droz позволяет воспроизводить пение в разных тональностях за счет мехов, регулируемых колесом, расположенным с задней стороны механизма.
Подвесная клетка-часы из позолоченной латуни и эмали с двумя механическими певчими птицами, высота 30 см, «Jaquet Droz», около 1770-1780 гг.
В центре клетки установлен фонтан из спиральных стекол, имитирующих водопад. Две птички с искусно окрашенными перьями сидят на металлических жердочках.
Исключительно редкое и изысканное изделие из позолоченной латуни и эмали: подвесная клетка с двумя механическими певчими птицами, Жаке-Дро, около 1780 г. Часы с центральной секундной стрелкой и механизмом боя расположены в нижней части клетки и видны только снизу. В центре клетки устроен 12-струйный фонтан. Птицы поют дуэтом, шесть мелодий проигрываются по желанию или меняются автоматически каждый час.
Часы «Прогулка на лодке» с автоматическим подзаводом из золота и эмали, украшенные рубинами и жемчугом в стиле Людовика XVI. Задняя крышка украшена медальоном с рельефным изображением миниатюрного пейзажа из слоновой кости. Жаке-Дро, Лондон, около 1785 г.
В период наполеоновских войн связь лондонской мануфактурой стала проблематичной, а бо́льшая часть европейских клиентов «Jaquet Droz» были разорены, в связи с чем популярность марки пошла на убыль. В 1989 году марку возродила компания «Investcomp», на тот момент владевшая маркой «Breguet», а в 2000 году «Jaquet Droz» был приобретён компанией «Swatch Group». Современные работы мастеров этой фирмы тоже очень интересны.
Часы «THE BIRD REPEATER» – это настоящий автоматон с кулачковой системой, изобретенной в эпоху Просвещения, дань уважения художественному и историческому наследию Мануфактуры «Jaquet Droz». Часы «THE BIRD REPEATER» разыгрывают целую театральную постановку из 8 анимационных «сцен». В главной роли – пара синиц, склонившихся над гнездом с птенцами.
В 2013 г. в честь своего 275-летия Дом представил проект «Charming Bird» – первые, не имеющие аналогов наручные часы с певчей птицей в виде движущейся фигурки. После долгих лет разработок марка совершила настоящее техническое чудо: ей удалось объединить Высокое часовое искусство и автоматоны, производством которых она славится с XVIII века. В результате на свет появилась миниатюрная поющая птица, которая была установлена в часы диаметром 47 мм, отличающиеся исключительно современным дизайном. Два года спустя часы-автоматоны получили приз в категории «Исключительные механизмы» («Exception Mécanique») Гран-При Салона высокого часового искусства в Женеве.
Синицы являются символом Юрских гор – родины Пьера Жаке-Дро. Более двадцати часов требуется специалистам Художественных мастерских для изготовления птицы. В первую очередь создается филигранная гравюра перьев, головы и хвоста, требующая максимальной выверенности жестов и сосредоточенности мастера. Завершающие штрихи краски преображают механическую миниатюру и наполняют ее цветом, выгодно контрастирующим с черным и антрацитовым оформлением циферблата.
При разработке большинства часов с репетиром за основу берется принцип действия струнных (музыкальная шкатулка) или ударных инструментов (репетир), механизм «The Charming Bird» функционирует как духовой инструмент.
Часы-автоматон «Parrot Repeater», украшенные драгоценными камнями, выпущены в единственном экземпляре к 280-летию компании «Jaquet Droz».
Часы-автоматон «Loving Butterfly Automaton», созданные по мотивам рисунка, который рисует автоматон «Художник», созданный в 1774 году.
И опять 1772-1774 г. Что же за голова была у этого гения, если в то время он создаёт девочку которая «дышит», в такт пальцам двигает глазами, пишущий мальчик двигает рукой в трёх измерениях, ерзает на стуле, сдувает крошки, рисует и т.д.
И это 1772 год.
Вера мозг сломан. Удивили как никогда прежде. Для этих работ слово шедевры, наверное звучит просто.
Я, конечно, и раньше знала, что швейцарские мастера делали механические игрушки, но прочувствовала всю гениальность этого мастерства только когда погрузилась в тему. Просто невероятно, что это сделано 300 лет назад. Непостижимо!
Вот она загадка века. Непостижимо. Как он до всего этого додумался? И тут вопрос не в красоте, а именно тончайшая миниатюрная, точная работа в механике. КАААК?
Я бы сказала, что это загадка Левши)) Тут без невероятно четкого пространственного мышления и фантазии не обойтись. И эти автоматы поражают даже нас. А что уж говорить о современниках Жаке-Дро))
Ну да, при свечах и лучине)) Взрыв мозгов и невероятное уважение))
Кто я после этого?🤣
Спасибо! Моя тема!
Есть мастера, а есть гении. Их мало. Мастером быть тоже неплохо, да не так уж и просто) Творческих Вам успехов!
Вера, огромное спасибо! Для меня это всё — открытие! Интересно и восхитительно!
У нас в запасе еще много «открытий чудных»))
Браво Пьер Жаке-Дро! Все это создано 300 лет назад! Никакой электроники, все это движется, играет, свистит, рисует механически! Верочка, Вам БРАВО за такой пост.Если бы я это не увидела, то много бы потеряла. Спасибо! Спасибо! Спасибо !!!
Согласна с Вами)) Вера нам дарит невероятное — вдохновение))
Спасибо, Мелена, в вы вдохновляете меня)
Основа Жизни — энергообмен) Рада, что стайка неравнодушных не редеет, а прибывает))
Зоя, спасибо и вам огромное! Для таких людей как вы, для тех, кто любит и ценит красоту во всех проявлениях, создаются все эти шедевры. И вряд ли мастера стали бы их создавать для людей, равнодушных к прекрасному. Так что еще раз — спасибо Вам!
Уже присоединилась ко всем неравнодушным)) Вера, примите мои восторги Вашему терпению и вкусу)) И опять замечательный, очень личный портрет Гения- при всей чопорности живописной школы (ой какой расхожий штамп, но Вы меня поняли) — живое обаяние и талант как будто — протяни руку и поздороваешься. Даже пасмур рассеялся и солнышко вышло, пока я писала))
Мелена, и вам большое спасибо! Ваше неравнодушие и неравнодушие всех, кто пишет мне в комментариях, заставляет меня двигаться вперед, искать новые темы и материалы, расширять кругозор. Вы не позволяете мне лениться, а моим мозгам плесневеть)) И за это я вам безмерно признательна))
Вера, Вам точно не грозит упомянутое. Хотя общее настроение вокруг более, чем депрессивное. Вчера выбралась в город и часть маршрутов в автобусах проехала — тягостное впечатление осталось. Рванула пешком, это и освежило))
Настроение действительно ужасное. Удивительно, что кто-то еще интересуется такими темами. (((
В непростые времена лучше уж к прекрасному прибиваться). Наконец-то добралась до филармонии. Обнадёживает)) — прекрасная программа, полный зал, нарядная публика.
Что верно, то верно. Даже в блокадном Ленинграде проводили концерты.
Вера, большое спасибо вам за то что вы знакомите на с миром прекрасного .
Спасибо Вами за комментарии и позитив))
Невероятно! Реальность на грани фантастики! Я в ступоре! Который раз я благодарна форуму за то, что познакомилась с Вами, Вера. Без Ваших экскурсий я никогда бы не узнала таких удивительных мастеров с их непревзойдёнными шедеврами. Объять необъятное не возможно, но с Вашей помощью часть этого незнакомого становится таким близким, а главное интересным, познавательным и увлекательным!
Спасибо, Людмила! И моя душа отдыхает, когда я погружаюсь в новую тему)
Вера, каждая встреча с Вами все интереснее и интереснее… Восторгаюсь автором этих шедевров! СПАСИБО!!!
Да, подборка получилась впечатляющая. Я и для себя открыла много нового, когда ее готовила)
Спасибо, Надежда!