Орхидеи Полдинга Фарнэма
Отцами-основателями компании Tiffany & Со были Чарльз Льюис Тиффани и Джон П. Янг, которые оказались талантливыми предпринимателями. Поначалу партнеры торговали английским серебром, европейским хрусталем и фарфором, предметами искусства Японии и Китая, а затем компания приступила к выпуску столового серебра и ювелирных изделий собственного производства.
Первыми дизайнерами компании стали известные серебряных дел мастера Джон К. Мур, пришедший в Tiffany в 1851 году, и его сын Эдвард Мур. Джордж Полдинг Фарнэм (1859-1927) был одним из самых талантливых учеников Эдварда Мура. В ноябре 1885 года Фарнэм закончил свое ученичество, и был назначен главным помощником Мура.
Брошь «Орхидея Odontoglossum сonstrictum» (дизайн №17а), такая орхидея растет в Венесуэле и Колумбии, дизайн Полдинга Фарнэма, золото, эмаль, бриллианты, Tiffany & Co.
В то время Tiffany & Co готовилась к предстоящей международной выставке 1889 года в Париже. За два года подготовки Фарнэм разработал коллекцию из 200 дизайнов. В конечном счете на выставке была представлена коллекция, включавшая 24 броши в виде орхидей, реалистично выполненных украшений для волос и корсажей, украшенных матовой эмалью, имитирующей текстуру живого цветка, и драгоценными камнями. Эмалированные орхидеи были представлены в выставочном зале Tiffany в Нью-Йорке перед их отправкой в Париж. 17 марта 1889 года газета New York Sun сообщила, что драгоценности привлекли больше внимания, «чем любое цветочное шоу, выставка орхидей или любая другая красота природы, когда-либо проводившаяся в этом городе».
Брошь «Орхидея Odontoglossum maculatum» (дизайн №8), которая растет в Центральной Америке, дизайн Полдинга Фарнэма, высота 6,2 см, золото, эмаль, бриллиант, Tiffany & Co, около 1890 г.
Брошь в виде орхидеи индийского сорта Phalaenopsis schillerianum, дизайн Полдинга Фарнэма, золото, эмаль, бриллианты, рубины, Tiffany & Co, около 1889 г.
С того момента, когда Уильям Джон Свенсон отправил первую орхидею в Англию в 1818 году, и к концу XIX века «орхиделириум» или «лихорадка орхидей», подобно тюльпановой лихорадке XVI века, распространилась от Европы до Америки. Собирать орхидеи стало дорогим развлечением, а состоятельные люди ценили в них не только редкость и красоту, это был символ статуса. Охотники за орхидеями путешествовали по всему миру, собирая самые редкие и лучшие образцы. Популярности коллекционирования орхидей способствовали покорившие публику во второй половине XIX века картины американского художника Мартина Джонсона Хида, который отправился в Бразилию, чтобы запечатлеть эти экзотические цветы. Фарнэм создал очень натуралистичные копии орхидей из разных стран, которые послужили моделями для украшений.
Картина Мартина Джонсона Хида «Орхидея Каттлея и три бразильских колибри», 1871 год.
Брошь «Орхидея Calante Veitchii», дизайн Полдинга Фарнэма, высота 5 см, золото, эмаль, бриллианты, изумруды, Tiffany & Co, 1890 г.
Брошь «Орхидея Oncidium sphacelatum», дизайн Полдинга Фарнэма, высота 3,8 см, золото, эмаль, бриллианты, Tiffany & Co, 1889-1896 гг.
Стенд Tiffany на выставке получил высокую оценку как публики, так и прессы, а имя Фарнэма стало синонимом оригинальности и совершенства. В результате компания Tiffany & Co получила золотую медаль за выставленные ювелирные изделия, а Фарнэм был индивидуально награжден серебряной медалью. Многие из орхидей были приобретены известными американскими клиентами Tiffany & Co, включая Джона Пьерпонта Моргана, Джея Гулда, Генри Уолтерса. Благодаря этому успеху Полдинг Фарнэм был назначен главным дизайнером ювелирных изделий фирмы в 1891 году.
США (1891 г.). Доклады уполномоченных Соединенных Штатов на Всемирной выставке в Париже. Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография, с. 386.
Брошь «Орхидея Oncidium jonesianum», дизайн Полдинга Фарнэма, высота 10,8 см, золото, эмаль, бриллианты, Tiffany & Co, около 1889-1896 гг., из коллекции музея Метрополитен, Нью-Йорк.
Tiffany& Co заказала настоящие образцы орхидей, привезенные из таких мест, как Мексика, Индия, Гватемала и Филиппины. Дизайнеры Tiffany имели доступ к самым последним справочникам и делали наброски прямо с живых образцов в студии. Для достижения ботанической правдоподобности украшений применялись такие технические новшества, как гальванопластика. С каждого сорта цветка были сделаны гальванопластические копии из меди, по которым затем отливали золотые заготовки для дальнейшей обработки и эмалирования. Вот что писал «Парижский вестник» 1889 года об орхидеях Tiffany: «Они настолько точно воспроизведены, что можно почти усомниться в том, что они эмалевые, настолько хорошо они имитируют настоящие цветы».
Брошь «Орхидея Oncidium», дизайн Полдинга Фарнэма, высота 10,8 см, золото, эмаль, Tiffany & Co, около 1890 г.
Брошь «Орхидея Oncidium varicosum rogersii», дизайн Полдинга Фарнэма, высота 3,8 см, золото, эмаль, бриллианты, Tiffany & Co, около 1890 года.
Ювелирные орхидеи стали столь популярны, что в 1890 году Tiffany увеличил разнообразие моделей до 41 дизайна. Знаменитая Парижская выставка 1900 года стала для Tiffany & Co еще одной из многих побед. Созданный Фарнэмом для выставки ирис из золота и платины со 120 сапфирами, получил высочайшую награду и был куплен во время экспозиции американским коллекционером Генри Уолтерсом за 6906 долларов, огромная сумма по тем временам.
Брошь «Ирис», дизайн Полдинга Фарнэма, высота 24 см, золото, платина, эмаль, 120 сапфиров, бриллианты, топазы, демантоидные гранаты, Tiffany & Co, около 1900 г., из коллекции Walters Art Museum.
Драгоценные камни для цветка были выбраны Джорджем Фредериком Кунцем (1856–1912), известным геологом и геммологом, работавшим на Tiffany. Каждый тип драгоценного камня помещен в оправу из особого сплава, оттеняющего блеск камня. Сапфиры Монтаны оправлены в вороненую сталь, бриллианты установлены в платине, топазы оправлены в золото. Демантоиды, или зеленые гранаты, заключены в стандартный сплав золота, серебра и меди. Стержень отлит из лимонного золота – сплава золота с добавлением серебра.
Эскиз броши "Ирис", Полдинг Фарнэм, около 1900 г., из коллекции Walters Art Museum.
Эскиз корсажной броши "Ирис", Полдинг Фарнэм, акварель на кальке, около 1900 г., из коллекции Walters Art Museum.
Брошь «Ирис», дизайн Полдинга Фарнэма, золото, платина, эмаль, розовые турмалины, изумруды и бриллианты, Tiffany & Co.
Брошь, представленная на Всемирной выставке 1889 года в Париже наряду с орхидеями Полдинга Фарнэма, украшена единственной бриллиантовой каплей росы высота 5,2 см, золото, эмаль, бриллиант, Tiffany & Co, около 1900 г.
Брошь «Орхидея», золото, эмаль, жемчуг, бриллианты, Tiffany & Co, около 1890 г.
Брошь «Орхидея Laelias», золото, эмаль, бриллиант, Tiffany & Co, около 1900 г.
Брошь «Орхидея рода Odontoglossum», золото, эмаль, бриллиант, высота 4,8 см, Tiffany & Co, около 1890 г.
Брошь «Орхидея», дизайн Полдинга Фарнэма, золото, эмаль, бриллианты, Tiffany & Co.
Брошь «Тигровая орхидея grammatophyllum speciosum», орхидея из Индонезии, дизайн Полдинга Фарнэма, золото, эмаль, бриллианты, изумруды, Tiffany & Co, около 1890 г.
Джей Гулд, американский железнодорожный барон, не только собрал одну из лучших частных коллекций орхидей, стоивших баснословные деньги, но также приобрел несколько орхидей Tiffany - не для своей жены, а для демонстрации в шкафу для собственного удовольствия.
Брошь «Орхидея Lady's Slipper из рода Cypripedium calceolus», которую англичане называют «башмачок королевы Виктории», самая редкая и красивая орхидея Великобритании, дизайн Полдинга Фарнэма, золото, эмаль, бриллиант, Tiffany & Co, копия экспоната на экспозиции 1889 года.
Брошь «Орхидея Odontoglossum Wyattianum», дизайн Полдинга Фарнэма, золото, эмаль, бриллианты, Tiffany & Co, 1889 год.
Брошь «Орхидея», дизайн Полдинга Фарнэма, золото, эмаль, бриллианты, Tiffany & Co, одна из моделей для выставки 1889 г.
Полдинг Фарнэм (1859-1927)
Брошь «Паучья орхидея Brassia», золото, эмаль, бриллианты, Дэвид Фрэда, Tiffany & Co.
Эта орхидея Brassia – работа Дэвида Фреда, современного всемирно известного ювелира, эмальера и натуралиста, который создает замысловатые, гиперреалистичные и единственные в своем роде ювелирные украшения. С 2003 по 2017 год Дэвид разработал и изготовил множество прекрасных видов орхидей, бабочек и брошей с эмалью, для Tiffany & Co. Традиция продолжается.
Орхидеямания в нашем веке вернулась, только в виде живых растений, гальванопластика набирает обороты, но уже в виде самостоятельных украшений. Представленные Верой украшения гениальны. С изумительной точностью воспроизведены цветы разных сортов орхидеи. Спасибо, за показ!
Спасибо, Ольга! По счастью, в наше время орхидеи можно купить в магазине. Люблю эти цветы. Эти сорта не слишком требовательны (что для меня важно: я неважный цветовод), а цветут долго))
Так вот и у меня целая коллекция орхидей. Поэтому и обратила внимание на четкость в исполнении брошей.
Точно, у вас же и фото на фоне цветов))
Очень красиво, но мне больше нравятся изделия Рене Лалика. Спасибо вам за интересный пост.
Спасибо, Наталия! Не думаю, что Фарнэма можно сравнивать с Лаликом. Фарнэма, скорее всего, можно назвать его предшественником (другой стиль, другое время, другая мода)А вот сравнить его с Луи Тиффани, который пришел на смену Фарнэму — в самый раз. Подборки по Лалику и ТИффани уже были в прошлом, и в будущем еще не раз к ним вернемся.
https://www.passionforum.ru/posts/137439-rene-lali...
https://www.passionforum.ru/posts/136036-rene-lali...
https://www.passionforum.ru/posts/136368-cvety-ren...
https://www.passionforum.ru/posts/136354-rene-lali...
https://www.passionforum.ru/posts/130986-tiffani-u...
Просто Наталия Вам прозрачно намекнула, что бы нам хотелось увидеть в Вашем следующем посте
Ой, я не поняла)) Добавила ссылки на подборки Лалика.
Если комментарий показался грубым, прошу извинить)))
Дорогая, Людмила, я просто высказала своё мнение. А о Рене Лалике у меня тоже очень богатый материал, т.к. он мне очень нравится. В 2010 г. прошла крупная выставка произведений Лалика в Московском Кремле. Многих она повергла в шок… в хорошем смысле :) Я приведу один из отзывов на эту выставку: «Французский ювелир и стеклодел, икона стиля модерн, дизайнер чего угодно, от бутылочек духов «Коти» до вагонов Orient Express и салонов трансатлантического лайнера «Нормандия», Лалик — имя того же ряда, что Картье или Тиффани, Бушерон и Галле, один из верховных божеств ар-нуво и ар-деко. В отечественных музеях работ Лалика почти нет; что говорить, если каталог кремлевской выставки — это первая книга о французском затейнике на русском.» А я впервые увидела творения Лалика в Лос-Анджеле… Наиболее точно мои впечатления можно передать такой цитатой: "… Его изделиям из стекла, как и ювелирным украшениям, суждено было оказать существенное влияние на формирование и дальнейшее развитие декоративно-прикладного искусства нового XX века. Рене Лалик стал легендой своей эпохи — в какие-то двадцать четыре года. Именно тогда, в 1884 году, Альфонс Фуке сказал по поводу молодого художника: «До сих пор я не знал ни одного дизайнера украшений — и только что познакомился с первым»...
А я была в культурном шоке от его флаконов для духов. Ладно украшения. Их хранят, передают по наследству. А флаконы не всегда, какими бы красивыми они не были. Но он так же их делал. На века!
Я не буду спорить с вами, Вера, т.к. «на вкус и цвет товарищей нет». Я только замечу, что они работали в одном стиле… в стиле модерн. И Фарнэм не мог быть предшественником Лалика, — они были ровесниками и работали в одно время. Разница только в том, что Фарнэм работал у Tiffany, а изделия Рене Лалика практически сразу же, как они были изготовлены, приобретал Галуст Гюльбенкян (этот коллекционер очень любил произведения Лалика и считал его «гением модерна»).
Наталия, совершенно согласна — спорить о вкусах совершенно бесполезно. Мне очень хотелось бы посмотреть коллекцию Гюльбенкяна. К сожалению, на сайте музея информации о коллекции очень мало. Они не столь открыты, как многие другие музеи. Впрочем, давно туда не заходила))
Мне повезло… В «живую» я познакомилась с небольшой выставкой из коллекции Гюльбенкяна в музее Поля Гетти в Лос-Анджелесе. А 2010 году (кажется...) была выставка в Москве. Доброго вам дня!
Спасибо огромное за Ваш такой нужный труд. Это очень интересно
Спасибо, Людмила! Это очень важно: знать, что «это кому-нибудь нужно»)))
Очень нужно!
Значит, продолжим))
Верочка, конечно же нужно . Всегда интересно узнать что-то новое. Я вот до вашего поста ничего не знала о Фарнэме, теперь знаю и мне было очень интересно. Спасибо Вам! И не обижайтесь на меня, если я что-то не так высказала
Что вы, что вы, Никаких обид!!! Я сама всегда боюсь кого-то ненароком обидеть: В голове ответ на комментарий звучит так, а на «бумаге» может выглядеть и прочитываться совершенно иначе. И я иногда в спешке не успеваю прочесть то, что написала. Так что если мой ответ показался грубым или безапелляционным, прошу извинить))
Всё нормально. Главное мы поняли друг друга .
Продолжить дело Полдинга Фарнема можно, но заменить его нельзя! Какие орхидеи хрупкие, нежные, реалистичные до невозможности! Говорят нельзя создать цветы лучше живой природы, а у него получилось! Как мне понравился ирис, а описание еще интересней! Спасибо, Верочка, теперь я наслаждаюсь произведениями Великих мастеров! Сегодняшний пост просто сказка !!!
Спасибо, Зоя! Такова, вероятно, и была поставленная цель: скопировать природу как можно ближе к оригиналу. И это удалось. На лепестках использовали особую матовую эмаль, чтобы добиться нужного эффекта. Видела один цветок, на котором эмаль была восстановлена в наше время. При этом использовали глянцевую эмаль — совсем другое впечатление.
Вера, спасибо Вам, очень красивое искусство!
Спасибо, Наталья! Эти украшения и в наши дни будут актуальны)
Орхидея!!! Очень красивые цветы. И вот такие шикарные.изумительные ювелирные орхидеи. Такое разнообразие!!! Спасибо.что показывете нам. И мы можем любоваться красотой… дома!!! Получать позитив!!!
Да, такие прелестные украшения нам доступны только в виде картинок. За неимением других возможностей, будем наслаждаться визуально))
А кстати, благодаря Вашему посту, я узнала, что картинка на моей коробочке с картины Мартина Джонсона Хида «Орхидея Каттлея и три бразильских колибри». Похоже у него серия
Да, у него серия картин с орхидеями, он вообще специализировался на ботанической живописи .
Будем дома любоваться. У меня любимка уже бутоны выкинула. Вот вот распустится
.
Везет же некоторым.А я с Урала привезла росток и она у меня жила больше 7 лет. И никак не зацветала.Что только я с ней не деалала. Подруга ее к себе взяла.Думала у нее то зацветет… Фигушки как жировала так и продолжала.Но теперь мы ее выкинули....
Жестоко! Нельзя так с орхиками. А у меня их 5! Даже топик есть про них. Девки мои называется. В Таиланде есть огромный Сад Орхидей. Вот там мне сказали, что орхики питаются микроорганизмами, которые живут на коре. Поэтому весь грунт менять не следует. В нем может не оказаться того, к чему орхидейка привыкла. Надо оставлять часть старого. Иначе она будет голодать
Люсик!!! Она у меня жила 7 лет, у подруги где то 3 года.И никаких сдвигов.Потом они начали капитальный ремонт в квартире.И лишнее убирали.Я разрешила расстаться орхи… У меня для нее места НЕТ!!! Вот как то так.Это первый цветок с которым я так рассталась!!! Печалька! но… так сложилось!!!
Будем надеяться, что ее подобрали и у нее все хорошо. А я свои купила списанные, дохлые.Т.к. нужны были горшки. А они все оклемались. Тоже проблема с их жилплощадью.
Замечательно. Значит, у вас талант, а не проблема)) Сейчас пристроить цветущее растение не сложно. Всем хочется весны и цветов.
Это не талант. Орхики весьма неприхотлтивы.Просто они не такие, как другие растения… В Таиланде нахваталась кое каких секретиков.Они там огромные.Есть в человеческий рост
Да, в Таиланде они на каждом шагу. Мне понравилось как они подвешивают корзиночки с орхидеями к стволам пальм — просто и красиво.
На пальмах не видела. На территории отеля они просто росли на деревьях
Печалька! Но дальнейшая судьба орхи не известна.Мне надо вот фикус пристроить.Он у меня уже Мне его дочь подарила лет 13 назад.Был маленький см 50.А сейчас под потолок и занимает очень много места, а места у меня оооочень мало.Выбрасывать нельзя.Думаю летом отвезти подруге в область.Я у же год назад обсуждала с ней этот вопрос.Согласна приютить его у себя.У нее свой дом.Проблема с перевозкой.Придет время будем решать что и как!!!
А ты выставь его на авито. Кому надо, те купят. И заберут, и увезут
Спасибо!!! Наверно так и сделаю.Буду пытаться его сфоткать красиво!!!
Вот не знала) интересно)
У меня два фаленопсиса цветут уже месяц — белый и лимонный. Красота)
Благодарная орхи!!! Любит Вас и радует!!!
Спасибо, Вера! Роскошная весенняя тема )) присоединяюсь ко всем восторгам )). Орхидейная тема не обошла и любимые нами детективы. В 8 сезоне ЧАУ тоже есть))
ЧИСТО АНГЛИЙСКИЕ УБИЙСТВА. 8 cезон 5 серия. «Орхидея-убийца ч.1» Премьера 2023. ЧАУ — YouTube
ЧИСТО АНГЛИЙСКИЕ УБИЙСТВА. 8 cезон 6 серия. «Орхидея-убийца ч.2» Премьера 2023. ЧАУ — YouTube
Спасибо, Мелена! Какое совпадение: я как раз на прошлой неделе посмотрела эту серию. Может быть потому подсознательно и выбрала такую тему. Круг замкнулся!
Да, эти серии в новинках были))) Действительно — круг замкнулся)))