Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

​Холмогорская резьба по кости

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2024-01-13 19:22:55
Рейтинг: 27932
Комментариев: 6302
Топиков: 783
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

Народное искусство резьбы по кости зародилось на севере России более четырехсот лет назад. Самым известным центром косторезного промысла стал городок, расположенный недалеко от Архангельска – Холмогоры. Сырьем для промысла были кости тюленей, рыб, моржей. Использовали и обыкновенную трубчатую коровью кость – цевку, облагораживая ее специальной обработкой и тонированием. В XIX веке резчики использовали и дорогую импортную слоновую кость для важных заказов.

Холмогорские мастера создавали удивительные шкатулки, ларцы, табакерки, миниатюрные секретеры, декоративные кубки, пластины с портретами, браслеты и наборы для туалетных принадлежностей, украшая их гравировкой, тонированием и ажурной резьбой, напоминающей кружево или морозные узоры.

​Холмогорская резьба по кости

Деревянная шкатулка, облицованная костяными белыми и зелеными пластинками с глазковым узором, частично позолоченным, Холмогоры, около 1730 г., из собрания Государственного Эрмитажа.

В ранних работах костяные пластины украшали гравировкой в виде глазкового орнамента, который был распространен у северных народов с глубокой древности. Орнамент представлял собой кружок с точкой в центре. Иногда гравированный глазковый орнамент протирался бронзовым порошком. Со временем узоры усложнялись, вбирая в себя природные и геометрические формы. Часто орнамент создавал фон, на котором изображали небольшие сюжетные композиции. Основой для больших изделий, таких как ларцы или иконы служили деревянные заготовки, на которые крепили резные панели из кости. Иногда, если узор был сквозным, ажурным, под костяную панель подкладывали фольгу или тонировали дерево в темный цвет, чтобы лучше выделить узор.

​Холмогорская резьба по кости

Деревянная шкатулка, облицованная панелями из моржовой кости с изображением собак, птиц и зайцев на фольгированном фоне, длина 24,7 см, Холмогоры, конец XVIII века.

​Холмогорская резьба по кости

Деревянная шкатулка, облицованная панелями из моржовой кости, длина 64 см, Холмогоры, конец XVIII века.

​Холмогорская резьба по кости

Деревянная шкатулка, облицованная панелями из моржовой кости с изображением сцены охоты на зеленом окрашенном фоне, длина 21,5 см, Холмогоры, около 1800 г.

​Холмогорская резьба по кости

Шкатулка из слоновой кости со сценой приезда купцов на фольгированном фоне, Холмогоры, 1828 г.

​Холмогорская резьба по кости

Деревянная шкатулка, облицованная разноцветными панелями из моржовой кости с изображением львов, птиц, собак, цветов и узоров, длина 28 см, Холмогоры, середина XIX века.

​Холмогорская резьба по кости

Деревянная шкатулка, облицованная панелями из моржовой кости с изображением петушков, Холмогоры, XVIII век.

​Холмогорская резьба по кости

Шкатулка для рукоделия из моржовой кости, длина 26 см, Холмогоры, XVIII-XIX век.

​Холмогорская резьба по кости

Верхнее отделение для швейных принадлежностей закрывается ажурной решеткой, в нижнем отделении лежат катушки из слоновой кости для ниток и пряжи.

​Холмогорская резьба по кости

Деревянная шкатулка для украшений в виде секретера, облицованная разноцветными панелями из моржовой кости с изображением животных, Холмогоры, середина XVIII века.

​Холмогорская резьба по кости

Кубок из слоновой кости с тремя овальными портретами: Екатерины Великой, цесаревича Павла Петровича и его жены Марии Федоровны, высота 26 см, Холмогоры, XVIII век.

Холмогорские мастера освоили портретное искусство, создавая изображения царственных особ и полководцев в рельефной технике с искусной проработкой деталей. Часто резными портретами украшали небольшие предметы: табакерки, медальоны, кружки. 

​Холмогорская резьба по кости

Набор шахмат «Рыцари против турок» в шкатулке из моржовой кости, высота 26 см, Холмогоры, XVIII век.

​Холмогорская резьба по кости

Шкатулка для настольных игр из моржовой кости, длина 23 см, Холмогоры.

​Холмогорская резьба по кости

Икона со скульптурным рельефом святых Петра и Павла из моржовой и слоновой кости, Холмогоры, XVIII век.

​Холмогорская резьба по кости

Панно с изображением церкви святых Петра и Павла, моржовая кость, Холмогоры, XVIII век.

​Холмогорская резьба по кости

Икона с изображением Воскресения Христова в окружении двенадцати клейм жития, резная слоновая кость на подложке из медной фольги, вероятно, Холмогоры, XIX век.

Имена большинства холмогорских резчиков XVIII-XIX веков, создававших утилитарные изделия, украшавшие быт наших предков, как правило, не известны. Но есть и высокохудожественные предметы с установленным авторством, выполненные по заказам императорского двора для дипломатических подарков. Некоторые такие работы сейчас находятся в собрании Эрмитажа. Одним из самых известных мастеров-косторезов XVII века был Осип Христофорович Дудин (1714-после 1785), выходец из простой крестьянской семьи, уроженец Двинского уезда Архангельской губернии, в последствии работавший в Петербурге.  

​Холмогорская резьба по кости

Кружка с портретами русских князей и царей, кость, рог, серебро, высота 24 см, Дудин О. Х., XVIII век, из собрания Государственного Эрмитажа.

Кружку украшают 58 портретов русских правителей от Рюрика до Екатерины II. Дипломатические подарки, как правило, включали государственную символику и портреты царствующих особ, скопированные с официальных медалей и картин.

​Холмогорская резьба по кости

Портрет великой княгини Марии Федоровны, кость, высота 10,5 см, Дудин О. Х., XVIII век, из собрания Государственного Эрмитажа.

Выдающийся мастер-косторез следующего поколения, Николай Степанович Верещагин (1770-1813), всю свою жизнь прослужил на таможне Архангельска, а резьбой занимался в свободное время. Известно, что в 1801 году он на месяц ездил в Петербург, а в 1803 году Александр I наградил его драгоценным именным перстнем за его косторезные работы.

​Холмогорская резьба по кости

Ажурная ваза яйцевидной формы с аллегориями времен года: сцена жатвы, сбора фруктов, бракосочетания и сцена у костра; кость, высота 31 см, Верещагин Н. С., XVIII век, из собрания Государственного Эрмитажа.

​Холмогорская резьба по кости

Фигурная группа, изображающая Александра Македонского, побеждающего врага; кость, дерево, высота 21 см, Верещагин Н. С., XVIII век, из собрания Государственного Эрмитажа.

​Холмогорская резьба по кости

Пара подсвечников из моржовой кости с бисерными гирляндами, авторство которых приписывают Верещагину Н. С., конец XVIII века.

 ​Холмогорская резьба по кости

Пара ваз из слоновой кости с портретными медальонами, авторство которых приписывают Верещагину Н. С., высота 44 см, конец XVIII века.

Мне нравится23
15
Добавить в закладки
840
15 комментариев
tgkh5501 (Татьяна)
2024-01-13 19:52:51
+3

И снова ВАУ!!! Удивительные изящные тонкие работы!!!

Primavera (Вера)
2024-01-15 14:47:16
+1

Да, мне всегда они кажутся похожими на кружево)

tgkh5501 (Татьяна)
2024-01-15 15:39:26
+2

Точно, некоторые вещи — просто вологодские кружева

Зоя
Зоя
5326
2024-01-13 21:14:26
+3

Шкатулки все прелестные! Великие были мастера Дудин и Верещагин! Какие кружевные, ажурные работы, орнаменты, глаз не оторвать! Спасибо, Верочка за красоту !

Primavera (Вера)
2024-01-15 14:50:29
+2

Спасибо, Зоя! Давно уже хотела показать эти работы. А вот имена мастеров узнала недавно. Удивительно, Что для Верещагина это было хобби. Настоящий самородок!

tasha (Наталия)
2024-01-14 10:02:05
+1

Удивительные работы, кружевные!!! Мне нравятся такие шкатулки, всегда их рассматриваю и удивляюсь. Вера, по кости ведь не только в Холмогорах была резьба?

Primavera (Вера)
2024-01-15 14:53:54
+2

Да, безусловно. Старинные промыслы были на Чукотке, в Якутии, Тобольске. Были мастера и в Москве и в Петербурге. Со временем будут и такие подборки. Очень хорошие работы есть у мастеров Хотьковской фабрики. И кое-что из современных работ я уже выкладывала. 

tasha (Наталия)
2024-01-15 17:20:25
+1

Про Хотьковскую фабрику знаю, видела. Интересно посмотреть другие, сравнить сюжеты, например. Спасибо. 

Ната (Редько Наталья)
2024-01-14 11:23:07
+2

Вера, с праздником Вас!Вы показали такое великолепие! Налюбовалась!

Primavera (Вера)
2024-01-15 14:56:21
+2

Спасибо, Наталья! Можно сказать, что это новогодняя тема. Есть в этих работах что-то от северной зимы)

Melena
Melena
3161
2024-01-15 11:17:49
+2

Спасибо большое, Вера! Замечательные работы — лёгкие, ажурные)) Шкатулка для рукоделия и секретер для украшений — всё как я люблю)) И подсвечники с бисерными гирляндами вдогонку к праздничной теме)))

Primavera (Вера)
2024-01-15 15:03:34
+2

Спасибо, Мелена! Я как-то раз ходила на мастер-класс по резьбе из кости. было интересно почувствовать материал. Физически не сложно выточить что-то, особенно при наличии современного граверного оборудования. А вот сделать это тонко и элегантно — вопрос опыта, который нужно нарабатывать годами))

Melena
Melena
3161
2024-01-15 17:03:04
+1

Ключевое слово — современное оборудование)) Во времена моего детства мечтой самодеятельных резчиков по дереву была списанная бормашина ))). А у мастеров, изготовивших эту красоту, наверное только ручной инструмент был. 

Primavera (Вера)
2024-01-16 11:42:06
+1

Вот это меня всегда изумляет в старинных резных изделиях: КАК они это делали без современных электроинструментов??

Melena
Melena
3161
2024-01-16 12:29:45
+1

При свечах и лучине! И при этом творческий «выхлоп» (имею ввиду объём созданного) впечатляет не меньше, чем мастерство. Туда же кружевницы, вышивальщицы. Наш низкий поклон через века (Баха слушаю, настроение такое)))