Фарфоровые табакерки XVIII века
Табакерка в виде башмачка из фарфора производства мануфактуры Меннеси в золотой оправе, длина 9 см, Франция, около 1750-1760 гг., из коллекции музея Метрополитен.
Табакерка в форме яйца из севрского фарфора в золотой оправе с эмалью, длина 6 см, Франция, около 1764-1765 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.
В Европе восемнадцатого века Париж лидировал в производстве высококачественных предметов роскоши. Парижские ювелиры изготавливали широкий ассортимент небольших личных вещей, таких как шкатулки, табакерки, футляры для хранения сургуча, пинцетов или принадлежностей для шитья, сувениры и многое другое. Золотые табакерки и шкатулки, украшенные портретными миниатюрами, высоко ценились и часто служили подарками, как личными, так и дипломатическими – послам или придворным сановникам от имени королевских особ. Эти шкатулки и табакерки, вызывающие восхищение, были изготовлены из самых разных материалов. Самые дорогие ювелирные вещицы были искусно изготовлены из золота и украшены бриллиантами, эмалью, лаком и другими роскошными материалами. Табакерки считались очень модным аксессуаром, и некоторые торговцы рекламировали новые табакерки с каждой сменой сезона. Популярность табакерок распространилась по всей Европе и на все слои общества, а для тех, кто не мог позволить себе золото, шкатулки изготавливались из менее дорогих материалов, таких как серебро, черепаховый панцирь и, конечно, фарфор отечественного производства.
Большинство европейских фарфоровых мануфактур производили табакерки. Крупнейшим производителем был Мейсен в Германии, который выпускал большое количество шкатулок примерно с 1735 по 1765 год. В прейскуранте 1765 года упоминается 11 разновидностей этого товара.
Настольная табакерка из мейсенского фарфора в медной позолоченной оправе, высота 10 см, около 1750 г., из коллекции музея Метрополитен.
Табакерку такого размера ставили на стол для целой компании курильщиков, как это показано на внутренней стороне крышки. Эта сцена, написанная в однотонном пурпурном цвете, основана на гравюре Бернара Леписье (1698–1755) по картине художника Жана-Батиста Патера (1695–1736).
Табакерка из фарфора, расписанная галантными сценами в стиле Ватто, в золотой оправе, длина 8,8 см, Франция или Германия, около 1765 г.
Табакерка из мейсенского фарфора с изображением персонажей комедии дель-арте в золотой оправе, длина 8 см, середина XVIII века.
Табакерка из фарфора, расписанная галантными сценами, в золотой оправе, длина 6 см, Франция, конец XVIII века.
Табакерка в стиле шинуазри фарфоровой мануфактуры Сен-Клу в серебряной оправе, длина 9, см, Франция, около 1749–50 гг., из коллекции музея Метрополитен.
Фарфоровая табакерка в виде лимона в серебряной позолоченной оправе, высота 9,5 см, вероятно, Англия, около 1760 г.
Фарфоровая табакерка в виде женской головки в маске с глазами, инкрустированными бриллиантами, в золотой оправе, высота 5,3 см, вероятно, фарфоровая мануфактура Челси, Англия, около 1760-1765 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта. Надпись на французском языке: «Я знаю тебя, прекрасная маска». Можно перевести и так: «Маска, я тебя знаю!».
Табакерка из фарфора (вероятно, мануфактура Франкенталя) с изображением Суда Париса в серебряной позолоченной оправе, длина 8,6 см, около 1770 г.
Табакерка в виде оленя из людвигсбургского фарфора, в золотой оправе, длина 8,3 см, около 1760 г., из коллекции музея Метрополитен.
Табакерка из фарфора с рельефным декором в форме ракушек, мануфактура Каподимонте, в серебряной позолоченной оправе, длина 8,3 см, около 1745 г., из коллекции музея Метрополитен. Внутренняя сторона крышки расписана сценой в порту.
Табакерка из мейсенского фарфора с изображением собачек в золотой оправе, высота 8 см, около 1760 г., из коллекции музея Метрополитен.
Табакерка из китайского фарфора периода Цяньлун (1736-1795) в форме раковины, ширина 8,2 см.
Табакерка из мейсенского фарфора со знаменитым декором «майские цветы», с пасторальной сценой на внутренней стороне крышки, в позолоченной оправе, длина 8,3 см, около 1740-1750 гг.
Табакерка из мейсенского фарфора с изображением сцены в стиле шинуазри на внутренней стороне крышки, около 1740 г.
Табакерка из мейсенского фарфора в стиле рококо с изображением сцен у фонтана по мотивам картин Ватто, на внутренней стороне крышки: дама, читающая любовное письмо, длина 8,6 см, около 1740 г.
Табакерка из мейсенского фарфора в золотой оправе с росписью по мотивам Ватто, диаметр 7,6 см, около 1738 г.
Фарфоровая табакерка с изображением батальных сцен Семилетней войны в золотой оправе, длина 7,6 см, Вена, около 1765 г.
Немецкая фарфоровая табакерка с двумя крышками в золотой оправе, длина 9 см, середина XVIII века.
Табакерка из мейсенского фарфора в стиле шинуазри в золотой оправе, около 1730-1735 гг.
Табакерка из мейсенского фарфора в серебряной позолоченной оправе, диаметр 7,6 см, около 1755 г.
Табакерка из фарфора берлинской фарфоровой мануфактуры KPM в серебряной позолоченной оправе, длина 10 см, около 1760 г.
Овальная табакерка из нимфенбургского фарфора в серебряной позолоченной оправе, длина 8,7 см, около 1770 г. С внутренней стороны крышки помещен портрет курфюрста Саксонии – Клеменса Венцеслауса по гравюре Иоганна Михаэля Сёклера. Снаружи табакерка расписана аллегорическими сюжетами и цветами монохромным пурпурным цветом. Сидящая женская фигура на крышке олицетворяет Саксонию, за ней стоит Слава с перечнем титулов Клеменса Венцелауса и военными атрибутами.
Табакерка с портретом императрицы Елизаветы Петровны производства Императорского фарфорового завода в серебряной позолоченной оправе, длина 7,7 см, Санкт-Петербург, около 1750 г.
Табакерка в виде конверта, Императорский фарфоровый завод, серебряная позолоченная оправа со стеклянными стразами, длина 8,4 см, Санкт-Петербург, 1762 г.
Такие табакерки в виде конвертов с именем и адресом конкретного человека, написанными почерком, стилизованным под настоящий почерк отправителя, с изображением сургучной печати на обороте, были популярным подарком. Табакерки в форме конвертов изготавливались по индивидуальным заказам, и каждый экземпляр документировался в записях Императорского фарфорового завода. Эта шкатулка была адресована «Милостивой государыне Федосии Михайловне, Ее высокородию советнице г-же Турчаниновой в Сысертском заводе именуемом «Императрица Анна». Федосия Михайловна Турчанинова (1722–1763) была дочерью богатого владельца солеварни в Соликамске под Пермью.
Этот конверт и табакерка с портретом Елизаветы Петровны изготовлены в первые десятилетия работы Императорского фарфорового завода, основанного в 1744 году.
Ну что сказать: «шикарно, богато, гениально». Действительно высококачественные предметы роскоши. Всего лишь табакерки, время меняет темп и стиль жизни, казалось бы совершенно не нужные вещицы, но какая тонкая красивейшая работа мастеров. И в наше время им нашлось место в музеях, коллекциях, что бы мы могли видеть, восхищаться и удивляться!!! Спасибо огромное за показ!
Спасибо, Оля! Да, эту тему можно было бы отнести к категории «Забытые вещи». И все же эти маленькие коробочки до сих пор актуальны как маленькие шкатулки. Хотя вы правы — теперь это скорее антиквариат, предмет коллекционирования, музейная редкость))
я согласна, что в виде шкатулочки, это очень даже актуально. Хранить в такой шкатулке ювелирные украшения, это несбыточные мечты. Хотя, есть же подобные вещицы передающиеся из поколения в поколение и называются семейными реликвиями.
Да, у меня есть маленькие шкатулочки, в которых я храню украшения. Раньше я их покупала. Ездила в командировки и привозила из разных уголков страны в качестве сувениров. Но вот таких антикварных вещиц, конечно, не видела)
Какие милейшие миниатюрные вещицы! Конечно, они принадлежали и дарились избранным особам! Шикарный фарфор, эти портреты, пейзажи, каждая вещица целое состояние! 18 век — я бы и сегодня не отказалась от такого подарка! Верочка, спасибо, помечтала, полюбовалась с удовольствием !![:inlove:](/static/smiles/inlove.gif)
Спасибо, Зоя! О таком подарке и можно только помечтать)) Зато посмотреть в музейных коллекциях — проще простого. Очень много табакерок в коллекциях музея Метрополитен и музея Виктории и Альберта.
Шикарные вещицы! Вера, спасибо за очередную подборку красоты!
Такой фарфор в наше время часто используют как образец для декупажа. Очень актуальный декор. И мне очень нравятся ваши работы. Спасибо, Ирина!![:rose:](/static/smiles/rose.gif)
Вера, точно! Просматривая топик, думала — вот образец для декупажа!
Спасибо, Вера! при всей красоте и изяществе представленных вещиц мне таки вспомнилось знакомство с нюхательным табаком в ранней юности )) незабываемые впечатления )) Поскольку их лучше пережить на пленэре, так сказать )) мой выбор - табакерка из мейсенского фарфора с пасторальной сценой
Мелена, у вас явно аристократические корни)) Даже не представляю, где вы нашли нюхательный табак))
Я выбираю башмачок — самый оригинальный и милый вариант, на мой вкус))![:rose:](/static/smiles/rose.gif)
Вообще нет! Всё гораздо проще )) Бабушка работала в аптеке и чего только у нас дома не было — вот и нюхательный табак в хозяйство затесался, даже упаковку помню. А я книгу какую-то историческую читала на тот момент - вот мне и предложено было «окунуться в ту реальность» (ну и пазухи прочистить заодним)). А башмачок в руку точно ложится хорошо))
божественный фарфор! Столько красоты, искусства, роскоши!
Это верно, фарфор сам по себе — драгоценность))
Спасибо. Вера! Когда я смотрю на табакерки, у меня всегда одно на уме — А ПОЧЕМУ СЕЙЧАС МЫ НЕ НЮХАЕМ ТАБАК? Ведь не зря же, это было столь популярно не только в Азии. но и в Европе. Впрочем, забыли и забыли. А табакерки-то остались!
Нюхать табак я бы не решилась)) А вот подержать в руках такую вещицу очень бы хотелось))