Венская бронза. Петр Терещук.
Известный венский скульптор Петр Терещук (1875-1963) специализировался на создании кабинетной скульптуры: статуэток из бронзы и слоновой кости. Родился Терещук в небольшом городке Выбудов на территории Галиции, входившей в то время в состав Австро-Венгерской империи. Его творческий путь начался в Вене, где он учился в Школе искусств и ремесел (1893-1899). Получив квалификацию скульптора, он некоторое время занимался преподаванием. В 1903 Петр Терещук женился и поселился в доме с собственной мастерской в одном из артистических районов Вены.
Известность к мастеру пришла, когда он занялся творческой работой в партнерстве с Ульманом Ульрихом, владельцем литейного производства. Популярностью пользовались не только его статуэтки девушек и детей, иногда в старинных одеждах или в образах персонажей комедии дель-арте. Зачастую это были функциональные предметы: настольные лампы, чернильницы, письменные приборы, фигурные блюда и вазы из бронзы, которые были в моде на рубеже XIX и ХХ веков. Моделями детских персонажей часто выступали трое детей скульптора: две дочки-близняшки и сын.
На протяжении свой долгой жизни, Петр Терещук занимался не только скульптурой, но и живописью и реставрацией памятников культуры, разрушенных во время Второй мировой войны.
Фигурная настольная лампа, патинированная бронза, стекло, высота 37 см, Петр Терещук, Вена, около 1900 г.
Фигурная лампа в стиле ар-нуво, патинированная бронза, Петр Терещук, Вена.
Фигурка девушки, патинированная бронза, слоновая кость, мрамор, Петр Терещук, Вена, около 1910 г.
Фигурка всадницы, патинированная бронза, слоновая кость, Петр Терещук, Вена.
Фигурка девушки, патинированная бронза, слоновая кость, высота 13 см, Петр Терещук, Вена.
«Девушка, держащая поднос с жемчужным ожерельем», позолоченная бронза, высота 21,5 см, Петр Терещук, Вена, около 1900 г.
«Девушка в стиле бидермайер, играющая на лютне», патинированная бронза, слоновая кость, мрамор, высота 20,5 см, Петр Терещук, Вена, около 1910 г.
Фигурка танцующей девочки, патинированная бронза, слоновая кость, высота 30 см, Петр Терещук, Вена, около 1905 г.
Фигурка читающей девочки в старинном костюме, патинированная бронза, слоновая кость, высота 14 см, Петр Терещук, Вена, около 1900 г.
Пресс-папье и пепельница с фигурками в стиле бидермайер, патинированная бронза, слоновая кость, Петр Терещук, Вена, около 1910 г.
«Пьеро с дамой сердца», патинированная бронза, слоновая кость, высота 21 см, Петр Терещук, Вена, около 1905 г.
«Танцующая пара в стиле рококо», патинированная бронза, слоновая кость, мрамор, высота 26,5 см, Петр Терещук, Вена, около 1910 г.
«Восточная танцовщица», патинированная бронза, слоновая кость, высота 23 см, Петр Терещук, Вена.
Фигурка танцующей девушки, патинированная бронза, слоновая кость, оникс, высота 29 см, Петр Терещук, Вена.
«Очень страшная мышь», патинированная бронза, слоновая кость, высота 26,5 см, Петр Терещук, Вена, около 1900 г.
«Шахматисты», патинированная бронза, слоновая кость, длина 23 см, Петр Терещук, Вена.
«Девушка, надевающая туфельку», патинированная бронза, слоновая кость, мрамор, высота 20 см, Петр Терещук, Вена, около 1910 г.
«Влюбленные», патинированная бронза, слоновая кость, высота 21 см, Петр Терещук, Вена.
«Танцующая пара», патинированная бронза, слоновая кость, оникс, высота 27 см, Петр Терещук, Вена, около 1918 г.
Фигурная настольная лампа, патинированная бронза, холодное окрашивание, слоновая кость, высота 33 см, Петр Терещук, Вена.
«Девушка, надевающая чулок», патинированная бронза, слоновая кость, мрамор, высота 16 см, Петр Терещук, Вена.
«Пьеро и Пьеретта», патинированная бронза, слоновая кость, оникс, высота 21 см, Петр Терещук, Вена, около 1900 г.
Фигурная настольная лампа, патинированная бронза, высота 59,5 см, Петр Терещук, Вена, около 1905 г.
Фигурная настольная лампа, патинированная бронза, слоновая кость, стекло, высота 30 см, Петр Терещук, Вена, около 1900 г.
Фигурная настольная лампа, патинированная бронза, слоновая кость, стекло, высота 32 см, Петр Терещук, Вена, начало ХХ века.
Настольная лампа, патинированная бронза, радужное стекло Loetz, высота 37,4 см, Петр Терещук, Вена, 1900-1901 гг., из коллекции Венского Музея прикладного искусства (МАК).
Вера, спасибо большое! Какое тонкое искусство, очень талантливо!
Спасибо, Ирина! Такие работы, как оказалось, в музеях не хранят (нашла только одну музейную лампу). Зато как они украшают быт, и в этих простых сюжетах так много теплоты))
Лампы великолепные, скульптурки симпатичные, танцовщицы схвачены в движении. Прожил долгую жизнь в трудные времена. Люблю функциональные вещи. Спасибо, Верочка., с праздниками !!!
Спасибо, Зоя! С праздником!
Какие лампы!!!!
Лампы этого времени — вещь особая. Два в одном: электричество, которое только что вошло в обиход, и Модерн, совершенно новый взгляд на стиль и интерьер.
Вот этого я не учла, что электричество только появилось !
Вера, спасибо за топик и за отзывчивость. Тоже, как и многие, восхищена лампами.
Спасибо, Нина! Я периодически встречала имя этого мастера. Вот вы как раз мне и напомнили, подали идею))
Всё очаровательно — и фигурки, и лампы. Я голосую за всадницу - коняга гармоничен тоже )))
Да, коняга выпадает из всего ряда. И что еще интересно в этой фигурке: всадница сидит в женском седле. Я вообще не понимаю, как в нем можно удержаться, а тем более перепрыгивать через препятствия))
Да, героический кадр запечатлён))) Меня тема про женское седло всегда занимала — особенно после прогулки верхом (очень понравилось, хотя не сложилось развиться в этом направлении)). А к лошадкам всегда неравнодушна ))
Удивительные, изящные фигурки. Какая фантазия у мастера и какое превосходное воплощение!
Да, Мастер был в свое время очень популярен. Особенно мне нравятся его детские фигурки. И не удивительно, многие из них — портреты его детей. Сделано с любовью))
Детализация фигурок просто завораживает.
Это так, а еще слоновая кость — никакой другой материал не подходит лучше для передачи тепла человеческого тела.