Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье

​Шар-головоломка

Primavera (Вера)
Primavera (Вера)
2023-09-07 12:46:21
Рейтинг: 27957
Комментариев: 6304
Топиков: 783
На сайте с: 04.02.2016
Подписаться

Искусство резьбы по кости в Китае насчитывает 4000 лет. В 1388 году ученый Цао Чжао опубликовал работу «Гегу яолун» об изящных ремеслах, в которой есть описание своеобразного предмета – «шара дьявольской работы» (鬼工球). Китайский шар-головоломка или «шар дьявольской работы» – это вершина косторезного искусства китайских мастеров прошлого, и в то же время это интригующий предмет, известный своей красотой и воплощением изысканного мастерства. И дьявольским его называют не потому, что он как-то связан с оккультизмом, просто трудно представить, что такой артефакт может быть создан человеком из плоти и крови.

​Шар-головоломка

Шар из слоновой кости, содержащий семь шаров, XIX век, из коллекции музея Метрополитен.

Загадка шара заключается в том, что он состоит из целого набора цельных резных концентрических сфер, вложенных друг в друга таким образом, что это кажется невозможным. Традиционно шары изготавливались из слоновой кости, но встречаются и шары из дерева или камня. Устройство и способ изготовления шаров всегда будоражили людское любопытство. Современные исследователи используют для изучения шаров рентген и компьютерную томографию.

​Шар-головоломка

Этот шар из слоновой кости XVIII века из коллекции музея Rijksmuseum (Амстердам) содержит восемь сфер меньшего размера.

​Шар-головоломка

Рентгеновский снимок шара, Rijksmuseum, Амстердам.

​Шар-головоломка

Реконструкция внутренних сфер шара с помощью компьютерной томографии.

​Шар-головоломка

Шар-головоломка из слоновой кости, диаметр 16 см, 1800 - 1825 гг., из коллекции музея Rijksmuseum, Амстердам.

​Шар-головоломка

Шар-головоломка из слоновой кости, диаметр 5 см, 1890 - 1910 гг.

Технология изготовления «шаров дьявольской работы» требовала неимоверного терпения. Впервые она была описана в публикации 1876 года шотландским фотографом Джоном Томпсоном, который много путешествовал по Китаю. В крупных шарах насчитывают более 20 вложенных сфер. А в коллекции Геттисбергского колледжа есть шары из тридцати слоев. Изготовление одного такого шара могло занимать больше года. Для начала из слоновой кости вытачивали простой круглый шар, в котором сверлили отверстия конической формы, которые сходятся точно в центре. Сквозь эти отверстия резчик получал доступ внутрь шара. Внутренние сферы разделяли с помощью L-образных инструментов, работая от центра к периферии. Затем резчик сакреплял шар на деревянной оси, чтобы зафиксировать работу, и создавал кружевной узор на вложенных сферах. Иногда по завершении работы два внешних слоя склеивали, чтобы придать изделию достаточную прочность.

​Шар-головоломка

Шар-головоломка диаметром 5 см из коллекции Геттисбергского колледжа. Внешний слой украшен резным орнаментом с изображением драконов. Сквозь ажур внешнего слоя видна вторая сфера, сплошная, полированная, без резьбы.

​Шар-головоломка

Шар-головоломка из слоновой кости из коллекции Felsenmuseum Bernstein, Австрия.

​Шар-головоломка

Шар-головоломка из коллекции Overseas Museum, Бремен.

Внешнюю оболочку шара-головоломки китайские умельцы украшали богатым резным растительным орнаментом, в котором часто встречается изображение дракона, символ, считающийся благоприятным.

​Шар-головоломка

Шар-головоломка, украшенный с внешней стороны орнаментом с изображением драконов среди облаков, диаметр 8,5 см, 13 вложенных сфер, XIX век.

​Шар-головоломка

Шар-головоломка из слоновой кости диаметром 17 см, XIX век.

​Шар-головоломка

Шар-головоломка, украшенный с внешней стороны орнаментом с изображением драконов среди облаков, диаметр 10 см, 14 вложенных сфер, XIX век.

​Шар-головоломка

Шар-головоломка из слоновой кости на подставке, диаметр шара 14 см, высота с подставкой 72,4 см, около 1900 г.

​Шар-головоломка

В основании подставки вырезана фигура человека, пьющего чай под деревом в окружении девушек с цветами, а в центральной части вмонтирован маленький шарик-головоломка.

Шары, созданные в XIX веке, зачастую снабжали специально изготовленными подставками, как правило, вырезанными из слоновой кости. Искусно выполненная резьба таких подставок не менее интересна и заслуживает внимательного рассмотрения.

​Шар-головоломка

Большой шар-головоломка из слоновой кости на подставке, высота 32,5 см.

​Шар-головоломка

Резная подставка из слоновой кости представляет собой многофигурную композицию в виде горы, покрытой деревьями, с павильонами, путешественниками и учеными.

​Шар-головоломка

Шар-головоломка из слоновой кости на подставке, высота с подставкой 13 см, диаметр шара 5 см, начало ХХ века.

​Шар-головоломка

Шар-головоломка из слоновой кости с изображением драконов, поддерживаемый фигурками вздыбленных лошадей, высота с подставкой 28 см, ХХ век.

​Шар-головоломка

Шар-головоломка из слоновой кости, подвешенный на искусно вырезанной подставке высотой 52 см, ХХ век.

Мастерство китайских косторезов очаровало европейцев, немецкие резчики стали создавать свои собственные шары-головоломки. Создателем первого такого шара считают миланского резчика по слоновой кости Джованни Амброджо Маджоре, этот шар, датируемый 1582 годом, хранится в Museo degli Argenti во Флоренции. В Дрездене придворный резчик Эгидиус Лобенигк реализовал это изобретение почти в то же время, а спустя годы Георг Фридель воплотил его в еще более изысканных вариациях.

Гладкие резные шары из слоновой кости, изготовленные Лоренцем Зиком из Нюрнберга, не имеют богатого декора, характерного для работ китайских мастеров. Европейцы не имели навыков, инструментов и опыта, который стоял за плечами их китайских коллег. «Contrefait Kugeln», как их называли в Германии, обычно вытачивали из слоновой кости в виде сферы или правильного многогранника, так называемого платоновского тела. Это были предметы для кунсткамер, комнат чудес и диковинок, традиция которых уходила корнями в культуру европейских дворов эпохи Возрождения.

​Шар-головоломка

«Contrefait Kugeln», Лоренц Зик, (1650 г.), музей Боде, фото Дадерота.

​Шар-головоломка

«Contrefait Kugel» на высокой подставке, высота 39,5 см, диаметр шара 9,8 см, Георг Фридель, 1611-1619 гг., музей Зеленые своды, Дрезден.

​Шар-головоломка

Резная колонна из слоновой кости, увенчанная ажурным шаром и многогранником, с часами и механизмом музыкального автомата, высота 117 см, резчик Эгидиус Лобенигк, часовщик Ганс Шлоттхайм, 1589 г, музей Зеленые своды, Дрезден.

​Шар-головоломка

Придворный резчик Эгидиус Лобенигк, работавший в Дрездене, создал колонну из слоновой кости в 1589 году на специально сконструированном токарном станке. Часовщик Ганс Шлоттхайм из Аугсбурга, в то время работавший в Дрездене, вмонтировал деревянную подставку сложный механизм с органом, мелодия которого звучит каждый час.

Механизм в нижней части колонны приводил в движение точеный шар и многогранник, венчающий колонну из слоновой кости. Римские цифры вокруг верхней точки сферы играют роль «циферблата» этих уникальных часов. Верхний ряд празднично одетых дам и господ оживал. Они поднимали руки и покачивали головами, пока слуги двигались вокруг них на вращающемся диске. Трубачи поднимали свои инструменты, литаврист ударял по барабанам металлическими молоточками.

​Шар-головоломка

Ажурный многогранник, слоновая кость, высота 9 см, диаметр шара 4 см, Эгидиус Лобенигк, (1584 г.), музей Зеленые своды, Дрезден.

Для многих европейцев прошлого слоновая кость ассоциировалась со знаниями или «научным вкусом». Изделия из слоновой кости коллекционировали и хранили в кунсткамерах. Искусству резьбы по кости обучались даже коронованные особы. В 1605 году Максимилиан, герцог Баварский, подчеркнул гордость, которую испытывает человек, создающий предмет искусства, выгравировав на изготовленном им сосуде из слоновой кости: «Ebur Ars Nobilitat, Artem Auctor Maximilianus Dux Bavaria» (Искусство резьбы по слоновой кости облагораживает, создатель сего Максимилиан, герцог Баварии).

Мне нравится21
16
Добавить в закладки
937
16 комментариев
P_Olga (Ольга)
2023-09-07 18:06:24
+4

Выше моих сил понимания! Сколько Вера нам показала красоты и великолепия, загадочных шедевров. И вот очередное волшебство в кости. 

Primavera (Вера)
2023-09-08 09:51:21
+1

Спасибо, Оля! После таких подборок кажется, что ничего удивительнее уже не найти… Но потом находится)

tgkh5501 (Татьяна)
2023-09-07 20:14:18
+4

Это что-то фантастически-сказочное… Как можно создать такую красоту...  И снова я про технологию изготовления такой фантастики

Primavera (Вера)
2023-09-08 09:51:59
+1

Слов нет — создания удивительные и прекрасные))

Зоя
Зоя
5332
2023-09-07 23:01:02
+2

Я не понимаю, не соображаю как это сделано? И даже не хочу вникать, ломать голову по каким законам геометрии или физики их создавали! Я просто любуюсь прекрасным творчеством мастеров прошлого. Какие эти шары воздушные, легкие, загадочные, действительно дьявольские!!! Верочка, огромное спасибо за историю, за описание, за показ этих шедевров !!! 

Primavera (Вера)
2023-09-08 09:54:35
+2

Спасибо, Зоя! Помимо технической сложности вырезания внутренних сфер, меня еще завораживает внешний декор и точность расчета орнаментов — удивительное искусство, невероятная точность, бесподобное мастерство))

tasha (Наталия)
2023-09-08 00:01:02
+2

Сколько раз видела такие чудеса, столько хотелось «открыть» шар, заглянуть внутрь. Непостижимо!!!

Primavera (Вера)
2023-09-08 09:59:43
+1

Наталия, я совершенно согласна. Я впервые увидела это чудо много лет назад в собрании пригородного дворца в Ораниенбауме. В те времена там была выставлена большая коллекция китайского прикладного искусства из Эрмитажа: фарфор, резной лак, резная кость. Эти шары сразу же запомнились. Жаль, что теперь этой коллекции там нет. 

Надин (Надежда Чернышева)
2023-09-08 12:00:45
+2

Это же каким талантом надо обладать, чтобы такое сотворить!!!!?

Primavera (Вера)
2023-09-08 22:07:29
+1

Да, талантом и бесконечным терпением))

Melena
Melena
3167
2023-09-08 14:28:05
+2

Да-а, присоединяюсь ко всем комментариям — удивлена, восхищена, изрядно озадачена )) Спасибо, Вера! Рада за герцога Максимилиана)) А то все правители воюют, а ему повезло заняться облагораживающим делом ))

Primavera (Вера)
2023-09-08 22:35:39
+1

Ну, иногда они это совмещают)) Екатерина II и резьбой занималась, и камеи вытачивала, и повоевать успела))

Melena
Melena
3167
2023-09-09 05:21:02
+1

)) Не знала о таких талантах императрицы )) Столько ещё пробелов в образовании и кругозоре))

Primavera (Вера)
2023-09-09 06:13:00
+1

Тут у меня ошибочка вышла)) 

Извиняюсь за путаницу. Имела в виду жену Павла I, Марию Федоровну. Она, конечно, не воевала, но камеи гравировала))

Ната (Редько Наталья)
2023-09-08 15:05:17
+2

Спасибо огромное, Вера! Полюбовалась, удивляясь!

Primavera (Вера)
2023-09-09 06:07:36
+1

Спасибо, Наталья!