Берлинское железо
Понятия «железо» и «ювелирные изделия» мало сочетаются друг с другом. Но то, что вы увидите в этой подборке, бижутерией тоже не назовешь.
Браслет, железо, Иоганн Конрад Гайс, Берлин, 1820-1830 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Украшения из железа, покрытого черным лаком, похожие на черное кружево и получившие название «берлинское железо», появились примерно в 1790-е годы. Такие украшения производили на Королевском литейном заводе в Берлине, на литейном заводе Гляйвица в Силезии, и мануфактуре в Горовице (Богемия). Иоганн Конрад Гайс (1771-1846), создавший этот браслет, был пионером многих инновационных техник в литье, и его идеи широко копировались.
Браслет, железо, Август Фердинанд Леман (AF Lehman), Берлин, около 1830 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Железные украшения, часто носимые во время траура, стали символом прусского патриотизма и сопротивления Наполеону I в войне 1813-1815 годов. Женщины жертвовали золотые украшения на поддержание армии. Такие пожертвования отмечались железными кольцами с надписью «Я отдала золото за железо». А затем вошли в моду и более изысканные украшения из железа. Фабрики научились отливать небольшие изящные детали, из которых можно было создавать украшения. Возобновление интереса к средневековому прошлому по всей Европе привело к появлению неоготического стиля. Классические орнаменты с камеями из берлинского железа сменились готическими мотивами, такими как трилистник, четырехлистник, тонкие остроконечные арки. Ювелирные изделия быстро приобрели популярность в других странах. Пик спроса пришелся на 1830-е годы, когда только в Берлине было 27 литейных заводов, производящих ювелирные изделия, а производство распространилось на Францию и Австрию.
Железный браслет, Иоганн Конрад Гайсс, Королевский металлургический завод, Гляйвиц, около 1820 года.
Набор украшений из лакированного железа, Иоганн Конрад Гайсс, Королевский металлургический завод, Гляйвиц, около 1830 года.
Колье из лакированного железа, Иоганн Конрад Гайсс, Королевский металлургический завод, Гляйвиц, около 1820 года.
Французы переняли стиль Fer de Berlin, после того как Наполеон привез формы для литья из похода на Берлин. Большая часть металлических изделий не подписана. Известны марки далеко не всех производителей, в их числе: Гайсс, Леманн, Хоссаур и Деваранн. Подобные украшения также производились и в Вудстоке (Англия). Эти изделия обычно украшены небольшими стальными цветочками, блестками, звездочками и тому подобными деталями.
Железные украшения оставались в моде вплоть до середины XIX века.
Ожерелье Fer de Berlin с медальонами из фарфора, вероятно, Франция, около 1830 г.
Ожерелье принадлежало Марии Каролине Бурбон-Сицилийской, матери малолетнего короля Генриха V, который был королем Франции всего неделю (со 2 по 9 августа 1830 года), после чего корона перешла к его регенту Луи-Филиппу.
Ожерелье, выполненное в средневековом стиле, имело символическое значение. На центральной панели изображен Генрих V в окружении знаменитых предков: Святая Батильда (630–680), Святая Эдвига Анжуйская (1373-1399), Бланш де Кастилья (1188–1252), Мария Медичи (1575–1642), Анна д'Отриш (1601–1666), Анна де Боже, герцогиня Бурбонская (1461–1522) и Адель де Шампань (1145–1206).
Набор украшений из лакированного железа и граненой стали, около 1809 года.
Ограненные стальные элементы придают украшениям блеск, напоминающий огранку драгоценных камней. Трудоемкий процесс и мастерство, необходимое для создания ограненных стальных украшений, сделали их очень ценными и востребованными в викторианскую эпоху, особенно для ношения в период траура.
Этот хорошо сохранившийся ансамбль с отполированными до зеркального блеска стальными пластинами в оправе из берлинского железа дополнен стальными заклепками алмазной огранки. В центральном медальоне изображен крылатый херувим, стоящий на коленях и обнимающий петуха.
Колье из берлинского лакированного железа, около 1840 года.
Колье из берлинского лакированного железа, около 1840 года.
Браслет в средневековом стиле, лакированное железо, Берлин, начало XIX века.
Гребень из берлинского лакированного железа, около 1820 года.
Браслет из лакированного железа с камеей, изображающей Афину, Иоганн Конрад Гайсс, Королевский металлургический завод, Гляйвиц, около 1830 года.
Траурное ожерелье с кулоном в форме креста с изображением Луизы Мекленбург-Стрелицкой (1776–1810), берлинское железо, золото, начало XIX века.
Браслет из лакированного железа, Иоганн Конрад Гайсс, Королевский металлургический завод, Гляйвиц, начало XIX века.
Браслет, железо, Август Фердинанд Леман (AF Lehman), Берлин, начало XIX века.
Ещё одно открытие красоты. Воздушное кружево металла!!!!
У меня такое же впечатление. И есть ощущение легкости, несмотря на тяжесть материала)
Вера, спасибо! Как- то такая красота прошла мимо меня. Удивительные изделия! Несмотря на воздушность и изящество чувствуется в них вес или мне так кажется? А еще, конечно, удивительно: украшения на период траура!!!!
Да, украшения в период траура были в порядке вещей. Мемориальные украшения тоже в этой категории — с памятными надписями, портретами и прядями волос — эти совсем грустные. А берлинское кружево смотрится очень благородно. И его носили не только в период траура. Мне тут напомнили, что в книге «Серебряные коньки» есть место, где такие украшения упоминаются.
«Затем хозяин показал мальчикам великолепное чугунное ожерелье, сделанное в Берлине и купленное им в Антверпене. Эту „чугунную драгоценность“ составляли красивые медальоны очень изящной работы с рисунками, окаймленными превосходной резьбой и ажурным орнаментом. Как сказал мейнхеер ван Генд, это украшение было достойно того, чтобы его носила самая прекрасная женщина в Нидерландах. После чего он с поклоном и улыбкой преподнес ожерелье зардевшейся мевроу ван Генд.»
В переводе употребляется «чугун», но это всего лишь выбор переводчика. В оригинале пишется «Iron». Я проверяла
Книгу не читала, а она оказывается 1865 года! Интересная цитата))) это настоящие украшения, кружевные, изящные. Они подтверждают великое мастерство человека, его ум креативный!
Я книгу читала в далёком детстве. И почти ничего не помню. Нужно перечитать
Даже не верится, что такое «фриволите» можно «связать» из сурового железа....
Фантастические «кружева»!
Да, именно так. Я тоже думаю про кружева, когда смотрю на эти украшения)
Обычно ювелирные украшения, колье, браслеты вестники праздника, счастья, хорошего настроения, никогда не думала, что бывают и траурные. Они как черные кружева — как то пугают и отталкивают. Спасибо, Верочка за просвещение.
Не могу сказать, что меня пугают эти украшения. Мне вообще нравится черное кружево. Именно с кружевом связаны мои ассоциации.
Спасибо, Зоя!
Верочка, меня пугают не кружева, а повод, по которому прижется надеть эти траурные украшения.
Ну да, все мы не хотим, чтобы нам напоминали о неизбежном...
outra surpresa para mim, nunca imaginaria! obrigada.
Obrigado! Ainda há muita coisa maravilhosa no mundo!
Мне очень понравились эти «кружева»! Спасибо, Верочка за просвещение!
Спасибо, Надежда! Так много еще интересного и удивительного в мире прекрасного)
Это точно! И мы вам благодарны за то, что вы это интересное находите и нам рассказываете!
Спасибо! Я с удовольствием)
Спасибо, Вера! Очень интересно )) Глядя на ожерелье с кулоном (в виде креста)), браслеты и гребень как-то навеяло — можно и в ход пустить, если поминки в неожиданное русло «зарулят» (дворцовые интриги и т.д.)) А настоящие в тревожном чемоданчике с верным кучером где-нибудь в укромном месте. Колесо Фортуны...
Какие сложные фантазии)) теперь и мне представляются наполеоно-пушкинские времена)
У меня матушка зачитывалась Морисом Дрюоном — это дворцовые интриги Франции донаполеоновских времён. Я не любитель любого коварства - видимо чёрный цвет и повод навеял.
Я так и не смогла постичь всей прелести Дрюона, хотя примерно сдавала макулатуру, чтобы его купить?
До сих пор для меня загадка: кто выбрал именно этого автора для многомиллионного тиража, и почему?
Я даже половины одной книжки не осилила — интриги, коварство — по мне так топорик в руку — и кто не спрятался… Матушка характером тоже была жёстким, но вот погрузилась — может дань моде, не зря ж в очередях за ним стояла. Не помню куда избавилась — он первым под выселение попал)) А уж кто придумал это издать — там свои интересы, видимо были,
Похоже, что так. Не могу назвать это бессмертной классикой)