«Зеркало души» в ювелирной оправе
Миниатюра «Глаз влюбленного» в форме полумесяца на подвеске с жемчужной окантовкой, около 1800 года, из коллекции Музея Виктории и Альберта.
В коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне есть особенная группа необычных ювелирных украшений, которые получили название «Глаз влюбленного». Такие украшения стали недолговечной причудой моды на рубеже XVIII и XIX веков, как знак любви в виде миниатюрного изображения глаза.
Миниатюра «Глаз влюбленного» в золотой оправе с гранатами и жемчугом, около 1800 года, из коллекции Музея Виктории и Альберта.
Миниатюра «Глаз влюбленного», оформленная как золотая брошь, обратная сторона оформлена монограммой «JH» и каштановым локоном под стеклом, из коллекции Музея Виктории и Альберта.
Миниатюрные портреты в медальонах, которыми обменивались влюбленные, всем нам знакомы. Но далеко не всегда влюбленные того времени могли заявить о своих чувствах открыто. Иногда помолвку держали в секрете, если семья не одобряла такие отношения. На этой интриге построено множество романов того времени. Идея миниатюры «Глаз влюбленного» как раз заключалась в том, что глаз будет узнаваем только адресатом без риска случайно раскрыть личность тайного возлюбленного. Учитывая, что глаза во все времена считались зеркалом души, такое изображение несло определенный любовный посыл.
Нарисованные акварелью на слоновой кости или гуашью на картоне, миниатюры вставляли в кольца, подвески, броши и медальоны, как подарок для женщины, либо в табакерки и футляры, как подарок для мужчины.
Футляр для зубочисток из слоновой кости, украшенный миниатюрой «Глаз влюбленного», около 1800 года.
Миниатюра «Глаз влюбленного» работы Уильяма Петера, установленная в футляре из слоновой кости, на фоне красного бархата, 1817 г., из коллекции Музея Виктории и Альберта.
Миниатюра на слоновой кости «Глаз Марии Майлз Хейворд» работы Эдварда Грина Малбоуна, около 1802 г., из коллекции Музея Метрополитен.
Эта миниатюра – единственная из тех, что я видела, имеет указание на имя модели. И это понятно: все-таки это были интимные, тайные сувениры.
В аннотации к «глазным» украшениям Музея Виктории и Альберта сказано следующее: «Они представляли собой … попытку запечатлеть «окно души», предполагаемое отражение самых сокровенных мыслей и чувств человека. Часто, как в данном случае, в результате получалось уникальное ювелирное изделие. Иногда, однако, результат был просто неприятно анатомическим или пугающе сверхъестественным». И еще одна интересная подробность. Эти украшения чаще всего относятся к двум категориям музейного каталога: «живопись» и «жуткий». Вот такие смешанные чувства вызывает эта мода у наших современников. А вот сентиментальный человек начала XIX века отнес бы их в категорию «милые». В наше время эти очень личные знаки любви большая редкость, и высоко ценятся коллекционерами.
Миниатюра «Глаз влюбленного» на слоновой кости, оформленная в виде золотого кольца с эмалью, около 1800 года.
Миниатюра «Глаз влюбленного» на слоновой кости, оформленная в виде золотой броши с гранатом, бирюзой и жемчугом, около 1800 года.
Миниатюра «Глаз влюбленного» на слоновой кости, оформленная в виде броши со вставками из розового топаза, около 1800 года, из коллекции Музея Виктории и Альберта.
Миниатюра «Глаз влюбленного» на слоновой кости, оформленная в виде броши, окаймленной жемчугом, около 1800 года, из коллекции Музея Виктории и Альберта.
Со временем изображения глаз изменили свое первоначальное значение и превратились в форму мемориальных украшений, иногда называемых «слезными». Украшенные слезой или изображенные как смотрящие сквозь облака, миниатюры вызывали воспоминания об утраченных близких людях.
Миниатюра на слоновой кости с двумя «слезинками» из бриллиантов, оформленная в виде золотой броши, обрамленной жемчугом, около 1800 года, из коллекции Музея Виктории и Альберта.
Ого! Никогда такого не встречала, спасибо, Вера, за просвещение. Не уверена, что это мне нравится, вернее, что я смогла бы носить это, хотя это же определенное время. Фантазии человеческие безграничны. Живопись интересна.
Спасибо, Наталия! Вряд ли такие миниатюры носили открыто — это очень интимные вещицы. Но дарители старались оформить их как драгоценность. Такой вот фрагмент ювелирной истории)
Действительно, никогда такого не встречала. Было интересно, спасибо, Вера!
Спасибо, Мелена! Да и я таких украшений не встречала. Нашла их только в двух музеях. Похоже, это была чисто английская мода)
Ну и ну! Каких только украшений не бывает!
Вера, Вы своими раскопками повысили мой интеллектуальный уровень на несколько позиций. Спасибо!
Спасибо, Татьяна! Чего только не найдешь в музейных коллекциях) Многие, давно позабытые вещи, теперь кажутся странными и невероятными)
Конечно, это причуды времени. Для меня это жутковато — носить с собой чей-то глаз или мой глаз был бы у кого-то. Было очень интересно узнать. Спасибо, Верочка за такой необычный пост.
Действительно, эта мода кажется нам очень странной) Но я представляю себе, что мог бы чувствовать человек того времени. Вот, например, обычай хранить пряди волос в медальонах или сплетать из волос кольца - а это была обычная практика. Теперь такие украшения смотрятся довольно странно, даже неприятно. А когда-то это воспринималось как милое сердцу воспоминание)