Престон Мононгье - эстетика коренных американцев.
Престон Мононгье (1927–1991), родился в Лос-Анджелесе в семье индианки и мексиканца. Во времена Великой депрессии в возрасте семи лет он был оставлен матерью в Хотвеле в семье индейцев хопи Дэвида Мононгье и его жены Норы. которые усыновили мальчика и воспитали его в традициях семьи хопи.
"Хопи - это философия, образ жизни, означающий "Люди Мира". Вы можете быть красным, белым, желтым или черным, неважно: если вы "Человек Мира" - вы хопи». Так Дэвид Мононгье объяснял Престону традиции индейцев хопи, которые были прекрасными мастерами: ювелирами, ткачами, корзинщиками и резчиками по дереву. Там он и обучился кузнечному делу у своего родственника Джина Пуйомы и начал создавать украшения.
В годы Второй мировой войны Престон служил десантником, а после демобилизации поступил на службу в Бюро по делам индейцев, продолжая в свободное от службы время разрабатывать дизайны и создавать серебряные украшения.
В 1960-х годах он вновь занялся созданием ювелирных украшений в технике, которая принесла ему широкую известность, сделав его признанным лидером движения «Новые индейские украшения» 1970-х годов. Используя традиционные индейские мотивы, он создавал современные литые украшения из серебра с традиционными для индейских украшений камнями. Мононгье преподавал свое искусство в различных школах и мастерских и читал лекции по современному дизайну коренных народов. Он завоевал множество наград на выставках и конкурсах, а его украшения можно увидеть в музейных коллекциях.
Браслет-манжета из литого серебра с бирюзовой инкрустацией, Престон Мононгье, 1970 г., Музей штата Аризона.
Браслет-манжета из литого серебра с бирюзовой инкрустацией, Престон Мононгье, 1970 г., Музей штата Аризона.
Ожерелье из серебра с подвеской, инкрустированной бирюзой, кораллом и, гагатом, Престон Мононгье, около 1860 г.
Галстук-боло из серебра с бирюзой в виде танцовщицы Салако (облачной девы качина), Престон Мононгье, 1970 г., Музей штата Аризона.
Качина (на языке хопи kuhchee'nah, буквально – несущие жизнь) – это божества и благожелательные духи предков, первоначально распространённые в космологии и религии западных пуэбло. Впоследствии культ распространился у остальных народов навахо и пуэбло, к которым относятся и племена хопи. Качина связаны с мифами творения и обрядами инициаций: качина дождя и плодородия, качина войны, качина-лекари, вестники, персонификации солнца, луны, звёзд, ветра, снега, «хозяева» животных и др. Индейцы изготавливают куклы-качина, которые играют церемониальную роль. Каждый род, деревня или ритуальное сообщество имеют своего главного качина-покровителя.
«Дух хопи салако», литография, Престон Мононгье, 1984 г.
Подвеска из серебра, инкрустированный бирюзой, раковиной, гагатом и кораллом, Престон Мононгье.
Кольцо с изображением птицы Пейот (или Водяная Птица, связана с молнией, громом и видениями), серебро с бирюзой, кораллом, гагатом и ракушкой, Престон Мононгье.
Браслет-манжета из литого серебра с изображением черепахи и Аванью (крылатый или рогатый змей), бирюза, кораллы, ракушка, гагат, Престон Мононгье.
Подвеска в виде медведя из литого серебра с инкрустацией, ракушка, гагат, бирюза и коралл, Престон Мононгье.
Браслет-манжета в стиле качина из литого серебра, черное дерево, ракушка, бирюза и коралл, Престон Мононгье, 1970 г.
Серебряная пряжка со вставками из бирюзы, Престон Мононгье, 1970 г.
Браслет-манжета из литого серебра, черное дерево, ракушка, бирюза и коралл, Престон Мононгье, 1970 г.
Колье из литого серебра со вставками из бирюзы, Престон Мононгье.
Браслет-манжета из литого серебра со вставками из бирюзы, ракушки и коралла, Престон Мононгье, 1970 г.
Браслет-кафф из литого серебра со вставкой из бирюзы, Престон Мононгье.
Подвеска-брошь из серебра с гравированным изображением стилизованных фигур человека и животного, Престон Мононгье.
Колье из серебра со вставками из бирюзы, Престон Мононгье.
Пряжка для ремня из литого серебра в форме ракушки со вставками из бирюзы, раковины и коралла, Престон Мононгье.
Колье из серебра с подвеской в виде когтя из гагата, со вставками из бирюзы, ракушек и кораллов, Престон Мононгье.
Браслет-манжета из литого серебра с изображением ящерицы со вставками из бирюзы, коралла, оникса и лазурита, Престон Мононгье, 1970 г.
Брошь в виде лисы с добычей во рту из золота с бирюзой, гагатом и ракушкой, Престон Мононгье.
Колье из серебра с подвеской из бирюзы, Престон Мононгье.
Ожерелье с подвеской в виде зооморфной фигурки, серебро, бирюза, коралл, ракушка, Престон Мононгье.
Браслет-манжета геометрического дизайна из литого серебра со вставками из бирюзы и гагата, Престон Мононгье.
Галстук-боло из серебра с бирюзой, Престон Мононгье.
Подвеска на галстук-боло с мужским профилем в ритуальном головном уборе, с изображением солнца в стиле качина, серебро, бирюза, раковина и коралл, Престон Мононгье и Джесси Мононгье.
Сын Престона, Джесси Мононгье, продолжил семейную традицию и стал известным ювелирным дизайнером.
Престон Мононгье (1927–1991), 1975 г.
Вера, спасибо за рассказ. Никогда не сталкивалась с такими украшениями. Очень интересны браслеты. Привлек внимание браслет, украшенный разными «полосками» бирюзы и других камней. Вроде все как-то само по себе, но при этом все сочетается и общая гармония есть. Удивительно! Какие-то украшения очень специфичны, а лиса, медведь -универсальны. С удовольствием рассматривала работы. Они, конечно, мАстерски выполнены.
Я большая любительница ходить на выставки «Мир камня» и подобные. Идеи, похожие на вышеуказанные, я вижу то и дело и очень люблю. Спасибо за замечательную публикацию.