Зеркало с обратной росписью
Зеркало из 23-х элементов с обратной росписью, украшенное пейзажными сценами, натюрмортами, птицами и цветами, высота 147,5 см, Китай, около 1760 г.
Это монументальное зеркало прекрасной раме из позолоченного дерева примечательно не только своим необычайно большим размером, но и сложной обратной росписью. Стекло расписано в Китае, а рама создана лондонскими краснодеревщиками, такими как Джон Линнелл или Томас Чиппендейл.
Практика росписи на зеркалах возникла в Китае после 1715 года, когда в Пекин прибыл иезуитский миссионер отец Кастильоне (наиболее распространенная версия). Он снискал расположение императоров Юнчжэна и Цяньлуна, и ему было поручено украшение Императорского сада в Пекине. Он умел рисовать маслом на стекле - техника, которая уже практиковалась в Европе, но была неизвестна в Китае. Китайские художники, переняли эту практику. Обводя контур рисунка на оборотной стороне зеркала с помощью стального инструмента, художник снимал зеркальную амальгаму, а затем заполнял свободное пространство живописным изображением. Использовался и другой метод, когда сначала создавался рисунок, а зеркальный слой наносился поверх него.
“Больше года я почти не занимался ничем другим, кроме рисования по стеклу. Из Европы привозят большое количество красивых больших зеркал, которые мандарины Кантона покупают на торговых судах и предлагают императору… Этот тип живописи тем более красив, что при взгляде с небольшого расстояния кажется, будто фигуры, животные, пейзаж или любой другой рисунок не нарисованы на зеркале, а отражены; в просветах, оставленных картиной, можно увидеть лицо человека, что делает картину очень привлекательной и разнообразной. Этот тип живописи не вызвал бы неприязни в Европе, особенно если бы был выполнен с хорошим вкусом”.
Письмо брата Аттире, придворного художника императора Цяньлуна, 1741 год.
Пара больших зеркал с обратной росписью с изображением сцен отдыха на берегу реки, высота 179 см, Китай, конец XVIII века. Одно из зеркал символизирует весну и молодость, а другое – осень и старость.
Хотя стекло и производилось в Китае с давних пор, производство листового стекла большого размера началось только в XIX веке. Даже в императорских стекольных мастерских, основанных в Пекине в 1696 году под руководством баварского иезуита Килиана Штумпфа, оконное или зеркальное стекло не обладало достаточно хорошим качеством. Поэтому начиная с середины XVIII века в Кантон (Гуанчжоу) из Европы присылали листы как прозрачного, так и зеркального стекла. Спрос на стеклянные картины, которые почти исключительно производились на экспорт, подогревался европейской модой на восточную экзотику. Аристократы Старого Света, а затем и американские коллекционеры тратили огромные суммы на приобретение этих произведений, стоивших целое состояние.
Пара зеркал с обратной росписью с изображением речных пейзажей, длина 74 см, Китай, начало XIX века.
В XVIII веке дорога в Китай была долгой и опасной. Плавание занимало двадцать месяцев, в течение которых экипаж сталкивался с жестокими штормами, сильными и опасными течениями, штилем и рифами. Помимо природных испытаний, им приходилось опасаться нападения пиратов, которые поджидали их в Зондском и Малаккском проливах. Порт Кантона (Гуанчжоу) был единственной точкой контакта жителей Запада с Китаем. Большие корабли не могли пройти в сам Кантон, им приходилось швартоваться у Вампоа, небольшого острова на Жемчужной реке за пределами Кантона. Оттуда команда гребла на небольших лодках вверх по реке, чтобы добраться до Кантона, где велась вся торговля. Но сначала «суперкарго», как называли представителей владельца торгового судна, должны были согласовать условия своих торговых сделок с чиновниками, выполнявшими функции таможенных инспекторов провинции Кантон. Эти встречи включали в себя тщательно продуманные церемонии и обмен подарками. При успешном исходе встречи суперкарго получали благоприятные торговые условия и склад на Вампоа, где они могли хранить товары.
Зеркало с изображением девушки с корзиной цветов, обратная роспись, высота 52 см, Китай, около 1765 года.
Зеркало с обратной росписью с изображением утки на берегу реки, высота 122 см, Китай.
Зеркало с обратной росписью, длина 79 см, Китай, середина XVIII века.
Зеркало с изображением двух фазанов среди цветущих ветвей, обратная роспись, позолоченная деревянная рама в стиле рококо, высота 109 см, Китай, конец XVIII века.
Зеркало с изображением девушек, наслаждающихся чаем на берегу реки, обратная роспись, позолоченная деревянная рама в стиле рококо, высота 166 см, Китай, около 1760 года.
Наиболее популярными сюжетами для росписи были буколические и речные пейзажи, часто с роскошно одетыми китайцами, занимающимися неторопливыми занятиями. Такие картины помещали в изысканные позолоченные рамы в стиле Чиппендейл или шинуазри.
Зеркало с изображением двух зимородков, обратная роспись, оригинальная позолоченная деревянная рама, высота 59 см, Китай, конец XVIII века.
Рама этого зеркала изготовлена в Китае и является примером того, как китайские мастерские копировали стиль европейских мастеров. Такие рамы, более простые, чем рамы периода рококо, с резными «жемчужинами» вдоль стекла и растительным мотивом на внешней кайме, позже стали популярны в Китае, оказав влияние не только на историю западных, но и китайских интерьеров. Традиционная же китайская живопись до той поры оформлялась преимущественно в виде свитков.
Зеркало с обратной росписью, высота 30,5 см, Китай, конец XVIII века.
Зеркало с обратной росписью с изображением сокола и виноградных лоз, высота 73 см, Китай, XIX век.
Зеркало с обратной росписью с изображением дамы, снимающей украшения перед сном, по гравюре Готье-Даготи, выполненной по картине Боонена, высота 59 см, Китай, конец XVIII века.
Иногда заказчики хотели получить совершенно определенную картину на стекле. Образцами для таких работ служили рисунки и гравюры европейских художников. В некоторых случаях роспись занимает только часть зеркального полотна, и тогда его можно было использовать по прямому назначению. Но есть и примеры картин, занимающих всю поверхность зеркала, и даже копии полотен известных художников, созданные методом обратной росписи.
Зеркало с обратной росписью по мотивам картины Буше «Купание Венеры», высота 55,5 см, Китай, конец XVIII века.
Зеркало с обратной росписью по мотивам картины сэра Джошуа Рейнольдса «Амур, развязывающий пояс Венеры», высота 55 см, Китай, конец XVIII века.
Картину Джошуа Рейнольдса, которая послужила прообразом для росписи этого зеркала, можно увидеть в галерее Тейт в Лондоне. Моделью Венеры была не кто иная, как Эмма Харт, знаменитая красавица, которая позже станет знаменитой леди Гамильтон, возлюбленной лорда Нельсона, источником вдохновения для многих художников, включая Ромни, Виже-Леберн и Рейнольдса. Следующая картина на стекле тоже скопирована с работы Рейнольдса: портрет миссис Хейл в роли Евфросины, одной из Трех Граций (олицетворение Грации и Красоты и служанка Венеры).
Картина на стекле с обратной росписью по мотивам картины сэра Джошуа Рейнольдса «Портрет миссис Хейл в роли Евфросины», высота 64 см, Китай, конец XVIII века.
Пара зеркал с обратной росписью с изображением дам в чепцах в манере Мэтью Уильяма Питерса, высота 27 см, Китай, начало XIX века.
Уникальный эбеновый шкаф, украшенный шестьюдесятью зеркальными китайскими панелями с обратной росписью, высота 245 см, около 1760 г.
Книжный шкаф. Дверцы слева.
Книжный шкаф. Дверцы справа.
Этот впечатляющий книжный шкаф является чрезвычайной редкостью не только из-за баснословной стоимости эбенового дерева, которое краснодеревщики чаще всего использовали для выполнения только некоторых деталей декора. Китайские зеркала с реверсной росписью редко использовались для отделки мебели. Шестьдесят зеркальных панно этого шкафа делают его совершенно уникальным произведением искусства. Каждая секция, очевидно, была изготовлена специально для этого шкафа, поэтому чертежи или образцы рисунка зеркал должны были сопровождать стекло, когда его отправляли из Англии в Китай для окраски. Картины составляют упорядоченную схему декора: наверху каждой двери находится подвесная корзина с цветами, за ней следует натюрморт с вазами и цветами, центральное восьмиугольное панно с изображением китайских фигур, еще один натюрморт с фруктами и цветами и, наконец, морской пейзаж. Зеркальные панели, окружающие эти сцены, также соответствуют стилю и украшены птицами, насекомыми и цветами. Вместе они образуют, наверное, одну из самых красивых коллекций китайской живописи на стекле XVIII века.
Вера, это же целый мир зеркал! Уникальный мир сохранившийся до наших дней. Чудо!!!
Да, это забытое искусство. Теперь такого не делают)
Первый раз вижу и слышу о зеркалах с обратной росписью! Просто зеркало -- это мистический предмет, портал в другой мир, а если смотреться перед сном, то можно во сне прогуливаться по прекрасным пейзажам или наслаждаться чаем с девушками на берегу реки! Удивительной красоты рамы, но поразил, конечно, шкаф, который входит в одну из самых красивых коллекций китайской живописи на стекле ХVIII века. Росписи всех зеркал неотразимы, которыми можно любоваться бесконечно. Спасибо, Верочка за то, что Вы показываете нам шедевры мирового искусства !
Присоединяюсь — действительно посмотреться вечером перед сном в такое зеркало — это начало удивительного ночного переживания ))
Спасибо, Зоя! Зеркала — вообще интересная тема) А эта техника очень необычная и сложная. Такие зеркала большая редкость, а уж шкаф — нечто исключительное, единственное в своем роде произведение искусства. Такие темы очень интересно исследовать))
О, да! Спасибо, Вера! Я тоже не знала о такой росписи — стать частью пейзажа или сюжета, смотрясь в такое зеркало — это незабываемое и чудесное переживание! А драгоценный шкаф — вообще портал в фантастическое измерение)) Слов нет — куда мы сегодня с Вами попали!
Не даром зеркалам приписывают магические свойства)) И в литературе на эту тему фантазий достаточно, начиная с Льюиса Кэррола, а может быть и до него)) В детстве я боялась в полутьме смотреть в зеркало. Не известно, что за чудище там прячется))
Спасибо, Вера!Очень приятно узнавать новое и интересное!
Спасибо, Наталья! В истории искусства так много интересного! Стоит только поискать))
Прекрасные вещи! Восхитительные! А сколько труда в это вложено...
Сейчас все проще: снимают амальгаму с обратной стороны с помощью пескоструя через трафареты и фсёооо. Но тоже очень мило. Но нет такой сказочной красоты и изящества.
А еще, на мой взгляд, самое сложное в такой работе — это роспись в обратном порядке, когда первым слоем должны лечь те мазки, который в живописи становятся финишными. Нужно научиться переворачивать изображение в собственном сознании. Это нелегко.
да не то слово! Не просто мазки по порядку, а еще и учесть все тона и полутона... Это высший пилотаж
Точно. Особенно копии картин европейских мастеров