Японский чайник тэцубин
Железный тэцубин с изображением пионов и птиц, инкрустированный золотом и серебром, конец XIX века.
В мире существует множество видов чая, чайной посуды, а также способов заваривания. В Японии с древних времён существует своя собственная чайная культура и своя особенная чайная утварь, которая включает чугунный чайник – тэцубин. Это одна из разновидностей японских чайников (а их несколько) для кипячения воды. Тэцубины традиционно разогреваются на древесных углях. В японском искусстве чайной церемонии существует специальная переносная жаровня бинкакэ, на которой греют тэцубин. Начиная с XIX века чай стали заваривать непосредственно в чашке, и искусно украшенный тэцубин стал скорее символом статуса, произведением искусства и предметом коллекционирования, нежели утилитарной вещью.
Чугунный тэцубин в рельефном китайском ландшафтном стиле: скалы, мосты, водопад и деревенские постройки, ручка с легкой инкрустацией из золота и серебра, крышка из медного сплава с подписью Рюбундо, конец XIX века.
Традиционно для изготовления корпуса тэцубина используется литейная форма из песка или глины, а крышка, носик и ручка изготавливаются отдельно. Корпус, извлеченный из литейной формы, обжигают при температуре около 800-1000ºC на древесном угле. Считается, что это предотвращает образование ржавчины на чайнике. Затем к корпусу крепят остальные части. Ручку тоже делают из железа, а крышка часто бывает сделана из другого материала (это может быть медь, бронза или серебро).
Размеры и формы тэцубина могут сильно различаться. Вместительность небольшого чайника может составлять пол литра, в то время как большой может вмещать до пяти литров воды.
Тэцубин, подвешенный над очагом в традиционном японском фермерском доме в музее Босо-но-Мура.
Железный тэцубин с изображением журавлей, инкрустированный золотом и серебром, с крышкой из бронзы и нефрита, около 1870 г.
В декоре тэцубина японские мастера по металлу использовали разнообразные техники, доведенные до совершенства за многие века мастерами мечей, оставшимися без работы после запрета на ношение оружия во второй половине XIX века. С другой стороны, такие художественные работы нашли спрос у покупателей в Европе и Америке. А путешественники и сотрудники торговых компаний охотно покупали тэцубины в качестве сувениров из далекой экзотической страны. Технику инкрустации железа драгоценными металлами часто называют техникой Комаи по названию фирмы, специализировавшейся на подобных изделиях. Я тоже буду использовать для краткости этот термин.
Детали декора тэцубина.
Железный тэцубин с изображением пионов и бабочек в технике Комаи, конец XIX века.
Железный тэцубин, украшенный сельскими домиками на фоне природы в технике Комаи, мастер Асаи Юки, конец XIX века.
Чугунный тэцубин с высоким рельефом и бронзовой крышкой, мастер Уэда Цукуру, конец XIX века.
Железный тэцубин с отделкой, имитирующей фактуру камня, с изображением хризантем и бабочек в стиле Комаи, мастерская Унсёкудо из Киото, конец XIX века.
Крышку, украшенную серебряным навершием в виде хризантемы, стоит рассмотреть поближе.
Железный тэцубин с изображением хризантемы в технике Комаи, фирма "Киндзюдо", конец XIX века.
Железный тэцубин с изображением великолепного дракона в технике Комаи, фирма "Киндзюдо", конец XIX века.
Железный тэцубин с изображением трав в технике Комаи и бронзовой крышкой с серебряным цветком, фирма "Киндзюдо", конец XIX века.
Железный тэцубин с бронзовой крышкой с изображением одинокого путника, идущего под дождем, мастер Кирьюдо, конец XIX века.
Эффектно патинированный железный тэцубин с изображением сосновой ветки с одной стороны и гриба рейши с другой, с ручками в виде драконов, бронзовая крышка украшена серебряным облачком, мастер Хатано Сёхэй, около 1880 г.
Четырехгранный тэцубин работы Рюбундо с изображением цветущей сливы и крабов у кромки воды, инкрустированных золотом и серебром, конец XIX века.
Необычный тэцубин в стиле тромплей в виде мешочка с сокровищами, завязанного веревкой, с крышкой, увенчанной искусно перевязанным ключом, мастер Уэда, конец XIX века.
Железный тэцубин в стиле тромплей с имитацией фактуры ткани и бронзовой крышкой, фирма "Кибундо", конец XIX века.
Чугунный тэцубин изящной лаконичной формы на трех ножках, конец XIX века.
Чугунный тэцубин с цветочным орнаментом в китайском стиле, с носиком в виде перевернутой маски зверя и петлями в виде извивающихся драконов, с накладным воротничком, четырьмя зооморфными ручками и бронзовой крышкой, фирма "Киндзюдо", начало XX века.
Чугунный тэцубин с текстурированной поверхностью, украшенный традиционным мотивом вееров в технике Комаи, с бронзовой полированной крышкой, мастерская Рюбундо, конец XIX века.
Железный тэцубин с бронзовой крышкой с изображением тануки, инкрустированный золотом и серебром, конец XIX века.
Тануки (енотовидная собака) сидит среди травы под лунным небом и стучит по своему сытому животу, создавая таинственные звуки Пом Поко. Ручка тэцубина, как и его корпус, украшена инкрустацией, а крышка сделана из бронзы с навершием в виде цветка лотоса.
И раз уж речь зашла о тануки и тэцубинах, хочу показать вам очаровательное бронзовое окимоно (настольное украшение, статуэтка), изображающее тануки, превращающегося в тэцубин. Смысл этого окимоно кроется в старинной японской сказке:
«Бедный крестьянин попросил тануки превратиться в чайник, который он решил продать местному храму. Когда монах-послушник отнес чайник к реке и стал чистить его песком, чайник закричал: «Больно! Чисти осторожнее, мальчик!». А когда чайник поставили на огонь, он снова превратился в тануки и убежал».
Бронзовое окимоно в виде тануки, превращающегося в тэцубин, с глазами, инкрустированными золотом, около 1880 г.
Согласно одной из гипотез, популярность тэцубина связана с появлением в Японии зеленого листового чая сэнтя (сенча), который пришел из Китая примерно в середине XVII века, в отличие от порошкового зелёного чая маття (матча), известного в Японии ранее. По форме тэцубин схож с другими чайниками того времени, и ближайшим родственником тэцубина считают яккан. Главное их различие в том, что яккан делали из меди или бронзы. Железный чайник дольше сохраняет воду горячей. Кроме того, считалось, что железо придаёт воде лучший вкус и больше подходит для заваривания высококачественного чая. Многие гурманы считают, что вкус чая на воде из тэцубина лучше, чем на воде из медной посуды.
Большой бронзовой чайник, украшенный гравировкой и инкрустацией из золота, серебра и сплавов, высота 66 см, около 1880 г.
Большой бронзовой чайник (детали декора).
Остается добавить, что есть еще один близкий родственник тэцубина, очень схожий внешне, но покрытый внутри эмалью. Такие чайники используются не для кипячения, а только для заваривания чая. Их называют кюсу, хотя чаще встречаются кюсу из керамики. Кроме того, кюсу обычно продаются в комплекте с чайным ситечком.
Современный тэцубин и кюсу.
как ни красивы украшенные чайники, но чайник лаконичной формы мне милее всего.
Да, наши вкусы совпадают. Чайники с золотом и серебром будут уместны в витрине музея. А на стол поставить хочется именно этот. Эта форма вне времени. И выглядит он так, будто его создали современные дизайнеры.
Ага! Их легче мыть ))
И это тоже)
Спасибо, Вера! Дивные чайники )) Мне понравились чайники с журавлями и с сельскими домиками )) Конечно в сувенирных целях ))
Да, тут почти все модели «неприкасаемые», кроме современных, конечно))
Кстати, современных тэцубинов тоже нашлось много. Они, конечно, без декора, но все разные и очень красивые. Мне вообще нравится такая слегка сплющенная форма ))
Ой! Какие чайнички-и-и!!! Все до единого понравились — прямо «глаз выпал»! Видела у нас в «Чайном домике» недавно маленький чугунный с цветочками… Непременно куплю! У меня до этого была небольшая коллекция чашечек и чайничков керамических (сувениры, конечно, китайские), а вот, чугунину купить я всё как-то не решалась...