Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье
Япония. Искусство резьбы по кости
Косторезный промысел в Японии процветал с незапамятных времен. Мастера-косторезы оттачивали свое искусство, создавая нэцке – аксессуар традиционного японского наряда, создавали фигурки и ширмы для украшения дома и буддистских храмов. Но к концу XIX века внутренний спрос на такие изделия значительно сократился. Японцы все чаще стали использовать одежду европейского образца, многие буддистские храмы были закрыты. С другой стороны, открылись зарубежные рынки, интерес к искусству и культуре Японии, многие века закрытой от всего мира, был огромный. Нэцкэ стали популярным предметом коллекционирования для европейцев и американцев. Поэтому украшения в виде реалистично проработанных нэцкэ, жанровых фигурок людей, отражающих народные обычаи, причудливо украшенные предметы интерьера, выполненные с учетом вкусов зарубежных покупателей, производились в больших количествах для отправки за границу. Среди самых знаменитых мастеров того времени прославились Асахи Гёкудзан (1843–1923), Исикава Комей (1852-1913), Такамура Коун (1852-1934), Андо Рёкузан, Канэда Кендзиро (1847–?)
Скульптура из слоновой кости «Корзина цветов», 109 х 115 х 50 см, около 1900 года, Коллекция японского искусства Халили.
«Корзина цветов» (фрагмент).
Пара подносов в виде листьев лотоса из слоновой кости с забавными фигурками, беседующими и пьющими вино или чай, XIX век.
Скульптура из слоновой кости «Цыпленок», 4 х 5 х 3,5 см, Исикава Комей, конец XIX века, Коллекция Музея Киёмидзу Саннэндзака.
Резное изображение Каннон (бодхисаттва Авалокитешвара) на листе лотоса из слоновой кости, длина 24 см, мастер Исикава Комэй, конец ХIХ века.
Адаптировав традиционные японские логприемы работы по слоновой кости, такие мастера как Исикава Комей, возвели резьбу по слоновой кости в ранг скульптурного изобразительного искусства. Исикава Комей родился в Токио. Он изучал живопись у Кано Сосена (1765-1826) и резьбу по слоновой кости у художника нэцкэ Кикугавы Масамицу (1844-1867). В 1879 году он стал соучредителем Ассоциации содействия развитию промышленности вместе с несколькими выдающимися резчиками по слоновой кости, в том числе Канэдой Кендзиро и Асахи Гёкудзаном, общество спонсировало ежегодные конкурсы скульптуры. В 1887 году Комей, Кендзиро и Гёкудзан сформировали влиятельную Токийскую Ассоциацию скульпторов Токио. В знак признания его мастерства и заслуг Комэй был назначен художником Императорского двора в 1890 году вместе с Такамура Коун, еще одним ведущим скульптором того же периода. Оба также работали профессорами Токийской школы изящных искусств.
Ваза из слонового бивня работы Асахи Гёкудзана с изображением различных персонажей: Дарумы, Эбису, Хотэй, Они, Хання, Окина и других, высота 28,4 см, конец XIX века.
Скульптура из слоновой кости «Сосновая шишка, побеги бамбука и слива», 12,5 х 18 х 12,5 см, Андо Рёкузан, конец XIX века, Коллекция Музея Киёмидзу Саннэндзака.
Фигурка Мальчика с петушком (окимоно), слоновая кость, высота 61 см, Ёсида Хомеи, токийская школа, около 1910 г., Коллекция японского искусства Халили.
Окимоно (буквально «размещенная вещь») – скульптурное украшение интерьера, были существенной частью японского экспорта в эпоху Мэйдзи. Окимоно из слоновой кости были популярны на Западе, они удовлетворяли вкус европейцев и американцев к экзотике и в то же время соответствовали западной традиции украшать дома скульптурами.
Окимоно из слоновой кости в виде молодой японки в кимоно, украшенном бабочками и цветами, держащей плетеную корзину с цветами, высота 49,5 см, мастер Мичихиро, токийская школа, конец ХIХ века.
Создание Токийской школы изящных искусств и системы императорских мастеров в эпоху Мэйдзи способствовало развитию скульптуры, в том числе таких ее разновидностей как скульптура из дерева, металла и слоновой кости. Работы мастеров токийской школы отличаются высоким реализмом.
Окимоно из слоновой кости и лакированного дерева в виде молодой японки в кимоно, мастер Масаюки, конец ХIХ века.
Окимоно «Цапля» из слоновой кости на деревянной подставке, токийская школа, мастера Сайшо и Тамимаса, конец XIX века.
Окимоно из слоновой кости в виде двух птиц на кусте цветущего пиона, высота 30,5 см, мастер Мичихиро, ХХ век.
Скульптурная группа из слоновой кости и дерева в виде группы оленей под раскидистой сосной, высота 20,3 см, Япония.
Окимоно из слоновой кости и дерева в виде пня, из которого выползает большая змея, с фигурками обезьян, сидящих на пне и рядом с ним, высота 25,5 см, Япония, начало ХХ века.
Шарнирная скульптура из слоновой кости «Лангуст», длина 42 см, Ямазаки Нанкай, Коллекция Музея Киёмидзу Саннэндзака, конец XIX века.
Шарнирные скульптуры японских мастеров имеют подвижные соединения конечностей, хвоста и головы, могут изменять позу, имитируя естественные движения животного. Обычно такие скульптуры создавались из металла. Это очень редкая шарнирная модель лобстера из слоновой кости.
Настольный экран из слоновой кости, высота 28 см, Япония, конец XIX века.
Лаковое панно, инкрустированное слоновой костью с изображением орла на ветке, наблюдающего за группой белок, высота 122 см, конец XIX века.
Исключительно большой резной орел из слоновой кости с бронзовыми лапами и глазами, инкрустированными перламутром, высота 192 см, подписан Ryo-o saku, конец XIX века.
Обычный размер окимоно, отправлявшихся на экспорт – около 25-50 см. Окимоно такого размера как этот орел создавались для всемирных выставок или в качестве императорских подарков. Подобный образец, схожий по масштабу и стилю резьбы, который сейчас находится в Государственном музее Востока в Москве, был подарен японским императором Мэйдзи царю Николаю II по случаю его коронации в 1896 году.
Фигурка слона из слоновой кости, высота 28 см, Япония, конец XIX века.
Резная шкатулка без подписи и окимоно из слоновой кости «Мечты Моллюска» в виде приоткрытой двустворчатой раковины, внутри которой искусно вырезаны рыбаки, занимающиеся различными промыслами на берегу ручья под соснами, мастер Сидзунобу, длина 12 см, Япония, конец XIX века.
Небольшой шкафчик с отделкой из слоновой кости, искусно украшенный золотом, с изображением птиц и цветов, высота 20 см, Япония, конец XIX века.
Шкафчик из слоновой кости, распашными дверцами и выдвижными ящичками, украшенный тонкой резьбой с различными сюжетами: обезьяны среди персиков, дети, играющие в игры, обезьяны и осьминоги, сеннины и драконы, насекомые среди цветов и листвы, виноградные лозы, высота 40 см, Япония, конец XIX века.
Инро (коробочка для мелочей) из слоновой кости с резьбой, имитирующей текстуру ткани и изображением китайского горного пейзажа, высота 7 см, мастер Рюкё, XIX век.
Табачная бутылка из слоновой кости с изображением женщин в лодке, собирающих цветы лотоса, Япония, конец XIX века.
Два японских окимоно из слоновой кости: половинка яблока и группа из четырех луковиц, Япония, конец XIX века.
Поднос из слоновой кости с изображением обезьян в оправе из серебряной филиграни, ширина 22 см, Япония, конец XIX века.
Настольный экран из слоновой кости с изображением петуха на цветущей ветке, инкрустированный кораллом, золотом и перламутром в стиле шибаяма, Япония, конец XIX века.
Это вообще космос!!! Чудо, прелесть, такая красота! Сколько таланта у резчиков!
Замечательное мастерство. И еще многое хотелось показать, но… оставим на будущее))
Спасибо, ждём!
О, да-а! Всё для меня сегодня
. Пиршественные природные сюжеты — корзина цветов, шикарные пионы, супер-лобстер ))) Пара подносов в виде листьев лотоса превратили меня в цаплю)) — в ту, что задумалась на полушаге)). Спасибо большое, Вера!!
Спасибо, Мелена! Подносы и меня удивили: как-будто взгляд на людей с высоты птичьего полета)) Еще много хотелось показать, но в одну обзорную тему не поместилось. Так что еще с этой темой встретимся))
Да-да, именно от угла зрения (или по правильному перспективы) я и застыла в полушаге с открытым клювом (если поддержать перевоплощение в цаплю)))
Как всё красиво! Слов нет! Вот это мастера!!!!
А какая тщательность в деталях! У лобстера тщательно вырезан каждый нарост на панцире, у цапли — каждое перышко, а у побега бамбука виден даже пушок на концах чешуек))
Да… Мастера с большой буквы.
Как мне понравились слова «окимоно», «инро»! В Японии слоны не водятся, откуда же они приобретали столько костей? Какие изумительные предметы искусства сотворили японские мастера! Сколько же терпения надо, чтобы вырезать из кости корзину цветов! Какие реалистичные с величайшим мастерством сделаны все предметы! Одним словом ЯПОНЦЫ! Спасибо, Верочка за огромное эстетическое наслаждение !!!![:inlove:](/static/smiles/inlove.gif)
Спасибо, Зоя! Слоновая кость экспортировалась из Индии в Китай и Японию с незапамятных времен. В Китае мастера резьбы по кости просто изумляют совершенством своих работ. Чего стоят одни «дьявольские шары» !
https://www.passionforum.ru/posts/129505-djavolski...
А в 19-м веке пострадали и африканские слоны, истребляли их беспощадно. Богатые европейцы специально ездили на сафари в Африку, развлекались охотой на слонов.
Печальная история. Но резьба великолепна.
Спасибо, Верочка, посмотрела на «Дьявольские шары». Это поразительно!!! Умом мне не понять как это сделано! Какая красота, особенно ажурные!!! Как я могла такое пропустить.![:inlove:](/static/smiles/inlove.gif)
Да, Зоя, кстати про слоновую кость даже мысль не встрепенулась (хотя политика замкнутости Японии у всех на слуху). Наша уважаемая Вера как задаст серому веществу (или что там за эстетику в ответе)) пищи для восторга и размышлений — так у нас всех
тут фейерверк ))
Спасибо, Мелена)) стараюсь порадовать))
Спасибо за статью! Сколько таланта, сколько терпения! Какое удивительное искусство!
И какая удивительная эпоха. Замечательные работы, достойные лучших музеев. Спасибо, Наталия!
Это совершенно запредельно. Такая точность, изящество линий, блеск поверхностей, какая реалистичность… А тут еще и посмотрела японский фильм… Удивительная культура, традиции, философия… Цепляет
Вот и меня зацепило))
Это что-то невероятное! В голове не укладывается как такое можно сотворить!!!? Огромное спасибо за такую красоту и ждём продолжения!![:rose:](/static/smiles/rose.gif)
Мастера создают красоту — это их работа. А мы ею восхищаемся. Это наша работа))