Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье
Драгоценное железо Комаи
Период Мэйдзи (1868-1912) принес в Японию множество культурных изменений после того, как страна открыла свои двери для Запада. Поворотным событием в японском искусстве металлообработки стало постановление, запрещавшее самураям ношение мечей. Кузнецы и мастера по изготовлению мечей попали в затруднительное положение, потеряв большую часть своей клиентуры. К счастью, навыки металлообработки можно было использовать для производства различных предметов искусства: ваз, зеркал, портсигаров, табакерок, косметичек, запонок и украшений. Большинство этих изделий отправлялось на экспорт и создавалось с учетом вкусов западных покупателей.
Семья Комаи из Киото на протяжении нескольких поколений производила оружие и другие металлические изделия. Считается, что фирма была основана в 1841 году Комаи Сэйбэем, а международная известность к мастерской пришла в конце XIX века. Комаи Отодзиро (1842-1917), сын основателя, посвятил себя созданию изделий высокого качества для национальных и зарубежных выставок, чтобы утвердить бренд Komai. Его работы демонстрировались на зарубежных выставках и пользовались большим успехом.
В возрасте тринадцати лет Комаи Отодзиро начал обучение у Мисаки Сюсуке, мастера по изготовлению мечей, у которого он изучил техники инкрустации. Примерно в 1873 году Комаи Отодзиро начал продавать изделия из железа с золотой и серебряной инкрустацией в Кобе, центре внешней торговли, и через несколько лет его шкатулки, шкафчики, блюда, вазы и модели пагод пользовались таким спросом, что он стал достаточно состоятельным, чтобы купить большой дом.
Железная шкатулка в форме мешка с сокровищами Хотея, инкрустированная золотом и серебром, Komai, длина 9 см, конец XIX века.
В декоре шкатулки использованы все основные техники инкрустации, которые применяли в мастерской Комаи: хиразоган – плоская инкрустация, таказоган – рельефная инкрустация, нуномезоган (буквально: «тканый узор»). Техника нуномезоган, известная в Японии с XIV века, создавалась путем первоначальной гравировки рисунка на поверхности предмета. В полученные бороздки набивали тончайшую золотую фольгу с последующей полировкой до идеальной гладкости, что придавало ей сходство с фактурой ткани.
Вся красота нуномезогана (дно шкатулки).
В рекламной брошюре примерно 1915 года Комаи Отодзиро II (Отодзиро I вышел в отставку в 1906 году) назвал свою мастерскую «пионером дамасской работы» и описал процесс создания и закрепления характерного черного фона, который требовал около сорока обжигов в печи и последующую полировку.
Обычная композиция декора представляла собой выразительный рисунок по мотивам какой-либо легенды, исторического события, изображения известного пейзажа или сценки с мифологическими персонажами, в обрамлении стилизованного фонового узора.
На крыше шкатулки воспроизведено фактурно выделенное изображение китайского мальчика (карако), лежащего на мешке Хотея и держащего веер, образующий навершие.
Хотей, один из семи японских богов удачи, изображался странником с большим мешком. На многих японских рисунках тушью Хотей и карако изображались вместе. Такие изображения были особенно популярны среди женщин в период Эдо (1603-1868 гг.), как амулет для легких родов.
Пара железных ваз, инкрустированных золотом, серебром, шибуичи (серебряный сплав) и сякудо (сплав золота и меди), Komai, высота 43 см, конец XIX века.
Удивительно сложный декор ваз состоит из объемного изображения играющих в мяч китайских мальчиков (карако) на фоне сложных геометрических и растительных узоров, перемежающихся пейзажными сценами.
Декоративное блюдо с изображением лорда Тайра-но Коремоти, которому угрожает демон, Komai, диаметр 54,5 см, конец XIX века.
Сказка о лорде Тайра-но Коремоти и демоне горы Тогакуси взята из пьесы под названием «Момидзигари» (Любование кленом). По сюжету Коремоти с принцессой отправляется на кленовый пикник. Выпив сакэ, он засыпает, а принцесса превращается в демона. На этом блюде изображена сцена, где Коремоти обнаруживает, что принцесса на самом деле была демоном.
Настольный шкафчик в виде пагоды, украшенный знаменитыми видами Киото, инкрустированный золотом и серебром, Komai, высота 45 см, конец XIX века.
Железный шкафчик с изображением пейзажей, инкрустированный золотом, высота 13,8 см, Komai, конец XIX века.
Крышка шкафчика с изображением храма Чион-ин и его территории.
Ваза, украшенная золотом и серебром в стиле нуномезоган, высота 6 см, Komai, конец XIX века.
Железная шкатулка, инкрустированная золотом и серебром, Komai, длина 23 см, конец XIX века.
Блюдо с изображением пионов и журавля в окружении узоров в стиле нуномезоган, Komai, конец XIX века.
Железная ваза с изображением обезьян, инкрустированная золотом, Komai, высота 18,4 см, конец XIX века.
Железная шкатулка с изображением пейзажа, инкрустированная золотом, Komai, высота 6,4 см, конец XIX века.
Железный сосуд с крышкой с изображением петуха и курочки, инкрустированный золотом, Komai, высота 7,3 см, конец XIX века.
Декоративное блюдо с изображением храмового пейзажа и горы Фудзи, Komai, диаметр 43 см, конец XIX века.
Железная ваза в форме барабана, инкрустированная золотом и серебром, Komai, высота 21,6 см, конец XIX века.
Настольный шкафчик с пейзажами храма Комёдзи в Куродани, инкрустированный золотом, Komai, высота 13,3 см, конец XIX века.
Цилиндрическая ваза с пейзажными сценами, инкрустированная золотом и серебром, Komai, высота 9,7 см, конец XIX века.
Настольный экран с изображением пейзажа, инкрустированный золотом и серебром, Komai, высота 18 см, начало XX века.
Письменный набор, инкрустированный золотом, Komai, начало XX века.
Пара стаканов с изображением цветов, инкрустированная золотом и серебром, Komai, высота 10,2 см.
Футляр для карт с пейзажем на фоне горы Фудзи, инкрустированный золотом и серебром, Komai, высота 9,2 см, начало XX века.
Вот умеют японцы «зацепить» глаз.
Что есть, то есть… Не зря японские товары лучшего в мире качества, хотя и не дешевы, что понятно)
Какое мастерство! Спасибо, Вера!
Спасибо, Ирина! Мастерство, терпение, вдохновение)
Действительно драгоценное железо! Такие миниатюрные предметы, их наверно инкрустировали под микроскопом.Какие необычные композиции с выразительным рисунком по мотивам легенд. Эти «тканые узоры» с точными геометрическими фигурами. Как все точно сделано. Вот где терпение и мастерство!!! Как мне нравятся эти сказочные пейзажи, где все к месту и нет ничего лишнего. Верочка, огромное спасибо, получила наслаждение от просмотра. Это был праздник !!!
Спасибо, Зоя! Некоторые предметы совсем небольшого размера — 9 см. Значит все эти четкие линии геометрических узоров должны быть тоньше волоска — невероятные работы. Я в таком же восхищении)
Спасибо, Вера! Действительно праздник)) Дивная подборка -столько отсылок в работах к текстилю, традиционным вышивкам-стёжкам, что создаётся ощущение тактильной мягкости ))) Невероятное мастерство! Очень понравилось всё))
Спасибо, Мелена! В России эта техника тоже известна как золотая и серебряная насечка. Но тут ещё и невероятная тонкость техники и очарование восточной экзотики)
Прекрасные «драгоценные» работы! Какое мастерство, изящество, уникальность и богатый художественный вкус
Да, в этих работах драгоценно даже и не столько злато-серебро, а сама работа мастеров)