Бабушкин сундучокБисерБолталкаИстории из нашей жизниЖизнь Замечательных ЛюдейЗнакомимсяИнтересные идеи для вдохновенияИстории в картинкахНаши коллекцииКулинарияМамин праздникПоздравленияПомощь детям сердцем и рукамиНовости сайтаРазговоры на любые темыСад и огородЮморВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье
Жан Дюнан – лак и металл в стиле ар-деко
Французский скульптор, художник, дизайнер, медник и лакировщик Жан Дюнан, которого считают одним из величайших дизайнеров периода ар-деко, родился в Швейцарии в 1877 году. Его отец был золотоплавильщиком в часовой мастерской. В 1891 году, в возрасте 14 лет, Жан поступил в Школу промышленных искусств в Женеве, где изучал рисунок и скульптуру и которую окончил в 1895 году. Благодаря гранту от города Женевы, полученному в 1897 году, он переехал в Париж. Там он на первых порах работал подмастерьем резчика в мастерской своего дяди.
С 1898 года Дюнан посещал вечерние классы скульптора Жана Дампа в Высшей национальной школе декоративного искусства, где досконально изучил свойства самых разных скульптурных материалов: дерево, камень, слоновая кость, кованое железо и драгоценные металлы. В следующем году он открыл собственную студию на улице Галле в 14-м округе Парижа, где работал до самой смерти.
Кованый оксидированный и посеребренный поднос, Жан Дюнан, 1914г., из коллекции Музея д’Орсе.
На протяжении всей своей художественной карьеры Жан Дюнан интересовался различными художественными техниками и преуспел во многих из них: скульптура, живопись, ювелирное дело, изделия из меди, лак, мозаика, декор интерьера. За почти пятьдесят лет Жан Дюнан создал более 1200 произведений.
После обучения в Женеве и Париже Жан Дюнан создал множество бронзовых скульптур. На Всемирной выставке 1900 года он получил золотую медаль за свою скульптуру «Quo vadis». Вскоре начался новый этап в творчестве Жана Дюнана, в котором он посвятил себя технике металлообработки, ремеслу большой технической сложности, требующему физической отдачи и художественной чуткости. Эта техника называется динандери, искусство ковки изделий из цельного листа металла. Техника получила свое название от фламандского города Динан, который со времен Средневековья был хорошо известен производством медных изделий. Он научился создавать художественные формы (вазы, кашпо) с фигурами растений или животных в стиле модерн. Эти работы имели большой успех, некоторые из них инкрустированы золотом, серебром или перламутром. На Международной выставке в Милане в 1906 году он получил золотую медаль за свои изделия из меди.
Ваза «Змея» из патинированной бронзы, высота 16 см, Жан Дюнан, около 1907 г.
Ваза динандери из патинированного металла, высота 39 см, Жан Дюнан, около 1913 г.
Часы «Кадуцей» из патинированной бронзы, представленные в 1913 году на Салоне художников-декораторов, высота 82 см, Жан Дюнан.
Ваза динандери из патинированной и лакированной бронзы, высота 28 см, Жан Дюнан, около 1925 г.
«Подсолнух», патинированное железо, высота 71 см, Жан Дюнан, около 1925 г.
С началом ХХ века Дюнан стал принимать заказы на декорирование частных особняков (резьба по панелям и мебель). В 1909 году он стал членом Общества художников-декораторов и впоследствии участвовал во всех его ежегодных салонах.
В 1912 году Жан Дюнан познакомился с техникой лакирования благодаря японскому мастеру Сэйдзо Сугавара (1884-1937), который жил в Париже с 1906 года. Лак стал для него самым излюбленным материалом, который он использовал на металле и дереве для собственных работ (панелей или ширм) и выполнял заказы других декораторов.
Комод, лакированное дерево, Жан Дюнан и Жан Гульден, около 1921 г.
Ваза динандери, патинированная медь, лак, серебро, высота 28 см, Жан Дюнан, около 1920 г.
Ваза из лакированного металла, высота 10,7 см, Жан Дюнан, около 1920 г.
Ваза из лакированного металла, высота 28,6 см, Жан Дюнан, около 1925 г.
Ваза из лакированного металла в технике «яичная скорлупа», высота 24 см, Жан Дюнан, около 1925 г.
Ваза из лакированного металла, высота 17 см, Жан Дюнан, около 1925 г.
Ваза из лакированного металла, высота 31 см, Жан Дюнан, около 1930 г.
В 1924 году Жан Дюнан начал сотрудничать с модными домами (Поль Пуаре, Эльза Скиапарелли, Жанна Ланвен, Жан-Филипп Ворт), разрабатывая дизайны украшений и аксессуаров с инкрустациями из серебра и лаковым покрытием.
Набор ожерелий и браслетов «Жираф» из лакированного золота, Жан Дюнан.
Косметичка с двумя отделениями и зеркальцем, подвешенная к держателю помады, лак, яичная скорлупа, высота 8 см, Жан Дюнан, около 1925 г.
Портсигар из лакированного металла в технике «яичная скорлупа», высота 24 см, Жан Дюнан, около 1930 г.
На Выставке декоративного искусства 1925 года, давшей название стилю ар-деко, четыре монументальные вазы Жана Дюнана украсили внутренний двор Павильона художественных ремесел. В 1932 году, во время своей ежегодной выставки в Galerie Petit, он впервые представил свои работы как мозаичист.
Ширма «Сент-Жильдас», лакированное и окрашенное дерево, яичная скорлупа, серебряная фольга, Жан Дюнан, 1925 г.
Эта ширма - одна из лучших работ Дюнана, на которой он изображает Сен-Жильдас-де-Рюи, бретонскую деревню в заливе Киберон, где его семья проводила свои каникулы. Ширма была представлена на Парижской выставке 1925 года. В 2007 году экран был вновь обнаружен как утерянный шедевр Дюнана.
Мозаичное панно «La Pêche», дерево, мозаика, позолота, 61,3 x 56,8 см, Жан Дюнан, 1934 г., это уменьшенная версия панели для курительной комнаты лайнера «Нормандия».
В межвоенный период лаковые работы Дюнана достигли такой степени утонченности и оригинальности, что он стал чрезвычайно востребованным художником ар-деко. Его лаковые панно украшали интерьеры таких роскошных трансатлантических лайнеров как «Иль-де-Франс» и «L'Atlantique». Для лайнера «Le Normandie» Дюнан создал впечатляющий ансамбль площадью более 1200 м² из пяти больших панелей (6 м в высоту и 5,80 м в ширину) на тему «Игры и радости человека», вылепленных в виде барельефа, покрытых золотым лаком и красками. Для Музея колоний Дюнан создал десять больших лаковых панно, которые и сейчас можно увидеть во дворце Порт-Доре (Золотые Ворота).
Панно «Возвращение охотников», украшавшее раздвижную перегородку между курительной комнатой и большим салоном «Нормандии», Жан Дюнан, 1935 г.
Лаковая ширма «Фортиссимо», Серафим Судьбинин и Жан Дюнан, 1925-1926 гг., из коллекции музея Метрополитен.
Лаковая ширма «Пианиссимо», Серафим Судьбинин и Жан Дюнан, 1925-1926 гг., из коллекции музея Метрополитен.
Ширмы «Фортиссимо» и «Пианиссимо» созданы для музыкальной комнаты резиденции Соломона Гугенхайма в Порт-Вашингтоне. Названия обозначают очень громко и очень тихо исполняемую музыку. Это пример творческого сотрудничества Жана Дюнана со скульптором русского происхождения Серафимом Судьбининым. Рельефы фигур взлетающих и падающих ангелов создавал Судьбинин, лаковые работы выполнил Дюнан.
Ширма «Reine des Prés et Fougères» по эскизу Валентайн Хенчес, лакированное и окрашенное дерево, высота 180 см, Жан Дюнан, около 1922 г.
Ширма «Цветущая яблоня», лакированное и окрашенное дерево, латунь, высота 120 см, Жан Дюнан, около 1927 г.
Ширма Жана Дюнана по дизайну Франсуа-Луи Шмида, лакированное и окрашенное дерево, высота 175 см, около 1929 г.
Шестипанельная ширма «Марабу», резное и окрашенное дерево, сусальное серебро, лак, высота 198 см, Жан Дюнан, около 1928 г.
Ширма «La Chasse», лакированное и окрашенное дерево с яичной скорлупой и позолотой, высота 180 см, Жан Дюнан, около 1930 г.
Ширма «Утки», лакированное дерево с позолотой, высота 175 см, Жан Дюнан, около 1933-1935 гг.
Ширма «Biches dans la Forêt», лакированное и окрашенное дерево с яичной скорлупой, высота 180 см, Жан Дюнан, около 1941 г.
Панно с портретом мадам Аньес, дерево, лак, яичная скорлупа, слоновая кость, серебряная и золотая фольга, высота 89 см, Жан Дюнан, 1926 г.
Панель «Biches dans un sous-bois», лакированное и окрашенное дерево, высота 89 см, Жан Дюнан, около 1929 года.
Жан Дюнан (1877-1942)
В семье Дюнана, который женился на Маргарите Мутардье в 1906 году, было шестеро детей, в том числе Бернар (1908-1998) и Пьер (1914-1996), которые тоже стали известными художниками по лаку. Его третий сын, был убит в возрасте 22 лет 20 июня 1940 года, в его честь названа одна из площадей Парижа.
Дюнан (слева) и его сын в процессе работы над панелями для лайнера «Атлантик» в парижской студии Дюнана, около 1930 г. Фото позволяет оценить масштаб монументальных работ мастера.
Какой широкий диапозон деятельности и везде приуспел! Очень пытливый ум и какой большой опыт в разных сферах! Грандиозные и монументальные работы! Каждая работа достояние! Верочка, огромное спасибо за знакомство с таким художником-гением Жаном Дюнан !
Рассматриваю подборку — на я зыке крутится про широкий диапазон — читаю Ваш отзыв — присоединяюсь полностью )))
Зоя, спасибо! Чем больше я узнаю про ар-деко, тем больше проникаюсь великолепием этого стиля. А знакомство с работами Жана Дюна просто целая энциклопедия ар-деко во всех его проявлениях. Изумительный мастер!
Спасибо, Вера, большое ))) Художник Жан Дюнан меня покорил и как исследователь, и мастер крупной формы и красивый мужчина )) Ширмы ВСЕ великолепны, а «музыкальные» в соавторстве с Серафимом Судьбининым мне особенно откликнулись ))) Ваш выбор фаворита подборки тоже прямое попадание в мои эстетические рецепторы )))
Спасибо, Мелена! Тут я даже затрудняюсь выбрать фаворита. Поднос с павлиньими перьями безусловно достоин находиться в одном из лучших музеев мира. Но лаковые панели и ширмы — безусловно и мои любимцы. Не могу не пересматривать эти сюжеты снова и снова)
Какие роскошные вещи и какое их разнообразие. И вещей, и стилей, и техник, и материалов! Просто БРАВО МАСТЕРУ
Дюнан действительно Мастер с большой буквы. Совсем недавно открыла для себя это имя. И поняла, что без его работ невозможно себе представить всю значимость периода ар-деко. По-моему, в них вся суть и все лучшее от этого стиля.