Чаши-наутилусы XVII - XVIII века
На полотнах старых мастеров, создававших великолепные натюрморты, как в волшебном зеркале мы видим всю красоту даров природы и творений рук человека. Прозрачный виноград, подернутый сизой патиной, пушистые персики, сочные дыни с розоватой мякотью и надрезанные лимоны, кажется источают божественный аромат. Все это великолепие в живописном беспорядке разложено на столах, покрытых бархатными и шелковыми скатертями. Рейнское вино мерцает в бокалах, а серебряные вазы и кувшины возвышаются над всей этой роскошью.
Натюрморт с устрицами, чашей-наутилусом и лимоном, Виллем Клаас Хеда, 1662 г.
Натюрморт с чашей-наутилусом, мясным пирогом, гроздью винограда, оловянными тарелками и лимоном. Геррит Виллемс Хеда и Питер де Ринг, XVII век.
Натюрморт с перевернутой таццей, высоким бокалом для вина, пирогом на оловянной тарелке, и чашкей-наутилусом, круг Виллема Клааса Хеда, XVII век.
Натюрморт с персиками, гранатом, виноградом и сливами, раковиной наутилуса на выступе в нише. Йорис ван Сон (1623–1667).
Натюрморт с персиками и апельсином в фарфоровой чаше, с китайской фарфоровой вазой и чашей-наутилусом. Юриаан ван Стрик (1632 - 1687).
Чаши с наутилусом - это то, что объединяет все приведенные натюрморты. Изготовление чаш-наутилусов в драгоценных оправах имеет долгую историю, уходящую в глубь истории до XIV века. Торговля и исследования, начавшиеся в эпоху великих географических открытий, способствовали увлечению коллекционированием экзотических и редких диковинок. Резные раковины наутилуса стали востребованными диковинками для Кунсткаммер и Вундеркаммер по всей Европе. Появление новых материалов побуждало ювелиров и художников создавать скульптуры и предметы повседневного обихода с использованием этих новинок в своих творениях.
Одним из первых жителей Европы, который наблюдал наутилусов в их естественной среде обитания, был сотрудник голландской Ост-Индской компании Георг Румфиус (1627-1702), который жил на острове специй Амбойна, каталогизируя, как ученый, и отправляя раковины коллекционерам в Европе. Его работа D'amboinische Rareitkamer была впервые опубликована на голландском языке через три года после его смерти и впоследствии переведена на французский, немецкий и русский языки. Он описывает длительную подготовку раковин наутилуса в Амбойне: как выбирались только самые большие и чистые, затем раковины мариновались в кислоте в течение более двенадцати дней, чтобы ослабить внешнюю оболочку и обнажить перламутр, который затем натирали спиртом, чтобы сделать его блестящим.
Самыми известными мастерами, специализировавшимся на создании чаш с наутилусами, была семья Беллекин, династия граверов, основанная Иеремией, который поселился в Амстердаме в 1608 году. Его сын Жан продолжал заниматься гравировкой на перламутре. Самым прославленным мастером в семье стал Корнелис Беллекин благодаря изяществу работ, украшенных искусной гравировкой.
Голландская чаша-наутилус в серебряной оправе, украшенная резьбой и гравировкой с изображением сюжета "Похищение Европы", выполненная выдающимся мастером, Корнелисом Беллекином (около 1625 - до 1711), высота 26 см, Амстердам, вторая половина XVII века.
Голландская чаша-наутилус в серебряной оправе, украшенная гравировкой с изображением фигур в классическом пейзаже, высота 23,7 см, круг семьи Беллекинов, Амстердам, XVI-XVII век.
Голландская чаша-наутилус в позолоченной серебряной оправе с изображением морских чудовищ и увенчанная женской фигуркой на дельфине, высота 39 см, начало XVII века.
Немецкая чаша с наутилусом (около 1644 г.), украшенным гравировкой с изображением гербов Тобиаса Марка Дюваля и его жены Маргаретты фон Плессин. Оправа XIX века выполнена Отто Фридрихом Йоханнсеном (Германия, Прец) около 1740 года, высота 21 см, около 1644 г.
Немецкая чаша-наутилус в форме лебедя в серебряной позолоченной оправе, высота 34 см, Дингейдельн и сын, XVII век.
Чаша-наутилус в серебряной оправе с изображением герба, высота 18,2 см, первая четверть XVII века.
Чаши-наутилусы в серебряной оправе, высота меньшего 28,5 см, конец XVII века.
Чаша-наутилус в серебряной позолоченной оправе с изображением гиппокампа, увенчана скульптурным изображением Нептуна, чашу поддерживает фигура аборигена, высота 42 см, Доминик Салер, Аугсбург (Германия)1695-1700 гг.
Чаша-наутилус в серебряной позолоченной оправе, поддерживаемая фигурой Тритона и увенчанная изображением Амура на дельфине, Альбрехт фон Хорн, Аугсбург, высота 38,2 см, 1647-1651 гг.
Чаша-наутилус в серебряной позолоченной оправе на ножке в виде стилизованного дельфина, высота 17,2 см, около 1700 г.
Чаша-наутилус в серебряной позолоченной оправе, с изображением туземца в юбке, поддерживающего чашу, высота 33 см, Поль Соланье, Аугсбург, 1703-1709 гг.
Чаша-наутилус в серебряной позолоченной оправе, с изображением Нептуна на дельфине, ножка чаши выполнена в виде ребенка, ставшего на одно колено, высота 33 см, Германия, конец XVIII века.
Чаша-наутилус в серебряной позолоченной оправе, увенчанная женским бюстом, высота 34,5 см, Германия, конец XVIII века.
Чаша с гравированным наутилусом в серебряной оправе, колониальная работа, высота 14,5 см, конец XVIII века.
Спасибо!
Спасибо вам, Валентина!
Какие они красивые!!! Еще и с гравировкой, так здорово!!! Такой красивый контраст — хрупкая раковина и металлическая оправа)) Великолепно и замечательно!! И раз их даже на натюрмортах изображали, значит они были достаточно распространены, мне кажется. Спасибо огромное!!
К сожалению, наутилусы на грани исчезновения. Обитают только в регионе Полинезии. Размножаются очень медленно. А вылавливают их очень активно. Сейчас пытаются запретить вылов наутилуса, как запретили сбор кораллов или добычу слоновой кости. Но пока безрезультатно(
Очень жаль((
Как интересно и очень красиво! Спасибо!
Спасибо, Светлана! По этой теме — с Наутилусами будет еще 2 топика. Так что заглядывайте)
Очень интересно. Для меня впервые. Очень изящные вещицы. Как красиво сделаны. Такое мастерство, даже не вериться, что 16 век.
Я увидела эти чаши еще в детстве в Эрмитаже. Они стояли в витринах вместе со старинным серебром. И влюбилась)
Спасибо, Вера, очень интересно!
Наталья, спасибо! Сегодня Наутилусы 19-го века — тоже будет интересно)
Спасибо, Вера.Очень красивое сочетание-металл, и раковина… Понравилось!
Леночка, спасибо! Белый перламутр очень красиво смотрится в серебре, а розоватые раковины замечательны в золоте.
Вера, СПАСИБО! Очень интересно!
Надежда, спасибо!
Натюрморты с наутилусами бесподобны! Про наутилусы я узнала впервые! Красота неописуемая! Спасибо, Верочка, Ваша работа достойна восхищения !
Зоя, спасибо! У Вас всегда есть для меня доброе слово)
Удивительное сочетание природы и творчества. Металлические оправы очень красиво обрамляют нежнейший перламутр. Тонкая работа!
Перламутр и в золоте и в серебре хорошо смотрится. Удивительное изобретение природы!