Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье
Безумный гончар из Билокси
«Пальцы следуют за умом, а глина следует за пальцами... любознательный и изобретательный ум необходим для создания новых и любопытных вещей». Джордж Э. Ор
Не могу сказать, что являюсь поклонницей таланта этого мастера. Однако его удивительная биография, история забвения, а затем открытия и необычайного успеха его творческого наследия заслуживают внимания.
Ваза, Джордж Ор, высота 23 см, 1895-1896 гг., из коллекции музея Метрополитен.
Джордж Эдгар Ор родился в семье эльзасских иммигрантов в Билокси, штат Миссисипи, в 1857 году. Он научился кузнечному делу у своего отца, был отдан в ученики сначала к слесарю, затем к лудильщику, работал в свечной мастерской, потом стал моряком и испробовал множество других профессий вплоть до 1879 года, когда друг семьи Джозеф Мейер пригласил его в Новый Орлеан, чтобы учиться гончарному делу. Мейер снабжал гончарными изделиями большую часть юга страны вплоть до конца XIX века.
Кувшин с горчично-кобальтовой глазурью, Джордж Ор, высота 22 см, 1897-1890 гг.
«Когда я нашел гончарный круг, я почувствовал его всем существом, как дикая утка в воде», - писал Ор в двухстраничной автобиографии, опубликованной в журнале по керамике и стеклу в 1901 году. «После того, как я научился превращать небольшой кусочек глины в кувшин, я уехал из Нового Орлеана, путешествовал в течение двух лет… и вернулся домой. Я оценил каждого гончара и гончарные изделия в 16 штатах и с 1881 года ни разу не пропустил ни одной витрины, иллюстрации или литературного прикосновения к керамике».
Когда Ор вернулся в Билокси в 1883 году, он построил гончарную мастерскую и даже изготовил собственный гончарный круг и печь, потратив на все 26,80 доллара. В отличие от других гончаров, Ор участвовал во всех этапах производственного процесса — от рытья красной глины на берегу реки Чутакабуффа до украшения и обжига.
Джордж Э. Ор в окружении своих «грязных младенцев» в своей мастерской в Билокси, 1901 год.
Чернильница в виде домика, Джордж Ор, 1895-1896 гг.
Поначалу в керамике Ора не было ничего особенного. Когда он начинал, его больше заботило содержание жены и десяти детей, и он производил на продажу сувениры для туристов, утилитарную посуду, включая кружки, цветочные горшки и кувшины. В свободное время Ор начал экспериментировать и вкладывать «индивидуальность в каждую банку и кувшин». Он называл эти произведения своими «грязными младенцами», возил их на выставки в Новый Орлеан и Чикаго, но они плохо продавались.
В то время как многие из его коллеги подражали стилю и технике японской и французской керамики, Ор стал волшебником, который изобрел свою собственную, совершенно нетрадиционную технику, превращая мокрую глину в чаши со смятыми краями, вазы с длинными змеевидными ручками, деформированные и скрученные кувшины и другие предметы. Ор так выразил собственное творческое кредо: «Бог не создал двух одинаковых душ, и я не сделаю двух одинаковых горшков».
Заварочный чайник, Джордж Ор, высота 18,3 см, 1897-1900 гг., из коллекции музея Метрополитен.
Ваза, Джордж Ор, высота 23,5 см, 1897-1890 гг., из коллекции музея Метрополитен.
Асимметричная желтая ваза, Джордж Ор, высота 23,5 см, 1897-1900 гг., из коллекции музея Метрополитен.
Ваза с синевато-черной глазурью и вкраплениями серебра, Джордж Ор, высота 29 см, 1900 г., из коллекции музея Метрополитен.
Цвет глазурей Ора тоже отличается своей оригинальностью. Он смешивал тусклые оттенки, такие как серый и оливково-серый с яркими красными и солнечно-оранжевыми цветами. Многие глазури, состав которых он держал в секрете, были его собственным изобретением.
Его глазури, нанесенные губкой или разбрызгиванием, по мнению искусствоведов, предвосхищали появление абстрактного искусства, которое обрело популярность спустя десятилетия. После 1903 года он вообще не использовал глазури. Вместо этого он смешал глины разного цвета, чтобы добиться естественной природной окраски изделия при обжиге в печи.
Неглазурованная ваза, Джордж Ор, высота 13 см, 1898-1910 гг.
Неглазурованная ваза, Джордж Ор, высота 10 см, 1898-1910 гг.
Неглазурованная ваза, Джордж Ор, высота 10 см, 1898-1910 гг.
Джордж Эдгар Ор (1857–1918).
Ор был оригинальной и эксцентричной личностью, мастером саморекламы. Ему нравилось шокировать и эпатировать публику. Эта страсть быть оригинальным проявлялась во всем: от внешнего вида до публичных демонстраций, таких как его появление на платформе Марди Гра в образе старика, несущего огромный крест. Он любил словесные игры и по-разному называл себя: Безумным гончаром из Билокси, доктором медицины, мастером грязи, непревзойденным гончаром, чудиком и т. д.
Ор укладывал волосы в необычную прическу и закручивал свои эпически длинные усы за уши или завязывал их за головой.
Помимо утилитарных изделий, Ор продал очень мало своих художественных работ. За многие годы он накопил почти десять тысяч своих «грязных младенцев». Примерно в 1909 году он упаковал их и поместил на чердак студии, прежде чем передать ее своим сыновьям, которые использовали это помещение как автомастерскую.
Одинокий в своей эстетике, не понятый и не оцененный своими современниками, он был быстро забыт. Он надеялся, что его коллекция будет полностью куплена Смитсоновским институтом в качестве подарка нации. Но этого не случилось. До повторного открытия его собрания в 1969 году Ор был известен только по нескольким статьям начала ХХ века и по нескольким его работам в различных коллекциях.
Высокая ваза с накладным декором в виде виноградной лозы, Джордж Ор, высота 44 см, 1899 г.
Редкая сетчатая ваза работы Джорджа Ора, высота 12 см, 1899 г.
Кувшин, Джордж Ор, высота 16,5 см, 1890-1905 гг., из коллекции музея Метрополитен.
Кувшин, Джордж Ор, высота 14,6 см, 1898-1910 гг., из коллекции музея Метрополитен.
Ваза, Джордж Ор, высота 33 см, 1897-1900 гг., из коллекции музея Метрополитен.
Ваза, Джордж Ор, высота 13,3 см, 1897-1900 гг., из коллекции музея Метрополитен.
Ваза со змеей, Джордж Ор, высота 24 см.
Ваза, Джордж Ор, высота 10 см, 1895-1896 гг.
Ваза цвета индиго, Джордж Ор, высота 22 см, 1898-1910 гг.
Ваза, Джордж Ор, высота 10 см, 1895-1896 гг.
Зеленая ваза, Джордж Ор, высота 11 см, 1892-1894 гг.
Половина вазы, Джордж Ор, высота 23 см, 1898 г.
Высокий кувшин, Джордж Ор, высота 34 см, 1897-1900 гг.
Ваза, Джордж Ор, высота 22 см, 1897-1900 гг.
Ваза с малиновой, зеленой и бронзовой глазурью, Джордж Ор, высота 19,5 см, 1897-1900 гг.
Ваза-бутон с зеленой и желтой глазурью, Джордж Ор, высота 11,5 см, 1892-1894 гг.
В 1968 году Джеймс Карпентер, парикмахер из Нью-Джерси, который увлекался антиквариатом, путешествовал по югу страны, разыскивая старинные автомобили и автозапчасти, когда случайно наткнулся на бывшую мастерскую Ора в Билокси и обнаружил коллекцию его работ. Карпентер сделал братьям Ор предложение на всю партию. Сначала братья отказывались от продажи, но в конце концов уступили свое наследство примерно за 100 000 долларов,
Эксцентричные работы Ора, которые не были оценены его современниками, но нашли признание и понимание в наши дни и продаются на международных аукционах за шестизначные суммы. Большое количество его работ находится в коллекции музея Метрополитен. Миру потребовалось более 50 лет, чтобы оценить талант «Безумного гончара из Билокси».
Исключительная ваза работы Джорджа Ора, проданная за 100 000 долларов.
Удивительный человек, удивительные фото себя делал и работы удивительные! Кувшинчики очень хороши, и вообще мне понравилась его игра с цветом и формой!
Да, такое впечатление, что это один большой эксперимент с цветом и формой)
Художники при жизни нищие, а после смерти их произведения стоят миллионы. Очень энергичный, везде успел. Только не надо было так искривлять вазы, может и при жизни сколотил бы состояние. Верочка, спасибо за портреты и описание творчества этого мастера, было очень интересно !
Дело в рекламе)) — эстетика С. Дали и П. Пикассо тоже и на второй и на третий взгляд — без навешивания словесных конструкций к гармонии не имеет отношения. Некий запечатлённый порыв вдохновения.
Мелена, про Дали — очень точно подмечено) и у всех трёх мастеров есть общая черта: сначала они творили в классическом духе, прежде чем начать поиск новаторского самовыражения)
Спасибо, Зоя! Видимо такова была натура этого человека: делать все против канонов. Хотя и традиционную керамику он делал. Но не считал ее своим наследием
Лишний раз убеждаюсь, что дело не в умении, даре или таланте, а в хорошей раскрученной рекламе.Иначе с чего бы миллионы людей ценили и любовались квадратом Малевича, произведениями Босха и им подобными?
Думаю, что вы правы наполовину. Есть творения, которые прославились только благодаря таланту творца. Но и реклама — мощный двигатель)
Согласна, если творения от слова " творец", а не " натворил"....
Как мне нравится эта «крученная» и «резаная» глина… В этих формах что-то очень детское, уютное, как-будто кто-то что-то начал делать, но он отвлекся и получилось — что получилось. Цветовая палитра яркая, насыщенная...
Присоединяюсь — эти работы скорее акт творчества, схваченное вдохновение. Добавить вербальную составляющую — и здравствуйте аукционы ))
Да, некоторые «сломанные»формы оставляют такое впечатление. В любом случае, эта керамика привлекает внимание, особенно в одной подборке. Каждый может найти тут что-то для себя)
Вера, спасибо!
Спасибо, Наталья!
все великие не от мира сего! некоторые работы мне понравились, а другие мне кажутся нелепыми… но это лично МОЁ мнение
Думаю, что большинство зрителей разделяют ваше мнение)
Очень интересно — ключевое слово «одинокий в своей эстетике» Работы эпатажные и я их увидела в интерьерах к какой-нибудь фэнтези — экранизации )). Спасибо, Вера!
Спасибо, Мелена! Я как-то даже прониклась уважением и к мастеру, и к его работам, пока составляла подборку. Безусловно, незаурядный человек. И работы интересные. Думаю, некоторые из них годятся и для нашего мира, не только мира далёкого будущего)
Я, видимо, употребила фэнтези не совсем корректно)) — подразумевала некий сказочный антураж.
Я бы сказала — футуристический) такова моя ассоциация)