Фаберже. Императорское пасхальное яйцо "Петр Великий"
«Пётр Великий» — одно из пяти ювелирных императорских яиц, изготовленных Карлом Фаберже для дома Романовых, находящихся в настоящее время в Виргинском музее изящных искусств. Яйцо было создано по заказу Николая II, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1903 года и посвящено двухсотлетию основания Санкт-Петербурга.
Ювелирное пасхальное яйцо Пётр Великий выполнено в стиле рококо. Размеры яйца 12,1 × 7,9 см.
Для изготовления яйца использовалось красное, зелёное и жёлтое золото, платина, бриллианты, рубины, горный хрусталь, эмаль. Живописные миниатюры выполнены акварелью на слоновой кости и закрыты линзой из хрусталя, что делает их более выразительными и защищает от повреждений.
Когда яйцо открывают, из него с помощью механизма поднимается точная копия "Медного Всадника" - знаменитой статуи царя Петра Великого работы Этьена-Мориса Фальконе.
Акварельные миниатюры выполнил один из лучших миниатюристов своего времени, сотрудничавший с Карлом Фаберже - Василий Иванович Зуев.
Василий Иванович закончил центральное училище технического рисования барона Штиглица в 1895 году. Год обучался в Академии художеств. Работал преподавателем рисования в Императорском лицее. В декабре 1903 года миниатюрный портрет императрицы работы Зуева был замечен на одной из выставок Николаем II, который велел разыскать автора работы. Победив в проводившемся конкурсе на занятие должности придворного живописца, стал миниатюристом дома Романовых и выполнил для него более 150 различных миниатюр.
В 1904 году начал сотрудничество с Петербургским отделением ювелирной фирмы Фаберже, став основным исполнителем миниатюр на слоновой кости. В основном писал портреты, в том числе украшавшие несколько императорских яиц, изготовленных Фаберже. Помощник ювелира Хенрика Вигстрёма гравёр Андрей Плотницкий рассказывал, что после того как Зуев заявил, что свет в Санкт-Петербурге не соответствует его работе, Карл Фаберже построил для него студию в Крыму, где Зуев и работал, приезжая в Санкт-Петербург только чтобы доставить выполненную работу и получить новые заказы.
На верхней части яйца эмалированный венок, который окружает царскую корону и вензель императорской четы .
Золотая модель Медного Всадника — памятника Петру Великому на Сенатской площади в городе на Неве. Модель сюрприза изготовил скульптор и медальер Георгий (Егор) Малышев (1875-1933).
Егор Малышев, скульптор и медальер, служил на Монетном дворе и сотрудничал с фирмой Фаберже в Санкт-Петербурге. Им выполнены миниатюры памятников для императорских пасхальных яиц «Петр Великий» («Медный всадник») и «Монумент Александру III».
Выбор сюжета сюрприза обусловлен одной из легенд XIX века, которая гласит, что вражеские силы никогда не войдут в Санкт-Петербург до тех пор, пока Медный всадник стоит в центре города.
В 1917 году ювелирное пасхальное яйцо «Пётр Великий» было конфисковано и распоряжением Временного правительства передано на хранение в Оружейную палату Московского Кремля.
В 1930 году яйцо «Пётр Великий» через всесоюзное объединение «Антиквариат» было продано Арманду Хаммеру, американскому предпринимателю и торговца произведениями искусства. Позднее яйцо было куплено нью-йоркской галереей A La Vieille Russie. В 1944 году пасхальное ювелирное яйцо приобретено женой одного из директоров General Motors Лилиан Пратт (1876—1947) и завещано Виргинскому музею изобразительных искусств, куда передано в 1947 году.
Не перестаю удивляться выдумке и исполнению задуманного! Какая тонкая работа!
Одно из самых красивых яиц) разноцветное золото, рубины -сказочное рококо
Какая потрясающая работа! И как жалко, что такое великолепие было распродано… обидно
О да! Как только рука поднялась...
Яйцо покрыто сетью из лавровых листьев (символ триумфа и вечности), роз (победа, гордость и небесная радость) и камышей (живая вода – для жителей Санкт-Петербурга река Нева была аналогом Иордана) — все так красиво изящно!!! Спасибо, Вера!
Надежда, спасибо! Символику камышей не знала. Хотя рубиновые камыши сразу обращают на себя внимание. Благодарю за дополнение)
Да, Вера, камыши привлекают внимание первыми...
Необыкновенной красоты яйцо.Очень красивая работа.Богато, и вместе с тем все к месту.Да… И правда,-обидно.Такие шедевры! Все разбросано по свету.Ничего святого.Самое дорогое для человека-память.История.То, что прошла страна в своем прошлом.Очень жалко.Хорошо, хоть увидеть можно.Спасибо, Вера.Очень интересный топик, как всегда.
Леночка, спасибо! Конечно, очень обидно за державу, что такие чудесные произведения искусства продавались за рубеж. Но при этом я сразу вспоминаю, что еще большее количество серебряных и золотых изделий было отправлено просто в переплавку, как металлолом. Драгоценные камни вынимались из исторических тиар и диадем, ожерелий и колец, золото и серебро переплавлялось. Так что все не так плохо)
Красиво, аж дух захватывает. Собрать бы это все на нашей родной земле !!!
Ну вот коллекция Виктора Вексельберга вернула в Россию часть императорских яиц, которые сейчас находятся в музее Фаберже. Уже кое-что)
Верочка, огромное спасибо за показ таких величайших шедевров! После Ваших топиков перед глазами встают живые люди со своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Я прониклас ь уважением к императору Николаю Второму и к их семье. Какие были искренние и теплые отношения. Нельзя было их убивать !!!
Зоя, спасибо! К сожалению, убийством императорской семьи дело не ограничилось. И сколько было жертв сталинского режима. И среди них были замечательные, талантливые люди как Гумилев и Мандельштамм, и были простые рабочие и крестьяне, пострадавшие по навету. И никто из них не заслуживал смерти. Такова наша печальная история. Нельзя ее забывать.
Интересная информация. Спасибо. Жаль что не сохранили такие шедевры, еще больше жаль людей.
Галина, спасибо! Особенно жаль детей, жизнь только начиналась...
Очень красивая вещь!!! И как здорово смотрится Медный всадник на фоне откинутой крышки — как будто за его спиной светит солнце)) Такая изящная работа, как хорошо что оно сохранилось!!! Спасибо!!
Одно из самых красивых яиц. Михаил Перхин специализировался на таких изящных работах в стиле рококо. Удивительный талант)
Безусловно!)