Японская чайница нацумэ
Чай – удивительный напиток. Существует множество рецептов его приготовления и особенных ритуалов, связанных с его употреблением. В России – это дружеские беседы с непременным самоваром (или хотя бы с чайником), конфетами и плюшками. В Англии – знаменитый файф-о-клок. И кто не слышал о японской или китайской чайной церемонии?
Японская чайная церемония. Посуда для заваривания чая.
Японская чайная церемония постепенно сформировалась из множества практик чаепития под влиянием буддистской философии. Для проведения чайной церемонии используется особенная чайная посуда. Сегодняшняя подборка посвящается японским чайницам, в которых хранят порошок из тонко измельченных чайных листьев. Именно такой порошок используют в чайной церемонии.
В японской чайной церемонии применяются несколько видов чайниц, которые отличаются по форме и по материалу, из которого они изготовлены:
- тяире– небольшой сосуд из глазурованной керамики,
- нацумэ – небольшой контейнер в форме плодов зизифуса (ююба), обычно из лакированного дерева или папье-маше, изысканно инкрустированный золотым лаком, вещица, предназначенная для созерцания и получения эстетического наслаждения.
Целые чайные листья до их измельчения хранятся в больших керамических чайницах, тяцубо. Это чисто функциональный сосуд, имеющий четыре петельки в верхней части, предназначенные для крепления веревки, которая прижимает крышку сосуда.
Большая чайница тяцубо, высота 39 см, Япония или Китай, XVI-XVIII век, из коллекции Лос-Анжелесского художественного музея (LACMA).
Керамическая чайница тяире с крышкой из слоновой кости, высота 9 см, Япония, XVII век, из коллекции музея Виктории и Альберта.
Керамические чайницы не отличаются особым декором. Это глиняные сосуды, покрытые, как правило, коричневой глазурью. А вот нацумэ – это настоящие произведения искусства лакирования, изготовленные с применением традиционных техник золочения маки-э. В этой технике рисунок создается путем просеивания порошкообразного золота, серебра или меди через тонкие бамбуковые трубочки на влажную лаковую поверхность. Причем золотым лаком декорировалась не только внешняя, но и внутренняя поверхность чайницы.
Лаковый нацумэ типичной формы, украшенный растительным орнаментом, высота 7 см, XVIII век.
Лаковый нацумэ, конец XIX века, из коллекции музея Читры.
Японские чайницы изготавливались в самых разных формах и размерах, эта конкретная приземистая форма известна как хира-нацумэ. Рисунок на внешней стороне чайницы изображает клен и вишню, растущие по берегам реки. Внутренняя сторона крышки украшена композиция из веточек валерианы и колокольчика.
Лаковый нацумэ, украшенный нарциссами, травами и другими цветами, высота 7,5 см, мастер Сансё, первая половина XIX века.
Лаковый цилиндрический нацумэ с изображением хризантем в технике маки-э, высота 8,5 см, мастер Шиоми Масанари, начало XIX века.
Черный лаковый нацумэ, украшенный золотым и красным маки-э, с изображением рака, высота 8 см, мастер Хисайе, первая половина XIX века.
Лаковый нацумэ в форме тыквы, украшенный золотым и серебряным маки-э, высота 9 см, первая половина XIX века.
Лаковый нацумэ, украшенный инкрустацией из перламутра, XIX век, из коллекции музея Читры.
Лаковый нацумэ с изображением осенних растений и цветов, украшенный инкрустацией из перламутра и золота, XIX век.
Лаковый нацумэ, украшенный изображением пяти журавлей, поднимающихся к полной луне, высота 10 см, XIX век.
Лаковый нацумэ, украшенный золотым растительным орнаментом, высота 10 см, XIX век.
Нацумэ из красного лака с изображением стрекозы, инкрустированный золотой фольгой и перламутром, диаметр 8 см, конец XIX века.
Лаковый нацумэ, украшенный изображением цветущего вишневого дерева из золота и серебра с использованием техник маки-э, высота 6 см, конец XIX века.
Лаковый нацумэ в виде гротескной фигурки сидящего актера в придворной одежде, его ноги спрятаны под юбкой, украшенной серебряным, черным, красным и золотым лаком, высота 9,7 см, конец XIX века.
Лаковый нацумэ, украшенный осенними растениями и цветами в технике маки-э, высота 7 см, мастер Харуи Комин ((1869-1922/3), начало XX века.
Черный лаковый нацумэ цилиндрической формы с изображением сосны по дизайну Тосы Мицусады, украшенный золотым и серебряным маки-э, высота 7,6 см, начало XX века.
Черный лаковый нацумэ с изображением кузнечика, украшенный золотым маки-э, высота 6 см, начало XX века.
Нацумэ из лакированного дерева, украшенный золотым маки-э, с изображением стилизованных хризантем, высота 6,5 см, мастер Сотецу, XX век.
Нацумэ из лакированного дерева, украшенный золотым и серебряным маки-э, с изображением сверчков, на внутренней части крышки изображение трав сусуки, усыпанных серебряными каплями росы, высота 8 см, мастер Мория Сётей (1890-1972), середина XX века.
Лаковый нацумэ, украшенный золотым и серебряным маки-э, с изображением гвоздик, высота 7 см, мастер Мория Сётей, середина XX века.
Лаковый нацумэ, украшенный цветами камелии в технике объемного маки-э с инкрустацией золотом и перламутром, высота 7 см, мастер Мацуда Гонроку (1896-1986), XX век.
Медный нацумэ, инкрустированный золотом, с изображением луны на фоне бамбука, мастер Гото Хоккё Итидзё, высота 6,5 см, XIX век.
Медный нацумэ, украшенный перегородчатой эмалью, мастерская Намикава Ясуюки, высота 6,4 см, около 1880-1900 гг.
Металлические нацумэ, инкрустированные цветными металлами или эмалями, встречаются гораздо реже лаковых. И совершенно исключительная редкость – фарфоровый нацумэ, инкрустированный перегородчатой эмалью. Сама эта технология была большой редкостью. Изобретение способа нанесения перегородчатой эмали на керамический сосуд приписывают мастеру по перегородчатой технике Цукамото Кайсуке (1828-1887) из Нагои. Однако эта техника никогда не пользовалось большой популярностью. Вероятно потому, что эмали на фарфоре выглядят тусклыми и склонны к растрескиванию. Тем не менее, и в этой технике можно было получить прекрасные и долговечные образцы.
Фарфоровый нацумэ, украшенный перегородчатой эмалью, с изображением двух перепелов среди цветов, около 1870-1880 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.
maravilhosos.
Obrigado! Eu também gosto muito deles)
Спасибо, Вера! Получила огромное эстетическое удовольствие от созерцания )). О том, что в чайной церемонии используется именно порошок, а не листья услышала впервые. Хотя и не погружалась в эту традицию. Благодаря Вам, обогащение нашей внутренней среды неизбежно)))
Спасибо, Мелена! Я сама про чайную церемонию знаю только теоретически)) Зато материалов по ней в интернете предостаточно)
Вот как это выглядит))
Такой яркий цвет у сухого листа — без секретов и нюансов не обошлось))) Спасибо!
Утверждать ничего не берусь, но по сведениям из интернета, такой фисташковый цвет имеет сорт чая сенча — асамуши, из самых молодых листочков.
На вид дивно, и на вкус, наверное. тоже))
Я не уверена… До сиз пор не понимаю, в чем феномен суши))
Есть можно… и все)
Абсолютно согласна))
Спасибо! Про Китай и Японию и их традиции очень интересно смотреть(побывать там не получится).А про чайную церемонию я уже видела(возможно в фильмах).И всегда удивлялась, что это они размешивают кисточкой? Чай что ли?(в нашем понимании чай листовой), а оказывается это уже порошок чайный. Буду знать!
Спасибо, Надежда! Было бы интересно поучаствовать в чайной церемонии. Мне вообще нравятся традиции, берущие начало в буддизме. В них много созерцательности и философского спокойствия. То, что нужно городскому жителю)
Как мне понравились японские чайницы нацуме, особенно выполненные в технике маки-э. Чайница с растительным орнаментом -- это же какое терпение надо иметь! Действительно, «когда рисуешь ветвь, нужно слышать дыхание ветра». Когда мне не хочется или сложно что-то делать, я всегда вспоминаю японских мастеров. Верочка, спасибо за новые знания, за красоту, за вдохновение !
Спасибо, Зоя! Растительный орнамент и меня впечатлил) Очень! Издалека кажется ровным однородным фоном. А только вблизи начинаешь различать отдельные веточки этого плотного и гармоничного орнамента. Волшебство))
Как все тонко и изящно… и это про чай… Про ЧАЙ, скорее его Величество чай, не чай в пакетиках или коробочках полных обломков веника, веток и пыли… И как это мило и тонко: растереть лист… Но и как же красивы «упаковки». Представляю как вкусно пить чай на таких чайных церемониях. Услада для души и глаз.
Тааак, Вера, Вы отправили меня в мир грёз и фантазий… СПАСИБО!
Спасибо, Татьяна! Я тут пока искала материал, почитала про чайную церемонию. Очень формализовано, но медитативно: наблюдать за процессом приготовления, обсуждать декор чайной посуды. Это целая философия наслаждения тонкостями бытия)