Шар-головоломка
Искусство резьбы по кости в Китае насчитывает 4000 лет. В 1388 году ученый Цао Чжао опубликовал работу «Гегу яолун» об изящных ремеслах, в которой есть описание своеобразного предмета – «шара дьявольской работы» (鬼工球). Китайский шар-головоломка или «шар дьявольской работы» – это вершина косторезного искусства китайских мастеров прошлого, и в то же время это интригующий предмет, известный своей красотой и воплощением изысканного мастерства. И дьявольским его называют не потому, что он как-то связан с оккультизмом, просто трудно представить, что такой артефакт может быть создан человеком из плоти и крови.
Шар из слоновой кости, содержащий семь шаров, XIX век, из коллекции музея Метрополитен.
Загадка шара заключается в том, что он состоит из целого набора цельных резных концентрических сфер, вложенных друг в друга таким образом, что это кажется невозможным. Традиционно шары изготавливались из слоновой кости, но встречаются и шары из дерева или камня. Устройство и способ изготовления шаров всегда будоражили людское любопытство. Современные исследователи используют для изучения шаров рентген и компьютерную томографию.
Этот шар из слоновой кости XVIII века из коллекции музея Rijksmuseum (Амстердам) содержит восемь сфер меньшего размера.
Рентгеновский снимок шара, Rijksmuseum, Амстердам.
Реконструкция внутренних сфер шара с помощью компьютерной томографии.
Шар-головоломка из слоновой кости, диаметр 16 см, 1800 - 1825 гг., из коллекции музея Rijksmuseum, Амстердам.
Шар-головоломка из слоновой кости, диаметр 5 см, 1890 - 1910 гг.
Технология изготовления «шаров дьявольской работы» требовала неимоверного терпения. Впервые она была описана в публикации 1876 года шотландским фотографом Джоном Томпсоном, который много путешествовал по Китаю. В крупных шарах насчитывают более 20 вложенных сфер. А в коллекции Геттисбергского колледжа есть шары из тридцати слоев. Изготовление одного такого шара могло занимать больше года. Для начала из слоновой кости вытачивали простой круглый шар, в котором сверлили отверстия конической формы, которые сходятся точно в центре. Сквозь эти отверстия резчик получал доступ внутрь шара. Внутренние сферы разделяли с помощью L-образных инструментов, работая от центра к периферии. Затем резчик сакреплял шар на деревянной оси, чтобы зафиксировать работу, и создавал кружевной узор на вложенных сферах. Иногда по завершении работы два внешних слоя склеивали, чтобы придать изделию достаточную прочность.
Шар-головоломка диаметром 5 см из коллекции Геттисбергского колледжа. Внешний слой украшен резным орнаментом с изображением драконов. Сквозь ажур внешнего слоя видна вторая сфера, сплошная, полированная, без резьбы.
Шар-головоломка из слоновой кости из коллекции Felsenmuseum Bernstein, Австрия.
Шар-головоломка из коллекции Overseas Museum, Бремен.
Внешнюю оболочку шара-головоломки китайские умельцы украшали богатым резным растительным орнаментом, в котором часто встречается изображение дракона, символ, считающийся благоприятным.
Шар-головоломка, украшенный с внешней стороны орнаментом с изображением драконов среди облаков, диаметр 8,5 см, 13 вложенных сфер, XIX век.
Шар-головоломка из слоновой кости диаметром 17 см, XIX век.
Шар-головоломка, украшенный с внешней стороны орнаментом с изображением драконов среди облаков, диаметр 10 см, 14 вложенных сфер, XIX век.
Шар-головоломка из слоновой кости на подставке, диаметр шара 14 см, высота с подставкой 72,4 см, около 1900 г.
В основании подставки вырезана фигура человека, пьющего чай под деревом в окружении девушек с цветами, а в центральной части вмонтирован маленький шарик-головоломка.
Шары, созданные в XIX веке, зачастую снабжали специально изготовленными подставками, как правило, вырезанными из слоновой кости. Искусно выполненная резьба таких подставок не менее интересна и заслуживает внимательного рассмотрения.
Большой шар-головоломка из слоновой кости на подставке, высота 32,5 см.
Резная подставка из слоновой кости представляет собой многофигурную композицию в виде горы, покрытой деревьями, с павильонами, путешественниками и учеными.
Шар-головоломка из слоновой кости на подставке, высота с подставкой 13 см, диаметр шара 5 см, начало ХХ века.
Шар-головоломка из слоновой кости с изображением драконов, поддерживаемый фигурками вздыбленных лошадей, высота с подставкой 28 см, ХХ век.
Шар-головоломка из слоновой кости, подвешенный на искусно вырезанной подставке высотой 52 см, ХХ век.
Мастерство китайских косторезов очаровало европейцев, немецкие резчики стали создавать свои собственные шары-головоломки. Создателем первого такого шара считают миланского резчика по слоновой кости Джованни Амброджо Маджоре, этот шар, датируемый 1582 годом, хранится в Museo degli Argenti во Флоренции. В Дрездене придворный резчик Эгидиус Лобенигк реализовал это изобретение почти в то же время, а спустя годы Георг Фридель воплотил его в еще более изысканных вариациях.
Гладкие резные шары из слоновой кости, изготовленные Лоренцем Зиком из Нюрнберга, не имеют богатого декора, характерного для работ китайских мастеров. Европейцы не имели навыков, инструментов и опыта, который стоял за плечами их китайских коллег. «Contrefait Kugeln», как их называли в Германии, обычно вытачивали из слоновой кости в виде сферы или правильного многогранника, так называемого платоновского тела. Это были предметы для кунсткамер, комнат чудес и диковинок, традиция которых уходила корнями в культуру европейских дворов эпохи Возрождения.
«Contrefait Kugeln», Лоренц Зик, (1650 г.), музей Боде, фото Дадерота.
«Contrefait Kugel» на высокой подставке, высота 39,5 см, диаметр шара 9,8 см, Георг Фридель, 1611-1619 гг., музей Зеленые своды, Дрезден.
Резная колонна из слоновой кости, увенчанная ажурным шаром и многогранником, с часами и механизмом музыкального автомата, высота 117 см, резчик Эгидиус Лобенигк, часовщик Ганс Шлоттхайм, 1589 г, музей Зеленые своды, Дрезден.
Придворный резчик Эгидиус Лобенигк, работавший в Дрездене, создал колонну из слоновой кости в 1589 году на специально сконструированном токарном станке. Часовщик Ганс Шлоттхайм из Аугсбурга, в то время работавший в Дрездене, вмонтировал деревянную подставку сложный механизм с органом, мелодия которого звучит каждый час.
Механизм в нижней части колонны приводил в движение точеный шар и многогранник, венчающий колонну из слоновой кости. Римские цифры вокруг верхней точки сферы играют роль «циферблата» этих уникальных часов. Верхний ряд празднично одетых дам и господ оживал. Они поднимали руки и покачивали головами, пока слуги двигались вокруг них на вращающемся диске. Трубачи поднимали свои инструменты, литаврист ударял по барабанам металлическими молоточками.
Ажурный многогранник, слоновая кость, высота 9 см, диаметр шара 4 см, Эгидиус Лобенигк, (1584 г.), музей Зеленые своды, Дрезден.
Для многих европейцев прошлого слоновая кость ассоциировалась со знаниями или «научным вкусом». Изделия из слоновой кости коллекционировали и хранили в кунсткамерах. Искусству резьбы по кости обучались даже коронованные особы. В 1605 году Максимилиан, герцог Баварский, подчеркнул гордость, которую испытывает человек, создающий предмет искусства, выгравировав на изготовленном им сосуде из слоновой кости: «Ebur Ars Nobilitat, Artem Auctor Maximilianus Dux Bavaria» (Искусство резьбы по слоновой кости облагораживает, создатель сего Максимилиан, герцог Баварии).
Выше моих сил понимания! Сколько Вера нам показала красоты и великолепия, загадочных шедевров. И вот очередное волшебство в кости.
Спасибо, Оля! После таких подборок кажется, что ничего удивительнее уже не найти… Но потом находится)
Это что-то фантастически-сказочное… Как можно создать такую красоту... И снова я про технологию изготовления такой фантастики
Слов нет — создания удивительные и прекрасные))
Я не понимаю, не соображаю как это сделано? И даже не хочу вникать, ломать голову по каким законам геометрии или физики их создавали! Я просто любуюсь прекрасным творчеством мастеров прошлого. Какие эти шары воздушные, легкие, загадочные, действительно дьявольские!!! Верочка, огромное спасибо за историю, за описание, за показ этих шедевров !!!
Спасибо, Зоя! Помимо технической сложности вырезания внутренних сфер, меня еще завораживает внешний декор и точность расчета орнаментов — удивительное искусство, невероятная точность, бесподобное мастерство))
Сколько раз видела такие чудеса, столько хотелось «открыть» шар, заглянуть внутрь. Непостижимо!!!
Наталия, я совершенно согласна. Я впервые увидела это чудо много лет назад в собрании пригородного дворца в Ораниенбауме. В те времена там была выставлена большая коллекция китайского прикладного искусства из Эрмитажа: фарфор, резной лак, резная кость. Эти шары сразу же запомнились. Жаль, что теперь этой коллекции там нет.
Это же каким талантом надо обладать, чтобы такое сотворить!!!!?
Да, талантом и бесконечным терпением))
Да-а, присоединяюсь ко всем комментариям — удивлена, восхищена, изрядно озадачена )) Спасибо, Вера! Рада за герцога Максимилиана)) А то все правители воюют, а ему повезло заняться облагораживающим делом ))
Ну, иногда они это совмещают)) Екатерина II и резьбой занималась, и камеи вытачивала, и повоевать успела))
)) Не знала о таких талантах императрицы )) Столько ещё пробелов в образовании и кругозоре))
Тут у меня ошибочка вышла))
Извиняюсь за путаницу. Имела в виду жену Павла I, Марию Федоровну. Она, конечно, не воевала, но камеи гравировала))
Спасибо огромное, Вера! Полюбовалась, удивляясь!
Спасибо, Наталья!