Лак и яичная скорлупа
Идея использовать такой прозаический материал как яичная скорлупа для декорирования лаковых изделий возникла в далеком прошлом с странах юго-восточной Азии, исторической родине техники лакирования. Яичная скорлупа, наклеенная на лак и вновь покрытая лаком, создает интересный фон, похожий на мелкие трещинки, кракелюр. И этот эффект мастера-лакировщики использовали в своих работах для достижения различных художественных эффектов в соответствии с замыслом рисунка или для получения необычной фактуры изделия.
Японский чайный домик, черный и золотой лак, яичная скорлупа, высота 13 см, конец XIX века.
Чайный домик, настоящее миниатюрное сокровище, имеет несколько отделений, шкатулок и подносов, стены открываются с помощью оловянной застежки.
Чайный домик, фрагмент декора.
Лаковая шкатулка для документов с узором из ворон и цапель, инкрустированная яичной скорлупой, Школа Ринпа, Япония, длина 24 см, XIX век, из коллекции Британского музея.
Удивительный узор из белых и черных птиц японского мастера вызывает ассоциации с работами Маурица Эшера.
Лаковая шкатулка, инкрустированная золотом и яичной скорлупой, работы Сато, Япония, длина 8 см, около 1875-1915гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Инро (футляр для мелочей, носимый на поясе) с изображением Рико (персонаж японской литературы: китайский лучник Ли Гуан (Рико), полагая, что ему угрожает тигр, выпустил в него стрелу и, спешившись, обнаружил, что "тигр" на самом деле был большим камнем), лак, яичная скорлупа, золочение маки-э, Япония, XIX век.
Европейские мастера начала ХХ века придали старинной технике новое звучание. Знаменитый французский дизайнер Жан Дюнан (1877-1942) познакомился с техникой лакирования благодаря японскому мастеру Сэйдзо Сугавара (1884-1937), который жил в Париже с 1906 года. Дюнан посвятил много усилий развитию техники лакирования как на традиционных деревянных поверхностях, так и на металлических изделиях. Его мастерская выпускала большой ассортимент лакированных предметов, начиная с портсигаров и ваз до различных предметов меблировки: столиков, ширм, шкафчиков. Декорирование с применением яичной скорлупы было одним из его излюбленных приемов.
Деревянная лаковая панель с изображением марабу, декорированная позолотой и яичной скорлупой, высота 42 см, Жан Дюнан, около 1935 г.
Панно с портретом мадам Аньес, дерево, лак, яичная скорлупа, слоновая кость, серебряная и золотая фольга, высота 89 см, Жан Дюнан, 1926 г.
Ваза, черный и красный лак, яичная скорлупа, Жан Дюнан.
Пара металлических ваз, декорированных красным лаком и яичной скорлупой, Жан Дюнан, около 1925 г.
Лакированный столик с отделкой из яичной скорлупы, Жан Дюнан, около 1930 г.
Лакированная банкетка с отделкой из яичной скорлупы, ателье Жана Дюнана, около 1920-1930 гг.
Бюро работы Жан Гульдена с изображением стилизованного горного пейзажа работы Жана Дюнана, лак, яичная скорлупа, 1923 г.
Жан Дюнан: «Множество эффектов можно получить, просто нанося яичную скорлупу на свежий лак крупными измельченными кусочками, внутренней частью скорлупы вверх или, наоборот, внешней стороной, или, опять же, небольшими наложенными друг на друга кусочками, или даже посыпав мелкими частицами». С легкой руки Дюнана эту технику переняли и другие мастера.
Серебряный портсигар, декорированный черным, золотым и красным лаком и яичной скорлупой, Поль Брандт, Франция, около 1930 г.
Серебряный портсигар, декорированный лаком и яичной скорлупой, Жерар Сандос, Франция, около 1929 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Серебряный браслет и кольцо, декорированные лаком и яичной скорлупой, Жерар Сандос, Франция, около 1926-1928 гг., из коллекции Британского музея.
Серебряная шкатулка с изображением парусников, эмаль, яичная скорлупа, Франция, около 1930 г.
Серебряный портсигар, декорированный лаком и яичной скорлупой, клеймо S&M, Франция, около 1925 г.
Серебряный портсигар с часами, декорированный лаком и яичной скорлупой, Франция, около 1925 г.
Серебряный портсигар, декорированный лаком и яичной скорлупой, Жерар Сандос, Франция.
Серебряная фляжка, декорированная лаком и яичной скорлупой, NAPIER, Франция, около 1930 г.
Серебряный портсигар «Улитки», декорированный лаком и яичной скорлупой, клеймо «Sté SVP, D», Франция, около 1925 г.
Лакированный шкаф в стиле ар-деко, инкрустированный яичной скорлупой, приписывается Гастону Приу, Франция, около 1925 г.
Складная лакированная ширма, инкрустированная яичной скорлупой, высота 138 см, Франция, около 1925 г.
Техника декорирования предметов лаком и яичной скорлупой уже не столь популярна, как в начале ХХ столетия. Тем не менее, благодаря доступности и выразительным свойствам материала, ее используют и в наше время как профессиональные мастера-лакировщики, так и любители декупажа.
Лаковая панель «Крестьянский дом в Южном Сычуане», инкрустированная яичной скорлупой, Цяо Шигуан, Китай, 1982 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Цяо Шигуан (р. 1937) официально признанный старейшина китайских художников по лаку, профессор Центральной академии изящных искусств в Пекине с 1975 года и президент Китайской национальной ассоциации художников по лаку.
Лаковая панель с изображением тибетской красавицы, инкрустированная яичной скорлупой, Цяо Шигуан, Китай, 1983 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Ваза из лакированного дерева в стиле Жана Дюнана, высота 52 см, ХХ век.
Шкатулка из лакированного дерева работы Ёсиро Инадзука, длина 29,6 см, 1985 г., из коллекции музея Купера-Хьюита.
Лаковое панно в стиле Жана Дюнана, инкрустированное яичной скорлупой, от мебельной компании Pollaro, США, длина 91 см, 2010 г.
Декоративная коробка ELLA от дизайнерской компании Reda Amalou Design, Вьетнам, 18х18х10,5 см, 2016 г.
Спасибо Татьяне за ее комментарий, который обратил мое внимание на эту технику!
Невероятно интересно! Удивительное сочетание скорлупы и металлов и лака. Поразили!
Вера, как интересно! Мне всегда нравился этот материал и работать с ним интересно, но всегда считала его чем-то «домашним», не слишком серьезным, но в представленных Вами работах скорлупа выступает как полноправный и полноценный компаньон дерева, золота, эмалей. Потрясающе эффектно смотрится! И еще открытие для меня: не знала, что европейские художники тоже работали со скорлупой. Кстати, в этнографическом музее в Албании видела панно из раскрашенной скорлупы, созданное в 19 веке, жаль фотография потерялась.
Спасибо, Вера, большое!!! Такое разнообразие декора и форм от миниатюрных до мебели )) В каждом масштабе есть фавориты — глаза разбежались ))) — психоделические улитки на портсигаре, ширма притягательная и, конечно, совершенно чудесный чайный домик.