ИСТОРИЯ ФАРФОРОВОЙ КУКЛЫ(ИЗ ИНЕТА)
Куклы XIX века – не просто детские игрушки. Это красота, эстетика и целый пласт ушедшей культуры, который манит нас своим очарованием и таинственностью.
Пожалуй, каждая маленькая девочка мечтала когда-то о красавице-кукле с широко распахнутыми глазами, фарфоровой бледностью кожи, тугими локонами, в роскошном платье с кружевами и воланами. Более того, старинные куклы сейчас настолько любимы и популярны, что даже многие взрослые готовы заплатить немалые деньги за очередную парижанку в своей коллекции. Самыми известными и самыми интересными являются куклы викторианской эпохи, а золотым веком кукол принято считать 1830 – 1900гг. Именно в этот период кукол начинают изготавливать из воска и бисквитного фарфора, а до этого все игрушки были деревянными.
Куклы были мечтой и любимой игрушкой любой маленькой барышни того периода. В этот период появляются куклы, умеющие открывать и закрывать глаза, сидеть, сгибать руки и ноги, даже говорить. Изготавливали фарфоровых модниц в основном в Англии, Франции и Германии. В Российскую Империю их привозили или выписывали из Франции. Это была роскошь и далеко не все родители могли так порадовать свою дочку. Даже в богатых семьях покупка куклы была дорогим удовольствием. Девочки могли играть со своими любимицами лишь под присмотром гувернанток - дабы не испортить дорогостоящую игрушку.
Появляются кукольные домики, мебель для кукол, посуда, в 1839 году выходит книга Юлии Гуро «Мемуары куклы» , а в 1864 - «Переписка двух кукол» того же автора. Повествование в книгах ведется от лица самой куклы. Описывается повседневная жизнь, приключения, приемы, кукольные балы. Очень много внимания уделяется описаниям нарядов – фасонов платья, цветов ткани, материалов, например: «У фарфоровой красавицы «очень тонкое белье, роскошное голубое платьице, белая жакетка и белая кружевная шляпа с розовым бантиком» («Из дневника куклы» 1908).
Но «жизнь кукол — увы! — подвержена бездне случайностей и тысяче капризов», поэтому кукле еще не раз предстоит сменить хозяек и социальное положение. Взлеты и падения, которые так часто описывали авторы нравственных книг, должны были напомнить читателям о бренности земной роскоши.
Вместе с любящими родителями девочка отправляется на курорты Южной Франции, где она окунется в волны светской жизни. Во время этого плавания фарфоровая кукла гибнет в морских волнах. Смерть куклы, о которой сообщается в эпилоге записок, не воспринимается как трагическая: девочка стала взрослой барышней и кукла ей больше не нужна.
Быть может, именно такие кукольные письма, мемуары и дневники вдохновили великого русского композитора П.И. Чайковского на создание таких произведений, как « Болезнь куклы » и « Смерть куклы».
С куклами в руках запечатлены многие аристократки и принцессы того времени. На картине К.Маковского держит нарядную красавицу Великая Княжна Мария Николаевна, на фотографиях начала XX века мы видим дочек последнего русского царя с куклами. Есть даже викторианские посмертные фотографии девочек, на которых хозяйка будто уснула, обняв свою любимицу. Безутешные родители зачастую так и оставляли куклу в руках умершей девочки в гробу.
Часто наделяли фарфоровых кукол - принцесс и мистическими качествами, во II половине XIX века изготавливали кукол удивительно похожих на маленьких девочек. Возникают легенды об оживших куклах – феях и даже о злых игрушках, пытающихся похитить души юных хозяек. Это находит отражение и в современности – снимаются многочисленные фильмы о куклах, как хорошие, так и бездарно-массовые, в 1990 годах появляется замечательная книга – «Леди Дейзи», в которой главная героиня – викторианская кукла – оживает и разговаривает, но только с детьми, взрослые видят в ней лишь обыкновенную игрушку.
Современные куклы - красавицы из фарфора. Несмотря на свой молодой возраст и отсутствие истории, эти куклы тоже стоят весьма недешево. Стоимость этих двух кукол измеряется четырехзначным числом в долларах США.