ЧТОБЫ ЖИТЬ
Шагнув за пятидесятилетний возраст, он оставался крепким и на редкость спокойным человеком. Попроси любого из знакомых охарактеризовать его в двух словах, каждый скажет – настоящий мужик!
Он и сам считал себя таким и не давал повода окружающим изменить это мнение. Говорил мало, но за каждое слово отвечал. Как бы тяжело ни приходилось в трудные девяностые, он сумел вместе с супругой взрастить и достойно воспитать сына и дочь – главную их гордость.
Дети, обзаведясь семьями, разъехались в другие города, изредка навещая родителей и радуя их хорошими новостями. Но вот, кажется и пришло то время, когда можно подумать о себе с супругой, отдохнуть, заняться чем-нибудь для души. Но…
Недаром говорят, что Господь долго смеялся, когда услышал, как человек строит планы. Так случилось и с ним. Все планы не только дали трещину, но и развалились в одночасье.
А все началось с малого: он стал замечать, что иногда с трудом сохраняет равновесие. Дальше – больше, в глазах стало двоиться и появилась тупая боль в голове. Некоторое время отказывался от просьб супруги показаться врачам, отшучиваясь, что болезни либо проходят сами, либо неизлечимы.
Но все же пришлось отдать себя в руки эскулапов, которые через неделю вынесли вердикт – опухоль мозга. Шансы на нормальную жизнь будут только после оперативного вмешательства, да и то успех не гарантирован, в противном случае – угасание и нечеловеческая головная боль.
— Две недели — срок принятия решения на операцию! – строго сверкая очками, произнес доктор, – по прошествии двух недель никто оперировать не возьмется!
К этому приговору он отнесся более чем спокойно. Для себя он уже решил, что на операцию не согласится. Свои земные дела он закончил, а для остальных дел – его присутствие не обязательно. А значит и операция ни к чему. Строго – настрого предупредил жену, чтобы об этом не узнали дети. А то примчатся, будут охать и ахать пред его ложем. Не надо этого. Пусть лучше потом…
Супруга, зная его характер, не перечила ему даже в этом случае. Знала, что переубедить мужа не удастся. Настоящий мужик! Всю семейную жизнь прожив за ним, как за каменной стеной, она не могла представить — как она будет без него?
Отработав положенный для пенсии срок, она продолжала трудиться, благо место работы было в двух шагах от дома. Он запретил ей ухаживать за ним, и только в обеденное время она навещала больного супруга дома, разогревала ему обед и, стараясь не раздражать его слезами, уходила.
В тот день он, сидя в кресле у открытого окна, смотрел на дерево, тянущее ветви к нему, наслаждался шелестом листвы и прохладой, отдыхая после приступа боли. Солнечный свет, тень и легкий ветерок причудливо играли мозаикой листвы.
Он заметил движение на ближней к окну ветке. Кот. Дворовый кот, с незапамятных времен живущий в подвале дома, присел на ветку и с любопытством поглядывал на него. Что жизнь кота была не безоблачной, угадывалось по обрубку хвоста, порванному уху и отсутствию верхнего клыка с правой стороны.
— Привет, — сказал ему человек.
Он никогда раньше не привечал кота, однажды даже согнал его с капота своего автомобиля, когда тот разлегся, принимая солнечные ванны. Но сегодня почему-то приятно было его видеть.
— Привет, — ответил кот и подмигнул ему обоими глазами сразу.
— Я не знал, что ты говорящий, — человек ничуть не удивился этому, он просто вслух отметил этот факт.
— Я не говорящий, я такой, как все коты, — возразил кот, — это просто ты вновь научился понимать нас.
— А я когда-то это умел? – удивился человек.
— Все люди умели это, раньше, когда еще не придумали слова. Мы общались мыслями и прекрасно понимали друг друга. Потом люди научились говорить и перестали нас слышать. С тех пор вы слышите только себя. Но некоторые еще понимают нас – особенно дети, которые не научились разговаривать.
— А как же я? Ведь я умею говорить и никогда раньше вас не слышал?
— У тебя что-то случилось с головой и поэтому ты вновь обрел эту способность. Хочешь, я посмотрю, что у тебя с ней? Может быть, ты заболел?
Кот легко спрыгнул с ветки на подоконник и сел, вопросительно поглядывая на человека.
— Не надо, – человек устало махнул рукой. – Я и так знаю, что у меня там, – он вздохнул и потрогал лоб, – Откуда ты все это знаешь – про то, что было раньше?
— Это каждый котенок знает. Первое, что мы рассказываем котятам – это то, как мы жили с вами до того, как вы придумали слова и про то, как заключили с вами вечный договор.
— Расскажи про договор. Я о нем никогда не слышал, — человек удобней устроился в кресле и приготовился слушать.
— Это было тогда, когда полчища грызунов год за годом пожирали припасы людей, обрекая вас и ваших детей на голодную смерть. Мы согласились уничтожать их. Взамен вы обещали помогать нам в трудные дни нашей жизни. Мы до сих пор держим данное слово, а вот люди… Похоже, люди об этом забыли.
Кот так пристально посмотрел в глаза человека, что тот не выдержал и опустил взгляд. Помолчали.
— Ты собирался покушать? – кот взглядом указал на разогретый обед на столе.
— Нет. Это супруга хотела, чтобы я пообедал. Но мне не хочется.
— Тогда, может быть…
— Да, да, конечно! Угощайся. Извини, что сразу не догадался тебе предложить.
Он подвинул тарелки к коту и стал наблюдать, как тот с превеликим удовольствием съел котлету, гарнир и даже вылизал тарелку.
— Спасибо. Неплохо.
Кот несколько раз облизнулся и принялся умываться. Человек с улыбкой смотрел на него, потом откинулся на спинку кресла и, прикрыв глаза, спросил:
— Скажи, Кот, ты знаешь, для чего нам дана жизнь?
— Странный вопрос, — кот перестал умываться и с удивлением уставился на человека, — а для чего нам дается еда?
— Чтобы ее есть, это понятно. А жизнь?
— Чтобы ее прожить, разумеется, — кот не сводил глаз с человека, – Неужели вам, людям, непонятна даже такая простая вещь?
— Но ведь проживают ее по-разному, кто-то счастливо, а кому-то она в тягость.
— Глупости! – кот смотрел на человека уже с возмущением, – Как жизнь может быть в тягость? Ну да, бывает нелегко, и голод мучает и мерзнем, бывают болезни, да и всякие случаи бывают. Но чтобы жизнь – в тягость? Вот я смотрел на тебя – как ты любовался листвой – красиво? И улыбался счастливо, потому, что увидел маленький кусочек красоты жизни, а ведь это только рядом с твоим окном. Вот скажи: стоило тебе сегодня ради этой красоты проснуться?
— Стоило, — согласился человек, – Но переносить муки, только ради того, чтобы любоваться игрой листвы… Стоит ли?
— Стоит! Конечно стоит! — возмутился кот, – Ты видишь – у меня нет хвоста? Он остался в зубах у злобного пса. Ты бы видел – как он меня рвал! И мне тогда проще было смириться, поджать лапки и закрыть глаза! Но я боролся! Бился до конца и вовсе не из-за страха смерти, а из-за желания жить! Жить, чтобы видеть красоту мира: зелень травы, цветение яблонь, блики света в лужах, красный закат, первые пушистые снежинки. А еще чтобы ощущать тепло Солнца, чихать от тополиного пуха, с гордостью смотреть на первые шаги своих котят и ощущать теплый бочок моей кошки. Да мало ли что еще! И радость обретения, и боль потери, ведь все это – жизнь! — кот почти кричал, — Ради этого стоит за нее бороться! – кот отвернулся и тяжело дышал, – А когда придет время, что ж… Но если есть возможность – надо бороться! Неужели ты этого не понимаешь? Ты, всю жизнь проживший в уютной квартире, с обедом на столе, – с горечью закончил он.
Человек молчал. Он вдруг понял, что кот, живя в подвале, страдая от холода зимой и от зноя летом, гонимый людьми и свирепыми псами, нещадно заедаемый блохами, знает об этой жизни много больше его. И как он любит эту свою жизнь, сколько красоты, тепла и радости он находит в ней! Как готов бороться за нее!
— Прости меня, Кот, — человек погладил того по спинке, — прости, что был таким глупым.
Когда супруга вернулась домой, он неторопливо собирал вещи.
— Завтра едем в клинику, — просто сказал он ей, — Я уже позвонил доктору, меня ждут.
И обнял плачущую жену, ласково поглаживая ее по голове, ощущая тепло ее родного тела и запах волос.
— Может быть, заглянет кот — тот дворовый, без хвоста. Так ты покорми его и не обижай. Скажи ему, что я скоро вернусь. Он поймет.
Автор ТАГИР НУРМУХАМЕТОВ